Мюнхенская конференция по безопасности завершилась со слабой надеждой

Начавшись с оптимизма о возможном прекращении огня в Сирии, Мюнхенская конференция по безопасности завершилась со слабой надеждой. В последний день много критиковали Россию.

 
Прежде чем полиция сняла ограждение и черные лимузины увезли гостей Мюнхенской конференции по безопасности в аэропорт, Фольфганг Ишингер (на фото) поделился с ними хорошей новостью.

Подводя в воскресенье, 14 февраля, итоги трехдневного форума, его глава порадовался телефонному разговору президентов России и США. Владимир Путин и Барак Обама поддержали достигнутые в Мюнхене договоренности по Сирии, пишет DW. По словам Ишингера, это несколько компенсирует пессимизм Сергея Лаврова. Глава российского МИДа высказал в Мюнхене сомнения, что договоренности будут выполнены.

Слова немецкого дипломата звучали скорее как желание закончить конференцию на положительной ноте и с надеждой. Выступления в последний день не давали для этого повода, скорее — наоборот.

 

Маккейн: Путин не партнер

Сенатор США и бывший кандидат в президенты от Республиканской партии Джон Маккейн подверг резкой критике действия России в Сирии и реакцию на них Запада. Он сказал, что не верит в успех мюнхенских договоренностей. За день до открытия форума так называемая контактная группа из 17 стран договорилась о «прекращении враждебных действий» в Сирии в течение недели. Маккейн объяснил свой пессимизм «природой наших противников и их амбициями», намекнув на сирийское руководство и Россию, которая оказывает Дамаску военную поддержку.

Маккейн говорил так, словно старался компенсировать отсутствие жесткой публичной критики России в предыдущие дни конференции, на что обратили внимание обозреватели. «Путин не заинтересован в том, чтобы быть нашим партнером», — уверен Маккейн.

Мюнхенская конференция показала, что Запад пока не определился, считать ли Россию в Сирии партнером, соперником или противником. Маккейн признал, что Россия фактически стала «ключевым игроком» в сирийском конфликте и возложил ответственность за это на пассивный, по его мнению, Запад.

Американский сенатор призвал установить на севере Сирии бесполетную зону и организовать коалицию, которая бы «зачистила» Ирак от террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Его выступление несколько раз срывало в зале аплодисменты.

 

Напряженная атмосфера в День святого Валентина

Аплодисменты вызвали и оценки Норберта Реттгена, политика правящей консервативной партии ХДС и главы комитета бундестага по иностранным делам. Среди германских политиков Реттген — один из самых жестких критиков действий России в Сирии.

Он считает, что речь может идти о «преступлениях против человечности». «Потому что Россия причастна к блокированию, окружению городов с целью морить людей голодом, — сказал депутат DW. — А это, помимо прочего, запрещено международным правом».

Пессимистично оценил ситуацию в Сирии и в регионе в целом и министр обороны Израиля Моше Яалон. По его мнению, миру стоит готовиться к длительному периоду нестабильности на Ближнем Востоке.

Чтобы хоть как-то разрядить мрачную атмосферу в зале после таких прогнозов, ведущая дискуссию напомнила, что 14 февраля — День святого Валентина — день влюбленных, и пожелала «соединения сердец и умов».

 

Холодная война Медведевапредупреждение

Что касается России и Запада, то до их сближения еще очень далеко, и это четко проявилось в Мюнхене. Времена изменились. Ровно десять лет назад нынешний глава администрации президента РФ Сергей Иванов, бывший тогда министром обороны, говорил в Мюнхене, что Россия — «европейская держава» и хвалил сотрудничество с США.

На нынешней конференции премьер-министр РФ Дмитрий Медведев всколыхнул общественное мнение, заявив, что стороны «скатились к новой холодной войне».

Бывший глава российского МИД Игорь Иванов сказал DW, что эти слова — предупреждение. «Договоренности, достигнутые на полях Мюнхенской конференции, говорят о том, что в мире растет осознание необходимости координации совместных действий, — считает Иванов. — Во избежание того, чтобы локальные конфликты переросли в более серьезную глобальную конфронтацию».

 

Запад делает ставку на деэскалацию

Похожие оценки звучат и от представителей Запада. «Мы не считаем, что находимся в холодной войне», — сказал DW представитель Госдепартамента США Джошуа Бейкер. По его словам, разногласия есть по Сирии и Украине, «но остаются и возможности для партнерства».

В отличие от российского премьера, произнесшего на конференции жесткую и бескомпромиссную речь, западные лидеры в большинстве явно избегали этого. Запад по-прежнему ищет подход к России в новых геополитических реалиях и делает ставку на дипломатию и деэскалацию. Это — тоже один из итогов Мюнхена-2016.