Другие материалы рубрики «Беларусь-ЕС»

  1. Посол Латвии Михаилс Попковс: слово «проблемы» в отношениях с Беларусью уместнее заменить на «потенциал»
    «Беларусь и Латвия по-прежнему являются друг для друга важными внешнеэкономическими партнерами…»
  2. За визитом Лукашенко в Ригу политзаключенные будут следить из-за решетки?
    Белорусские власти полагают, что нет нужды уступать европейцам — те «и сами все дадут»…


Беларусь-ЕС

Чем заплатит официальный Минск за европейскую визу для Макея?

 

При всех нынешних попытках нормализовать отношения с Западом белорусские власти не обошлись без задержаний и арестов участников акции «Чернобыльский шлях». Эксперты полагают, что такие «мелочи» официальный Минск просто не рассматривает как нечто способное помешать переговорам с ЕС, при этом для властей важно поддерживать градус репрессивности.


У МИДа свой участок, у силовиков — свой

Чем заплатит официальный Минск за европейскую визу для Макея?Стоит отметить, что последние несколько месяцев официальный Минск пытается наладить отношения с Западом. Визиты в Минск представителей евроструктур и чиновников стран ЕС, множество встреч между дипломатами различного уровня, ослабление негативной риторики в адрес ЕС со стороны белорусских властей и государственных СМИ — все это свидетельствует о том, что Минск вновь решил активизировать сотрудничество на западном направлении. Однако попытки диалога с ЕС и Вашингтоном нисколько не мешают властям, как и прежде, преследовать участников уличных акций.

При этом, полагает политолог Юрий Чаусов, было бы неверно говорить, что Минск именно активно пытается наладить отношения с Западом.

«Определенные риторические действия предпринимаются: активная коммуникация белорусского внешнеполитического ведомства с посольствами стран ЕС, передача представителям США послания, содержание которого остается неизвестным, конечно, свидетельствуют о некой активности, но говорить, что делаются важные шаги, например, в вопросе освобождения политзаключенных, пока нельзя», — отметил аналитик в интервью БелаПАН.

По словам собеседника, сейчас можно говорить лишь о том, что «мяч по-прежнему остается на белорусской половине поля».

«Что касается соотношения внутренней и внешней политики, то следует понимать, что белорусский МИД — это одно направление, а те службы, которые ответственны за поддержание нужного градуса репрессивной активности в отношении участников массовых акций, — это другое», — говорит Чаусов.

По его словам, хотя в Беларуси нет разделения властей, но разделение компетенции присутствует. Поэтому в политических целях может быть разрешено проведение акции. В то же время «те службы, которые занимаются репрессивной составляющей государственной политики, заинтересованы поддерживать как градус страха, так и градус ощущения дозволенного в среде оппозиции».

Возможно, предполагает политолог, белорусское руководство не считает задержания нескольких человек во время оппозиционных уличных акций существенным препятствием в налаживании отношений с Западом.

«Имидж Беларуси на внешней арене сейчас, при наличии политзаключенных, таков, что задержание пяти-шести человек на массовой акции погоды не меняет, — говорит Чаусов. — В то же время, если политзаключенные будут освобождены, то вот эти 3-5-10 суток нескольким людям не станут препятствием для налаживания отношений».


Интрига вертится вокруг вопроса политзаключенных

Говоря о перспективах решения вопроса политзаключенных, политолог напомнил, что Запад и официальный Минск уже обожглись один раз на предании огласке своих переговоров.

«Я имею в виду 2011 год и провал миссии Младенова (Николай Младенов — министр иностранных дел Болгарии — прилетал в Минск и неофициально встречался с Лукашенко в конце августа 2011 года. — Ред.), когда именно предание гласности условий, которые обсуждались сторонами, послужило причиной для дезавуирования достигнутых соглашений и процесс освобождения политзаключенных был остановлен», — сказал аналитик.

Сейчас, по его словам, «многие проводят аналогию с прошлым годом, когда на Пасху были освобождены те политзаключенные, которые воспринимались как знаковые — Бондаренко и Санников. Но они, отмечу, написали тогда прошение о помиловании».

В то же время в условиях, когда для ЕС политзаключенные — тема номер один в отношениях с Минском, белорусский МИД на переговорах с Западом, безусловно, не может ее обойти.

«Все ждут, когда эта коммуникационная активность белорусской стороны приведет к реальным шагам по освобождению политзаключенных, — подчеркнул Чаусов. — Времени становится крайне мало, приближается саммит ЕС и стран «Восточного партнерства» в Вильнюсе осенью. Если к тому времени будет решен этот вопрос, то ЕС с чистой совестью сможет снять визовые ограничения, по крайней мере, с белорусского министра иностранных дел. Тогда повысятся шансы на то, что вильнюсский саммит пройдет успешно и в полном составе».

При этом если визовые ограничения с Макея будут сняты без освобождения политзаключенных, «ЕС окажется в ситуации, когда его принципиальные требования выглядят не настолько уж принципиальными».

Чаусов также отмечает, что в любом случае рассматривается такой же вариант приглашения, как на пражский саммит «Восточного партнерства» в 2008 году. Тогда в Минск прилетал министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг, который вручил Александру Лукашенко приглашение для Беларуси, но в Прагу полетели вице-премьер Владимир Семашко и тогдашний глава МИД Сергей Мартынов. Подобный компромиссный вариант, полагает эксперт, устроил бы белорусское руководство и сейчас.

ЕС ныне в достаточно сложной ситуации, говорит Чаусов. «Приглашение на саммит официального Минска без освобождения политзаключенных — это потеря лица для ЕС. Я не рассматриваю такой вариант в качестве возможного. Это не сделает вильнюсский саммит успешным, так как в белорусской тематике тогда тема скандального приглашения будет основной», — сказал аналитик. Он добавил, что и Брюссель, и Минск заинтересованы снять этот вопрос.

При этом подходит время, когда появляется возможность досрочного освобождения некоторых политзаключенных, например Павла Северинца и Дмитрия Дашкевича.

«Их могут отпустить за два-три месяца до истечения сроков. Тут для официального Минска открывается возможность сделать нужные шаги навстречу без потери, с точки зрения белорусских властей, лица. Вопрос в том, оценит ли ЕС эти шаги как достаточные для того, чтобы Макею визу дать», — подчеркнул Чаусов.

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 7)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • джетик опять включил счетчик, очень на цыбулю похоже, особенно в сексуальной ориентации обоих...
  • Дружище, Вы сегодня выстреливаете гениальными догадками - действительно, имелись ввиду умственные способности.
  • Имелись ввиду умственные способности. Уметь разговаривать ещё не значит быть человеком, якобы "бывший".
  • Не только адрес ;)
  • Да, вижу адрес неудачный, Но не в конверте ведь письмо, Ошибся ты, мыслитель странный, Для всех написано оно.
  • Вы почему-то вместо своей спутницы рассказали мне :) Расскажите всё-таки по адресу :)