С чувством глубокого удовлетворения. Минск ждет отмены санкций

Отменит ли Евросоюз санкции против Беларуси или оставит их в нынешнем замороженном виде, по большому счету ее положение кардинально не изменится.

 
Отменит ли Евросоюз санкции против Беларуси или оставит их в нынешнем замороженном виде, по большому счету ее положение кардинально не изменится.
 
 
15 февраля на заседании в Брюсселе министры иностранных дел стран ЕС обсудят будущее ограничительных мер в отношении Беларуси и одобрят официальное решение по этому вопросу.
 
Ожидается, что в итоговом решении по Беларуси Совет ЕС отметит возможность для развития отношений с Минском в более позитивном ключе, сообщила 12 февраля пресс-служба Совета Евросоюза.
 
«Ожидается, что в документе совет выразит свою обеспокоенность ситуацией с правами человека в Беларуси, отметив сделанные Беларусью за последние два года шаги, которые способствовали улучшению отношений между ЕС и Беларусью. Совет отметит, что есть возможность для развития отношений в более позитивном ключе, а прогресс в различных областях может быть достигнут путем расширения канала коммуникаций», — отмечается в сообщении пресс-службы.
 
«С учетом предстоящих парламентских выборов в Беларуси, ожидается, что совет также призовет белорусские власти без промедления выполнить рекомендации, содержащиеся в отчете Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ по итогам наблюдения за президентскими выборами в Беларуси в 2015 году. Совет будет приветствовать растущую открытость Беларуси к диалогу и сотрудничеству с БДИПЧ ОБСЕ», — говорится в сообщении.
 
 
МИД едва успевает принимать гостей из ЕС
 
В последние дни Минск едва успевает принимать важных европейских гостей. 9 и 10 февраля здесь побывали высокопоставленные дипломаты и целые делегации сразу из семи государств ЕС: политические директора МИД стран Вышеградской группы — Венгрии, Польши, Словакии и Чехии, а также представители внешнеполитических ведомств Австрии, Великобритании и Германии.
 
Все они получили аудиенцию у главы белорусского МИД Владимира Макея и его заместителя Елены Купчиной. Для полноты картины стоит добавить, что чуть ранее министр встречался с руководителями региональных представительств немецких фондов имени Фридриха Эберта и Конрада Аденауэра.
 
В официальных сообщениях относительно сути этих бесед конкретики почти нет.
 
Между тем нет ни малейших сомнений, что все переговоры крутились вокруг вопроса о дальнейшей судьбе санкций против Беларуси, который должен рассмотреть 15 февраля Совет Евросоюза.
 
31 января 2011 ЕС ввел ограничительные меры, в том числе запрет на въезд в пределы Евросоюза, в отношении большой группы белорусских чиновников и иных лиц, причастных к репрессиям, начавшимся в день президентских выборов 19 декабря 2010 года.
 
Впоследствии в этот список неоднократно вносились дополнения и изменения, и в итоге на сегодня в него входят 171 физическое и 10 юридических лиц. Однако 29 октября прошлого года в связи с освобождением шестерых политзаключенных Евросоюз постановил заморозить санкции на четыре месяца.
 
 
Оппозиция предлагает Брюсселю составить план
 
Официальные представители Беларуси неоднократно заявляли, что рассчитывают на полную отмену санкций.
 
Так, выступая 9 февраля на церемонии открытия в Минске австрийского посольства, Макей заявил о заинтересованности Беларуси в выстраивании нормальных политических, экономических и иных отношений с ЕС, чему санкции, по мнению министра, препятствуют. Накануне он же оценил перспективы отмены ограничительных мер как «нормальные».
 
С формальной точки зрения такая оценка выглядит достаточно обоснованной, поскольку с освобождением политзаключенных предпосылки для сохранения санкций были устранены. К тому же в последние месяцы особо жестоких репрессий не было, хотя инциденты, связанные с нарушением прав человека, случались.
 
Белорусское демократическое сообщество, естественно, смотрит на проблему санкций иначе, чем власти. Большая его часть считает, что никакой реальной демократизации не произошло, давление на неправительственные организации, политические партии и независимые СМИ продолжается. А потому санкции необходимо продлить, заявляют оппозиционеры. При этом, правда, предложения сформулированы не очень внятно: то ли вновь ввести ограничения в действие, то ли продлить их замороженный статус.
 
Кроме того, группа политических оппонентов властей, подписавшая обращение в этой связи, призывает Брюссель принять, обнародовать и предложить Минску план первоочередных мер по достижению прогресса в области прав человека.
 
А вот гражданская кампания «Говори правду» выступает за обусловленную отмену санкций, имея в виду, что властям следует открутить гайки в политической жизни, в частности, отменить уголовную ответственность за деятельность от имени незарегистрированной организации.
 
 
Отмена санкций не принесет чудес
 
Таким образом, гипотетически возможны три варианта решения Совета ЕС: введение санкций в действие, продление заморозки и полная отмена.
 
Первое решение представляется практически невероятным, особенно в условиях, когда Запад находится в достаточно острой конфронтации с Россией и не хочет вынуждать Беларусь строго следовать в фарватере Москвы. В целом вряд ли можно сказать, что ситуация с правами человека в Беларуси за прошедшие месяцы ухудшилась, а отдельные эксцессы все же, пожалуй, не тянут на столь радикальную меру.
 
В то же время отсутствие сдвигов в лучшую сторону выглядит как аргумент в пользу того, что снимать санкции рано. Наученный опытом прошлых лет Евросоюз, возможно, решит сохранить их в подвешенном состоянии на какое-то время — как полагают некоторые эксперты, до завершения парламентских выборов (вероятно, они будут назначены на 11 сентября).
 
Впрочем, заметной разницы между двумя последними вариантами фактически нет, если, разумеется, исключить чисто моральное удовлетворение, которое было бы получено властями в случае полной отмены ограничительных мер. Как представляется, белорусское руководство больше размышляет о впечатлении, которое окончательная отмена санкций могло бы произвести на Москву.
 
В случае продления их заморозки официальный Минск, безусловно, выразит Евросоюзу свое неудовольствие, однако на серьезное обострение отношений, тем более в таких тяжелых экономических условиях, едва ли пойдет.
 
По большому же счету все игроки понимают: отмена санкций сама по себе отнюдь не означает, что все проблемы в отношениях Минска с объединенной Европой немедленно исчезнут, кредиты и инвестиции польются бурным потоком, а белорусское руководство не будет знать, как отбиться от приглашений из европейских столиц.