Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Кусачий контекст


Максим Жбанков
Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение».
Собрались как-то деятели культуры побеседовать для солидного издания о наличной культурной ситуации. Все было как обычно: интеллекты блистали, мысли искрили, диктофон исправно ловил вибрации коллективного вокала. Самое интересное началось после. Когда стенограмма была подготовлена и разослана участникам встречи, один из них высказал загадочное пожелание: «Слушай, убери меня оттуда! Разговор был неинтересный. И все равно я ничего стоящего не сказал!» Я озадачился: «Ты не согласен с тем, что говорил?» Ответ буквально убил: «Согласен. Но там провокационный контекст».

Все мои последующие попытки найти в стенограмме нечто «провокационное» оказались безрезультатными. Просто собрались разные люди с разным взглядом на вещи — нормальное, казалось бы, дело. Однако именно это и взволновало моего собеседника. С собой он был согласен. Ему вдруг активно не понравились другие. Иначе мыслящие.

«Провокационный контекст» — отличная маркировка наличного положения дел и связанных с ним фобий отечественного сознания. Если честно, любой художественный акт есть провокация, целевое стимулирование душевных движений. Мелодрама — провокация. Триллер — конечно! Поп-концерт — еще бы! Про «ужастики» и стрип-шоу вы все и так знаете сами. Артист провоцирует, зритель «ведется». Так повсюду. Но не у нас.

В родной зоне глобального порядка и поголовной дисциплины «арт-элиты в законе» ведут странную жизнь. Тут главное максимально слиться с окружающим пейзажем и совершенствовать защитную окраску. Даже преданный фанат местной попсы с трудом отличит на слух Владу от Геры, Афанасьеву — от Дорофеевой, Хлестова-старшего — от Хлестова-младшего. Все кино нынешнего «Беларусьфильма» — бесконечная лента одного и того же замученного худсоветами режиссера. Книжки от «чэсных» писателей — эталон приспособления: так вписались в среду, что их и не видно. Максимум смелости здесь — скрестить в очередном шоу зубоскалов из «Comedy Club» и бойких «Леприконсов» с бедолагой В.А.Моцартом. Он мертвый, ему все равно.

Любой неформат автоматически влетает в нервный «провокационный контекст». И раздражает самим фактом своего существования. Угадайте, сколько спектаклей дал в Минске за прошлый сезон отличный пластический театр «InZest» — самый конвертируемый продукт белорусской сцены? Правильно, ни одного! Нет в столице для него площадок — и не предвидится. Провокативен и «Свободный театр» — поскольку занят актуальной социальной работой. Провокативны Вольский и Помидоров, провокативны мастер-дудар Тодар Кашкуревич и «Стары Ольса». Провокативен «Нагуаль» — кто знает, о чем там щебечет Лёня Павленок?

Опыт жизни под давлением стимулирует арт-паранойю: нас начинает лихорадить от самых простых вещей. Знаменитый эпизод с поспешным бегством парней из «J:Морс» с «Рок-коронации» — классический пример. Какой, действительно, шок: увидеть в зале кандидата в президенты! Затеваешь с журналистом госиздания разговор про альманах актуальной культуры «pARTisan» — в ответ испуганный взгляд: «Это что, «Белорусский партизан»? Политика?» Схема работает в обе стороны: достойный господин Ярмоленко зовет с билбордов на свой юбилей — но пожизненно остается в памяти электората «тем мужиком, что сбацал «Слушай батьку!» Гарни парубки «Воплі Відоплясова» сыграли на госконцерте в Витебске. Первая мысль: «Неужели продались?»

Страх провокации жив по простой причине: мы существуем под перекрестным огнем идеологий. Реальность как минное поле. Шаг не туда — и привет! Разрешенные люди очень боятся попасть в запрещенные. А те, в свою очередь, презирают разрешенных. И ведут учет перебежчиков.

Последняя новость: новый фильм Киры Муратовой убрали из программы фестиваля «Лістапад». Официальная версия: по техническим причинам. Но наши люди знают: там на экране мелькает родное лицо вождя нации! И вот готов cюжет: запретили по политическим соображениям.

Если это правда — смешно. Если нет — смешно еще больше. Но чему удивляться? Каждый снова увидел ровно то, чего ждал. То, к чему подталкивает жизнь здесь и сейчас — наш вечный провокационный контекст.

Одна на всех страна. Одна на всех паранойя.

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 2)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • >Сами оппозиционеры ... бойкотируют концерты Хм, помнится, на 25-е марта хотели послушать Дорофееву у библиотеки... Так в итоге спешно собиравшиеся палаточницы даже пирожок изголодавшимся оппозиционерчигам не продали:(
  • Омон порядок бережет. Это их работа. И не ... по улицам митинги устраивать. Спокойствие и порядок - залог успеха.
  • Избили бедных, несчастных, беззащитных омоновцев, доблестно вышедих против разъяренной толпы... Мда, на ум приходит только "одно сочное слово «из великого и могучего» языка, которое приблизительно означает «очень плохо»" (ц) материал про Грузию тут же
  • Тотальный контроль рождает тотальную серость. Не верите? См. Дж Оруэлл 1984.
  • Проблема есть. Но она скорее ментальная. Наш народ вечно чего то боялся, перестраховывался, беспокоился, что, что то не так сказал или сделал. Вот когда нация обединится, тогда и будет порядок. Вы думаете только " госмузыканты" боятся засветиться на оппозиционных тусовках? Сами оппозиционеры не идут на контакт с госорганизациями, бойкотируют концерты. Или вот выходка, когда снегом забрасали "бтэшников", или избили омоновцев на Окрестина. Что это за фигня такая? Что это не правильные белорусы? Просто у них другой взгляд на мир. Уважать надо чужое мнение и одним и другим. Тогда и "маразма" этого не будет.