Другие материалы рубрики «Финансы»

  1. Евраз или алтын. Чем грозит Беларуси единая валюта
    Чтобы появилась единая валюта, страны должны очень тесно сотрудничать друг с другом, как это было на Западе до появления евро...
  2. Будут ли лопаться белорусские банки?
    За суверенную историю Беларуси в стране было ликвидировано 25 банков, и у этой печальной статистики может быть продолжение…


Финансы

Недостачу российских кредитов Минск хочет компенсировать европейскими?


Недостачу российских кредитов Минск хочет компенсировать европейскими?К переговорам с Россией о получении заключительного 500-миллионного транша из двухмиллиардного кредита Беларусь намерена вернуться после того, как Международный валютный фонд одобрит первый обзор программы «стэнд-бай». Официальный Минск рассчитывает, что этот документ докажет российской стороне несостоятельность опасений относительно плачевного состояния отечественной экономики и потенциальной неплатежеспособности.

«Мы с российскими коллегами вопрос пока не обсуждаем, так как нет окончательной официальной позиции МВФ. Мы дождемся реакции МВФ, которая подтвердит правильность нашей экономической политики. Это будет то, с чем можем пойти на переговоры с Россией, ранее этого срока мы не будем возобновлять переговоры», — сказал 24 июня министр финансов Беларуси Андрей Харковец.

Первый отчет белорусского правительства в рамках кредитного соглашения с МВФ эта финансовая организация предварительно уже одобрила. Более того, Международный валютный фонд на запланированном на 29 июня заседании совета директоров будет рассматривать вопрос об увеличении кредитной помощи Беларуси на 1 млрд. долларов в дополнение к 2,46 млрд. долларов, которые уже оговорены (и частично получены) под программу экономических реформ.

Поступившая из штаб-квартиры МВФ в Вашингтоне информация носит позитивный характер и, в принципе, ее должно было бы быть достаточно, чтобы разубедить российских коллег в их сомнениях. Впрочем, понятно, что в условиях напряженных политических отношений Минска и Москвы вопрос российской кредитной помощи также приобретает политический оттенок.

По информации российских СМИ, выделение Москвой 2 млрд. долларов кредита было обставлено условием продажи российским компаниям дюжины белорусских молокозаводов. Однако официальный Минск эту договоренность не выполнил, из-за чего выделение очередного транша застопорилось и, в конце концов, вылилось в «молочную войну».

Впрочем, белорусская сторона подобные утверждения категорически опровергает.

«Я никогда не обещал, что взамен на что-то отдам молокоперерабатывающие заводы,заявил 25 июня Александр Лукашенко в ходе встречи с губернатором Ростовской области Владимиром Чубом. — Я даже Медведеву с обидой сказал: разве можно такие условия ставить. Мол, вот вы на рынок поставляете свою продукцию, отдайте нам свои заводы. Но ведь мы, белорусы, сами эти заводы модернизировали, и эти предприятия сегодня акционированы и находятся фактически в частных руках, у производителя».

По словам Лукашенко, увязывание выдачи кредита с приватизацией белорусских предприятий российским капиталом — глупость и инсинуации: «Если вы не хотите давать 500 млн. долларов, что же, обойдемся без них».

Можно предположить, что официальный Минск действительно существенно снизит активность на российском кредитном направлении. Да, эти 500 млн. долларов уже были учтены при планировании будущих финансовых мероприятий, а их неполучение, соответственно, чревато срывом планов. Но, во-первых, компенсирующую роль может сыграть дополнительный миллиард долларов от МВФ, а во-вторых, правительство продолжает активно искать и иные источники финансирования.

В частности, Минфин Беларуси, пока осторожно, постучался в приоткрывшуюся европейскую дверь. Как сообщил 24 июня министр финансов Андрей Харковец, Беларусь обратилась к ЕС с просьбой об оказании финансовой поддержки.

«Мы пока направили обращение по этому поводу, ждем соответствующей реакции. Я думаю, что рассмотрение этих вопросов состоится в самое ближайшее время», — отметил Андрей Харковец.

Отметим, что за финансовой помощью непосредственно к Евросоюзу Беларусь обратилась впервые в своей истории. Бумаги в Еврокомиссию ушли 23 июня, ответ из Брюсселя в Минске ждут в начале июля, хотя и не исключают, что рассмотрение вопроса может затянуться.

Как пояснил «Белорусским новостям» начальник Главного управления международных финансовых отношений и государственного долга Министерства финансов Андрей Смольский, в запросе нет конкретных сумм, которые хотела бы получить Беларусь. Пока вопрос ставится так — может ли Евросоюз в принципе оказать Беларуси финансовую помощь.

Белорусское правительство хочет воспользоваться имеющимся у Евросоюза инструментом финансовой помощи странам, территориально близким к ЕС. «Он предполагает как долгосрочное, так и среднесрочное кредитование, а также гранты, которые идут как дополнение к программам реформ, которые поддерживает МВФ», — пояснил Андрей Смольский.

Данная помощь оказывается в рамках макроэкономического финансирования, то есть кредитование будет направлено на поддержку платежного баланса, пополнение золотовалютных резервов или иные глобальные цели. О финансовой поддержке отдельных предприятий или программ в данном случае речь не идет.

Как отметил Андрей Смольский, одними из критериев предоставление такой помощи является готовность к оговариваемым европейской стороной реформам экономического и политического характера.

«Вопрос о предоставлении помощи решает Европейская комиссии. А вот кто непосредственно, какой финансовый институт будет выделять средства, сейчас сказать сложно. Более детальную информацию о механизме и условиях оказания помощи мы надеемся получить в ответе Еврокомиссии», — сказал представитель Минфина.

По оценкам экспертов, до конца этого года Беларуси потребуется привлечь еще порядка 7 млрд. долларов внешнего финансирования. Целиком и полностью рассчитывать на основного кредитора — Россию, в данном случае, понятное дело, не приходится. Если уж тормозится вопрос с выделением 500 млн. долларов, то о просьбе ссудить 100 млрд. российских рублей, судя по всему, вообще можно забыть.

Перспективы европейского вектора поиска внешних заимствований тоже пока покрыты туманом. Конечно, можно рассчитывать на фактор общего потепления отношений между Минском и Брюсселем и стремление ЕС всячески, в том числе, не исключено, и деньгами, мотивировать белорусские власти к политическим реформам. Но при это необходимо учитывать, что даже у ЕС резервы финансовой помощи ограничены. И в случае, если будет необходимо выбирать между помощью стране-члену Евросоюза или Беларуси, выбор, скорее всего, окажется не в нашу пользу.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева