Германия быстро стареет

Низкая рождаемость, старение и сокращение численности населения, миграция — вызовы и для современной Германии...

Демографические проблемы актуальны не только для Беларуси. Низкая рождаемость, старение и сокращение численности населения, миграция, изменение стиля жизни — вызовы и для современной Германии.

Как одна из наиболее преуспевающих стран Евросоюза справляется с этими проблемами? Ответ на этот вопрос искали журналисты из 12 стран Европы и Азии, для которых Федеральное министерство иностранных дел Германии организовало ознакомительный визит.

По данным федерального правительства Германии, население страны сокращается с 2003 года и сегодня составляет 81,7 млн. человек. По прогнозам, в ближайшие 50 лет оно уменьшится еще на 15-21%. Одновременно изменяется структура населения: сокращается число детей и растет число людей старше 65 лет. Сегодня численность жителей Германии до 20 лет примерно равна числу пенсионеров старше 65, и эти группы составляют приблизительно по 20% от всего населения. Но уже в 2030 году 29% населения Германии будет в возрасте как минимум 65 лет, а в 2060 году к старшей возрастной группе будет относиться каждый третий житель страны.

Тенденция старения и сокращения численности населения особенно значительно выражена в восточных регионах Германии. После падения Берлинской стены в 1989 году многие молодые жители из менее благополучных в экономическом отношении восточных регионов переехали в западные земли.

Еще одной особенностью современного немецкого общества является все большее этническое многообразие и разнообразие жизненных укладов. Почти каждый пятый житель страны — иммигрант или выходец из семьи иммигрантов. Предполагается, что эта тенденция сохранится и в будущем.

Как сообщил глава управления «Демографические изменения» Федерального министерства по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи Алвин Пруст (Alwin Proost), одна из причин старения населения — низкая рождаемость на протяжении многих лет. После всплеска рождаемости в 1950-1960 годах, который отмечался во многих странах, с середины 1970 годов в Германии установился низкий уровень рождения детей. На одну женщину репродуктивного возраста приходится только 1,4 ребенка. По словам Пруста, по статистике, чем выше уровень образования и дохода семьи, тем меньше в ней детей. Женщины все чаще откладывают рождение ребенка на более позднее время, и все чаще пары предпочитают не регистрировать официально свои отношения.

Как считает представитель министерства, многие женщины откладывают брак и рождение ребенка из-за сложностей совмещения работы и семьи. Так, во многих регионах Германии, особенно на западе страны, остро не хватает детских садов и воспитателей. Долгое время идеи эмансипации не находили поддержки в немецком обществе, одобрялось традиционное разделение ролей. Предполагалось, что женщина, родившая ребенка, должна оставаться дома и сама заниматься его воспитанием, а финансовое обеспечение семьи было обязанностью мужа.

Как рассказала 32-летняя экономист Фрауке Браун (Frauke Braun), сегодня многие женщины откладывают рождение ребенка или вообще отказываются от материнства из-за опасений, связанных с утратой профессии, изменением стиля жизни. Почти 10 лет Браун живет с мужчиной, однако стать матерью она не спешит, несмотря на уговоры партнера. После окончания университета девушка отучилась в магистратуре и аспирантуре, нашла интересную работу в секторе государственного регулирования энергетики.

«Теперь я уже готова подумать о ребенке, но спокойно отнесусь и к тому, если детей у меня так и не будет. Не хочется выглядеть матерью-кукушкой, которая все время кому-нибудь подбрасывает ребенка и разрывается между работой и семьей. Традиционно мать в Германии — это хорошая мать, у которой все под контролем, и ребенок ухожен, накормлен и воспитан. К матерям, которые мечутся между работой и детьми, всегда относились неодобрительно. К тому же, немецкое общество не слишком дружественно к детям, это — не Италия, где малыши вызывают умиление. В Германии в общественных местах люди ждут, что дети не будут бегать и шуметь, мешая окружающим», — сказала Браун.

Еще одна причина демографических изменений — рост продолжительности жизни, который отмечается постоянно на протяжении уже 150 лет.

Как рассказал заместитель директора Немецкого центра геронтологии (DZA), профессор Андреас Мотель-Клингебиль (Andreas Motel-Klingebiel), если в конце 19-го — начале 20-го веков продолжительность жизни росла за счет уменьшения детской смертности, то с 1950-х годов — в основном за счет более долгой жизни пожилых людей. Особенно значительно выросла продолжительность жизни государственных служащих и людей с высокими доходами, которые имеют наиболее благоприятные условия труда. Люди не только живут дольше, они более здоровы и активны по сравнению с гражданами аналогичного возраста несколько десятилетий назад.

По словам эксперта, увеличение числа пенсионеров влечет за собой рост нагрузки на людей трудоспособного возраста: пенсии в Германии платят из отчислений в пенсионный фонд трудоустроенных граждан. Если в настоящее время на одного пенсионера приходится четыре работающих гражданина, то через 30-40 лет это соотношение составит один к одному.

По словам представителя Федерального министерства здравоохранения Германии Кристиана Беррингера (Сhristian Berringer), старение населения также влечет увеличение нагрузки на систему здравоохранения. По его словам, все больше людей нуждаются в долговременном уходе — от 6 месяцев и больше. Если среди людей до 60 лет лишь 0,5% нуждаются в таком лечении, то среди граждан старше 85 лет — 38%. Особую проблему в обществе с большим числом пенсионеров также представляет старческое слабоумие.

Как отметил Берингер, один из вызовов для современной системы здравоохранения Германии — нехватка медсестер и санитарок, которую не удается покрыть даже привлечением персонала из других стран, особенно из Восточной Европы.

Как рассказал представитель Федерального министерства по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи Германии Стефан Зайдель (Stefan Seidel), проблемой является также тот факт, что 95% жилья в Германии не адаптировано к нуждам пожилых людей.

Его родители — 79-летняя мать и 80-летний отец — живут отдельно от детей в небольшом городке на юге страны. За последние три года они два раза меняли жилье. После того, как у матери усугубилась болезнь суставов, было решено продать фамильный дом и переехать в небольшую квартиру на первом этаже многоэтажного дома. Однако в той квартире они прожили недолго: даже сравнительно небольшой лестничный пролет представлял для больной артрозом неодолимое препятствие. В результате пришлось переезжать еще раз. «Переезды тяжело сказались на родителях. Пожилым людям нелегко адаптироваться к новой обстановке, и отец до сих пор находится в тяжелой депрессии», — отметил Зайдель.

По его словам, большинство пожилых людей желает оставаться независимыми и активными, многие готовы быть полезными обществу.

По данным опросов, более половины дедушек и бабушек присматривают за внуками, 37% пожилых людей в Германии являются волонтерами. Родители самого Зайделя на пенсии особенно активно участвуют в делах церковной общины, к которой они принадлежали всю жизнь.

По словам чиновника, несмотря на то, что в современной Германии большинство детей уезжает далеко от родителей, даже в глубокой старости люди не хотят жить в домах-интернатах. Согласно статистике, из числа всех пожилых людей, нуждающихся в уходе, около двух третей получают его на дому.

«Интернаты вызывают у людей отторжение. У них дурная слава, которая еще преувеличивается медиа. Одной из причин нежелания стариков находиться в домах-интернатах также может быть необходимость переезда, утрата знакомых и друзей, всего привычного. Наконец, люди воспринимают это так: из дома-интерната нет пути назад, есть только одна дорога — на кладбище», — сказал Зайдель.

По его словам, как правило, стоимость нахождения в доме-интернате не покрывается полностью пенсией, поэтому родственникам необходимо доплачивать. Одной из распространенных практик является наем помощников по хозяйству или сиделок из числа иммигрантов или иностранцев, особенно часто из Польши и Украины.

Большинство встреченных журналистами пожилых немцев неохотно отвечали на вопросы о том, как они представляют себе глубокую старость, они надеются, что нужда и немощь их не коснется.

58-летний художник и преподаватель изобразительного искусства в центре творчества детей и пожилых людей Юнис Аль Аррави (Younis Al Arrawy) заявил: «Надеюсь, что буду работать до смерти, не хотел бы быть обузой своему сыну».

68-летний пенсионер Ханс-Михаэль Лауэр (Hans Michael Lauer) надеется, что еще долго будет активным. На пенсии он участвует в любительских театральных постановках и управляет собственным пароходом, четверо детей с семьями живут отдельно, только одна из дочерей в Берлине. «Меня уже приглашала к себе одна из моих невесток, и когда я буду совсем немощным, то туда и поеду», — сказал Лауэр. «Я готов жить до 200 лет, даже пусть с болезнями и дорогими медицинскими процедурами», — продолжает он.

65-летняя пенсионерка Катарина Роммлер (Каtharina Rommler) также надеется, что посещение кружка по танцам и хора поможет ей дольше оставаться активной. В случае ухудшения здоровья она предпочтет нанять помощницу по хозяйству из Польши на пару часов в день.

«В самом крайнем случае, придется нам с мужем доживать в доме-интернате, не хочется обременять дочь с двумя детьми, которая долго отходила от тяжелого развода и только что снова устроила личную жизнь в Ростоке. Хотя, конечно, дочь приглашает нас к себе», — сказала Роммлер.

Как считает сотрудник управления продвижения внешней торговли Федерального министерства иностранных дел Оливер Шольмайер (Оliver Schollmeyer), последствия старения населения и сокращения работоспособной части общества могли бы быть смягчены с помощью иммиграции. Однако сегодня Германия не воспринимается в мире как страна, которая охотно принимает иммигрантов.

«Есть представление, что немцем может называться только человек, который родился в Германии. Хотя выходцев из других стран в Германии все больше, никто не считает ее страной иммигрантов, как, например, США или Канаду», — отметил Шольмайер.

По его мнению, нуждаются в изменении также существующие практики подтверждения образовательного уровня иммигрантов, которые «не отличаются гибкостью».

Как отметил немецкий журналист и блогер Бьорн Швенткер (Bjorn Schwentker), проблеме демографических изменений все больше уделяется внимание в медиа. При этом преобладает негативный настрой. «Есть восприятие, что нация вымирает», — сказал он.

Как рассказал начальник главного управления планирования внутренней политики Федерального министерства внутренних дел Йорг Бентманн (Jorg Bentmann), на уровне государства предпринимается ряд мер с тем, чтобы смягчить существующие негативные тенденции и изменить отрицательное восприятие демографических изменений. Среди наиболее значимых шагов за последние годы — решение о постепенном повышении пенсионного возраста с 65 до 67 лет до 2029 года. Одновременно на 0,2% в год повышаются отчисления трудоспособных граждан в пенсионный фонд. Предполагается, что отчисления в пенсионный фонд вырастут с 18,9% в настоящее время до 22% к 2030 году. Также с целью привлечения женщин на рынок труда одобрен законодательный акт о праве каждого ребенка старше года на место в яслях или детском саду (вступит в силу с 1 августа).

Кроме того, как сообщил представитель Федерального министерства иностранных дел Оливер Шольмайер, принято решение о реализации пилотного проекта по привлечению в Германию квалифицированной рабочей силы из Индии, Индонезии и Вьетнама.

В этих странах численность населения не сокращается, а растет, достаточно много квалифицированных работников, которые не могут найти себе применения. С согласия правительств Индии, Индонезии и Вьетнама посольства Германии будут рекламировать их жителям преимущества переезда в страну с ведущей в ЕС экономикой. При этом предполагается, что азиаты интегрируются в общество Германии, и их семьи навсегда останутся в этой стране.

Как отметил Шольмайер, взамен страны-участники проекта смогут рассчитывать на улучшение качества рабочей силы: не каждый прошедший курсы повышения квалификации в Германии все-таки пожелает и сможет закрепиться в этой стране. Кроме того, в силу традиций иммигранты будут направлять часть своих доходов оставшимся дома родственников.

Как сообщила представитель Федерального министерства образования и научных исследований Германий Катрин Элвард (Каthrin Ellward), предпринимаются также усилия по изменению негативного восприятия демографических изменений в немецком обществе.

2013 год объявлен годом возможностей в области демографии. Его цель — инициировать поиск решений существующих проблем в обществе, показать те возможности, которые влекут за собой демографические изменения.

«Например, меньшее число детей и молодежи означает большее внимание к каждому студенту, развитие индивидуальных подходов в системе образования. А увеличение числа пожилых людей не обязательно подразумевает то, что они будут менее активными и готовыми внести свой вклад в развитие общества», — сказала Элвард.

По словам представителя Федерального министерства внутренних дел Йорга Бентманна, будущие усилия в сфере демографии предполагают междисциплинарный подход и сотрудничество многих государственных органов.

25 апреля 2012 года федеральное правительство утвердило демографическую стратегию «Каждый возраст принимается во внимание». В стратегии определены шесть приоритетных для демографии направлений. Это — укрепление семьи; поддержание мотивации, квалификации и здоровья граждан трудоспособного возраста; независимое проживание в старом возрасте; обеспечение качества жизни в сельской местности и проведение политики, направленной на создание общин в городах. Также в стратегию включены цели по поддержанию устойчивого развития экономики и обеспечению эффективной работы правительства.

Как сообщил Бентманн, 4 октября 2012 года в Германии прошел первый демографический саммит. По его итогам были созданы девять рабочих групп с подгруппами, которые должны разработать меры для реализации каждого направления демографической стратегии. По словам чиновника, это будут конкретные инициативы.

В частности, укреплению семью может способствовать расширение времени работы детских садов, изменение графика приема врачей-педиатров, расширение числа рабочих мест с неполным рабочим днем. Поддержанию мотивации, квалификации и здоровья граждан трудоспособного возраста может содействовать внедрение образовательных программ для людей более старших возрастов, женщин и т.д. Независимому проживанию для пенсионеров будет способствовать развитие соседских связей в местных общинах, учреждение специальных центров общения между поколениями.

По словам представителя министерства внутренних дел, специального финансирования для стратегии не предусмотрено. Предполагается, что внедрение ряда нововведений не потребует больших затрат, в то время как финансирование другой деятельности по смягчению последствий демографических изменений уже запланировано в рамках существующих программ.

Как считает заместитель директора Немецкого центра геронтологии Андреас Мотель-Клингебиль, пока вопрос демографических изменений в немецком обществе — больше на уровне обсуждения, чем конкретных решений. По его мнению, в ближайшем будущем Германия столкнется с необходимостью еще больше повысить пенсионный возраст и изменить стереотипы, связанные с пожилыми людьми.

В свою очередь блогер Бьорн Швенткер заявил, что не верит в существование демографических проблем. По его мнению, нагнетание страха в обществе в связи со старением населения и сокращением численности граждан помогает правительству проводить в жизнь непопулярные решения.

Представитель Немецкой конфедерации профсоюзов Клаус Харберс (Klaus Harbers) по многим вопросам согласен с правительством, однако считает, что изменением многих общественных стереотипов стоило начинать заниматься 10-20 лет раньше. Так, по его словам, профсоюзы давно выступали за большее присутствие на рынке труда женщин, однако только в последние годы аналогичную стратегию приняло правительство.

Как отметил Харберс, профсоюзы обеспокоены тем, что в ближайшие 20-30 лет в Германии может возникнуть проблема бедности пожилых людей. Они выступают за то, чтобы отчисления трудоспособных граждан в пенсионный фонд достигли 22% уже к 2025 году, а не к 2030-му, как это предусмотрено правительством. В этом случае часть сэкономленных средств можно было бы направить на программы по противодействию бедности пенсионеров, отметил Харберс.

По словам представителя Федерального министерства внутренних дел Йорга Бентманна, предложения рабочих групп в рамках демографической стратегии «Каждый возраст принимается во внимание» будут вынесены на суд широкой публики уже 14 мая во время проведения Второго демографического саммита в Германии. Предполагается, что это событие станет значимой вехой в решении проблем демографии.