С белорусских банков снимут излишний «жир»

Руководство страны чуть было не поставило банкиров на одну доску с тунеядцами: страна в сложном экономическом положении, а они, понимаешь, «жируют»…

На этой неделе руководство страны чуть было не поставило банкиров на одну доску с тунеядцами: страна в сложном экономическом положении, а они, понимаешь, «жируют». Это словечко употребил не кто иной, как глава государства на совещании 11 ноября. Национальному банку, который регулирует деятельность денежно-кредитных учреждений, было поручено разобраться с банкирами.



По информации БелаПАН, регулятор справился с задачей досрочно и еще до совещания принял решение об ограничении доходов топ-менеджеров банков.

 

Волеизъявление акционеров банков ограничили

По сведениям БелаПАН, о регулировании доходов банкиров Нацбанк задумался еще в третьем квартале — тогда было принято решение направить собственникам коммерческих банков Беларуси рекомендации по определению условий оплаты труда и размеров бонусов, выплачиваемых руководителям банков.

При этом регулятор советовал принимать решения о выплате бонусов руководителям банков с учетом выполнения последними рекомендаций Нацбанка.

И это еще не все. По словам представителей коммерческих банков, в третьем квартале белорусский центробанк принял решение ограничить размеры бонусов руководителей коммерческих банков.

«Согласно принятому решению Нацбанка, размер бонусов, выплачиваемых по итогам года топ-менеджерам банков, не может превышать двенадцати окладов», — рассказал БелаПАН член правления одного из банков.

До этого годовые бонусы топ-менеджерам банков не лимитировались. Ограничения распространялись лишь на квартальные бонусы, включаемые в размер заработной платы, величина которой (по белорусскому законодательству) у руководителя организации не может более чем в 8 раз превышать размер средней зарплаты в компании.

Фактически, констатируют банкиры, к настоящему времени сформированы механизмы, которые позволяют административно управлять зарплатами в банковской сфере.

«Мы ощущаем, что существует целый набор косвенных либо прямых мер, ограничивающих волеизъявление акционеров банков, которые через наблюдательный совет определяют политику оплаты труда менеджеров банков», — отметил в беседе с корреспондентом БелаПАН представитель банка с иностранным капиталом.

Надо сказать, что бонусы руководителей государственных организаций правительство в этом году также ограничило 12 окладами. Но одно дело — госпредприятия, которыми государство может на правах собственника управлять как угодно, другое дело — частные компании, в данном случае банки.

Участники рынка не исключают, что возможны ситуации, когда отдельные банки будут искать обходные варианты для выплаты вознаграждения банкирам.

«У российских банков при желании существует возможность заплатить любому белорусскому менеджеру, заключив с ним консалтинговый договор. При желании обойти установленные ограничения возможно. Готовы ли на это будут идти банкиры и акционеры банков — вопрос отдельный», — рассуждает собеседник БелаПАН в финансовых кругах.

Другое дело, что в складывающихся условиях мотивировать акционеров увеличить размер бонусов менеджерам банков будет непросто. Представители коммерческих банков полагают, что маржинальность банковского бизнеса в ближайшие месяцы будет снижаться.

Маржой придется поделиться

В минувший четверг Нацбанк сообщил о принятом постановлении, согласно которому ставки по всем рублевым кредитам (новым и выданным ранее) ограничены.

Известие об этом решении появилось после того, как Александр Лукашенко поручил 11 ноября правительству и Нацбанку «более быстро и решительно» снижать стоимость кредитных ресурсов для предприятий.

«Выстраивается следующая линия: у промышленных предприятий дела обстоят неважно, у сельхозпредприятий — аналогичная ситуация. Платить за то, чтобы было хорошо стране, некому кроме как банкам. Поэтому банкам однозначно придется частью своих доходов поделиться с предприятиями, которым плохо», — полагает представитель банка с российским капиталом.

Такие ожидания разделяют и белорусские экономисты.

«Существует желание переложить часть проблем, которые сложились в экономике, на плечи банковского сектора, чтобы они поделились с предприятиями своей рентабельностью», — отмечает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Однако массового снижения процентных ставок по всем продуктам на денежном рынке, скорее всего, не произойдет. Дело в том, что снижение ставок по кредитам одновременно с уменьшением ставок по депозитам может привести к оттоку из банковской системы вкладов в национальной валюте. Поэтому у Нацбанка другой сценарий.

По информации БелаПАН, Нацбанк считает целесообразным сохранение ставок по рублевым депозитам на неизменном уровне до конца 2014 года и одновременно с этим намерен ориентировать банки на снижение процентных ставок по рублевым кредитам.

Такая политика, однозначно прогнозируют и банкиры, и независимые экономисты, приведет к сокращению спреда между ставками по кредитам и депозитам и, как следствие, вызовет уменьшение банковской маржи.

«Нацбанк продолжит регулировать ставки по кредитам и попытается их снизить, но при этом постарается не допустить снижения ставок по рублевым депозитам. В конечном счете, это ограничит процентный спред и доходность банков», — прогнозирует Дмитрий Крук.

Опускать ставки по депозитам, чтобы повысить свою маржинальность, банки пока не планируют, ведь вероятный в таком случае отток рублевых вкладов ни к чему хорошему не приведет.

«Банки в этом смысле являются полностью государственно ориентированными структурами — сохранение спокойствия на денежном рынке для них важнее, чем решение краткосрочных задач», — отметил в беседе с корреспондентом БелаПАН топ-менеджер одного из банков.

Итак, прогноз на краткосрочную перспективу — маржинальность банковского бизнеса будет постепенно снижаться. При том что маржа сегодня у банков реально небольшая.

По словам банкиров, рублевые ресурсы денежно-кредитные учреждения сегодня могут привлечь под 24% у Нацбанка (в случае использования инструмента поддержки ликвидности) и под 28-30% у населения. Максимальная ставка, установленная Нацбанком по рублевым кредитам, сегодня составляет 32,3% годовых.

Таким образом, маржа банков сегодня вовсе не 15-17%, как это преподносилось на совещании с участием Лукашенко, а гораздо меньше. В этих условиях неуклонное (административное) снижение процентных ставок по рублевым кредитам может опустить рентабельность банковского бизнеса до нуля и даже ниже. Сколько такую ситуацию готовы будут терпеть банкиры — сказать сложно.

Зато понятно другое: в условиях, когда инфляция в годовом выражении остается в районе 20%, рублевые вкладчики вряд ли согласятся со снижением ставок по рублевым депозитам. Поэтому, административно снижая ставки по кредитам, стоит думать о возможностях банков поддерживать спокойствие на денежном рынке.