Другие материалы рубрики «Финансы»

  1. Будут ли лопаться белорусские банки?
    За суверенную историю Беларуси в стране было ликвидировано 25 банков, и у этой печальной статистики может быть продолжение…
  2. Банки будут сообщать в налоговые органы о покупателях крупных сумм валюты
    Кроме банков. информацией о покупках и доходах граждан с налоговиками делятся таможня, ГАИ, БТИ...


Финансы

Белорусский финансовый кризис: «зайчик» в тумане


Спустя месяц после открытия дополнительной сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже курс рубля не только не укрепился, а наоборот — опустился со стартовой позиции после первых торгов (8600 рублей за доллар) еще на 4,7% — до 9010 рублей за доллар. Причем, в последние дни наблюдался резкий обвал курса. С 11 по 14 октября курс белорусского рубля по отношению к доллару на допсессии снизился на 1090 рублей, или 13,76%.

Ожидая дальнейшего ослабления курса национальной валюты, Naviny.by обратились к экспертам и поинтересовались:

1. Оправдала ли допсессия надежды бизнеса и власти?

2. Какими факторами было вызвано стремительное в последние дни падение курса рубля?

3. Какие перспективы у нашей национальной валюты, каковы шансы выйти на единый курс к концу ноября и что необходимо делать властям в сложившейся ситуации?


Рост и падение курса рубля на допсессии были ожидаемы

1. По мнению заместителя директора по науке Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Георгия Грица, результаты работы допсесссии спустя месяц после начала ее запуска можно оценивать двояко.

Георгий Гриц«С одной стороны, бизнес перестали подталкивать к нарушению валютного законодательства. Но в то же время нельзя говорить о свободном доступе к торгам, так как сохранился инструмент административного регулирования их участников со стороны регулятора: пускать или нет и на каких условиях», — заявил Гриц.

Кроме того, эксперт обратил внимание, что, несмотря на открытие допсессии, не исчез фактор неопределенности. Невозможно предсказать, каким будет курс через месяц, через год. Это усложняет ведение бизнеса и его планирование.

По мнению Георгия Грица, допсессия не оправдала ожидания властей: «Ведь они рассчитывали на безболезненный переход на единый курс, а кроме того, ожидали лучшего значения курса, причем без вмешательства Нацбанка. Хотя я еще месяц назад прогнозировал, что курс будет ближе к 9 тысячам за доллар плюс/минус 500 рублей».

2. Наблюдавшееся в первые три недели торгов на допсессии укрепление рубля, а затем его резкое падение не стали для эксперта сюрпризом.

«Властям сначала надо было продемонстрировать эффективность этого инструмента, а потом, особенно в условиях стороннего наблюдателя — МВФ, они уже не могли прежними методами влиять на ситуацию. Кроме того, многие предприятия поначалу были вынуждены активно конвертировать валюту в рубли, чтобы уплатить налоги и рассчитаться по кредитам. Но у кого была возможность не конвертировать, тот этого не делал».

3. В краткосрочной перспективе повлиять на ситуацию с изменением курса на допсессии иначе, кроме как за счет административного ресурса, власти не смогут, убежден Георгий Гриц. А вот на единый курс, по мнению эксперта, пока выходить необязательно, и велика вероятность, что от этого пока воздержатся, несмотря на прежние заявления.

«Жизнь сложнее, чем желание политиков или чиновников. И при плавающем едином курсе будет сохраняться угроза спекулятивного на него воздействия или даже сознательного обвала. И в этом случае власти не смогут воздействовать на ситуацию административными мерами», — убежден Гриц.

На его взгляд, «должен сохраниться официальный курс, по которому можно будет приобретать товары стратегического значения — энергоносители, медикаменты. Думаю, что в нынешних условиях это придаст больше предсказуемости. Но при одном «но». Уровень обязательной продажи валютной выручки экспортерами должен быть не 30%, а 3%, 5%, может быть 12%».

Для этого Георгий Гриц считает необходимым просчитать уровень критического импорта. «Однако окончательное решение должен принимать не Нацбанк, а, может быть, орган при Совете безопасности или при Администрации президента. Наше правительство слишком аффилировано, в его действиях превалирует лоббирующий фактор, поэтому надо перейти на другой уровень», — полагает эксперт.


Резкое ослабление рубля чревато очередным всплеском инфляции

1. Глава Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Александр Швец главным плюсом открытия допсессии считает официальный свободный доступ к валюте для бизнеса.

Александр Швец «В этом плане биржа ожидания оправдала. Однако в последние дни наблюдается тенденция сокращения предложения и роста спроса. Мы все начинаем понимать, что если курс опять начнет расти, то цены как на импортные товары, так и на отечественные, которые производятся с большой долей импортных комплектующих, начнут ползти вверх. Ведь бизнес будет закладывать в стоимость товара не только текущую цену доллара, но и риски его дальнейшего роста», — отмечает Александр Швец.

В свою очередь сократится спрос со стороны населения, которое не обладает достаточными ресурсами для покупки всех необходимых товаров по вновь выросшим ценам. Как итог — падение оборотов у бизнеса.

2. Происходящее на допсессии резкое ослабление курс рубля, на взгляд эксперта, можно объяснить значительным ростом спроса на валюту.

«Государственный и частный бизнес осмотрелся, и все начали наращивать обороты, исходя из курса, который сформировался на уровне 8 тысяч. Тут же возросла потребность в валюте. Однако этот спрос не удовлетворяется, так как предложение не растет», — констатирует Швец.

Между тем он не исключает, что рост спроса мог быть вызван и другими факторами. В частности, продолжающимся в стране эмиссионным кредитованием реального сектора. «На биржу выбрасываются рубли, что также увеличивает спрос».

3. Швец понимает, что ослабление курса рубля — это тревожный симптом для Нацбанка, перед которым может встать необходимость размораживания золотовалютных резервов. «Или же курс будет дрейфовать в такую зону, что сведение официального курса и курса на допсессии окажется невозможным», — прогнозирует эксперт.

При этом он убежден, что при таком разбросе между официальным и рыночным курсами их объединение не представляется возможным.

«Поэтому не надо торопиться с выходом на единый курс. Да, два курса — не очень хорошо. Но в этой относительно нестабильной ситуации попытки объединить курс надо предпринимать тогда, когда будет создан хороший финансовый запас прочности (рост ЗВР) для поддержания единого курса, чтобы он не рос, а держался в каком-то заданном коридоре. Но пока такого запаса прочности мы не наблюдаем», — подчеркивает Александр Швец.

Кроме того, в интересах не только валютного рынка, но и в целом экономики эксперт считает необходимым добиваться от России снижения цен на энергоносители.

«Пытаться конкурировать при приблизительно равном технологическом укладе, но с разными ценами на энергоносители, сложно. Мы заведомо оказываемся неконкурентоспособны. Поэтому надо объяснять российским коллегам, что если мы в союзе, то надо пересматривать цены на энергоресурсы в сторону понижения. Думаю, это главная задача политического руководства страны», — считает глава БНПА.


Курс может вырасти до 10-12 тысяч рублей за доллар

1. Бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич отмечает, что допсессия не оправдала всех надежд, «однако позволила в некоторой степени стабилизировать валютный рынок. В этом ее плюс».

2. Наблюдая за резким падением курса рубля в последние дни, Богданкевич пришел к выводу, что этому способствовали не только экономические, но и психологические факторы.

Станислав Богданкевич«Например, у власти до сих пор нет внятной системной программы оздоровления экономики и рынка. Нет точной информации, в каких объемах не хватает внешнего финансирования, за счет каких ресурсов предполагается перекрыть дефицит. А это надо было просчитать, а затем показать общественности, бизнесу. Тогда наступило бы успокоение».

3. А вот дальнейшие изменения на валютном рынке, на взгляд банкира, будут зависеть от того, станет ли власть управлять ситуацией или же будет надеяться, что все само собой рассосется: не станет замораживать зарплаты бюджетникам и продолжит кредитование реального сектора под отрицательную процентную ставку.

Но прежде всего, по убеждению Богданкевича, власти должны исправить свою ошибку и все-таки сделать единую торговую сессию. «Тогда бы мы имели действительно реальный рыночный равновесный курс», — убежден эксперт.

Помимо этого, Богданкевич считает необходимым сокращать денежную массу, повышать ставку рефинансирования (пока 35%) до уровня инфляции, которая превысила 70% и к концу года, по прогнозам, превысит порог в 100%.

«Если бы власти за счет ставки рефинансирования ограничили бы доступ к кредитам, заморозили бы зарплаты чиновникам и правительству и быстрее решали вопрос с получением внешних займов, то курс можно удержать на уровне 8000-8500 за доллар. Но власти ничего не делают, сидят как мышь под веником и могут довести курс до 10-12 тысяч за доллар», — считает эксперт.

Оценить материал:
Средний балл - 4.63 (всего оценок: 68)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • А еще пару месяцев назад это человек говорил: Мясникович: ажиотажный спрос — это просто неграмотное поведение населения Мясникович: с инфляцией мы почти справились, обвального роста цен не будет Мясникович: ситуация на валютном рынке стабилизируется в течение одного-двух месяцев Наверное, он не знал и не знает, что «Главная цель экономики — поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления рода человеческого, рост благосостояния членов общества»? Наверное, он также не знает, что «За чертой бедности в США, согласно официальной статистике, проживает 14,3% населения (43,6 млн. чел.)? и никогда не сравнивал белорусских бедных. А если в США показатель бедности исчисляется из прожиточного минимума, умноженного на коэффициент 2,5, и ныне там составляет чуть больше $ 1 тыс. в месяц, то можно посчитать, сколько за чертой бедности в Беларуси. Но если кто не знает, какая "минималка" в Беларуси? То известно, что в Польше она в три раза больше.
  • Вообще с ростом курса справится легко. ВО первых отменяем доп сеcсию. ВО вторых ( чтобы остатки валюты не вывезли ) закрываем границы для импорта, а потом и для населения. Плавно превращаемся в Северную Корею ( в связи с этим, всяческие выборы можно вообще отменить ). Вот только как Вове Путину объяснить почему его затея с таможенным союзам не получилась ?
  • А почему 9800, в чём её волшебство? Почему ни 10000 или 9500? Уверяю вас, подошло время налоговых выплат, курс возможно немного приостановится, а потом вперёд к звёздам. И ваши 11500 будем вспоминать как сладкий сон ( как сейчас 3800-4000 ), а там уже и 13600 покажутся родными и близкими. НЕТ ПРИДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ.
  • 9800 ключевая точка. если выше, уйдем к 11500, если будут предпосылки, можем и до 13600. если остановимся на 9800, то (как-бы мифически не звучало)есть слабая, в силу множества факторов, вероятность увидеть даже 4500!!! через пол года. но в этом я сильно сомневаюсь.