Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Александр Класковский. ГИПЕРТЕКСТ. А про Сталина придумали политруки

Александр Класковский. В журналистике 30 лет. Начинал репортером, занимался версткой, редактировал молодежный журнал «Парус», газету «Знамя юности» времен перестройки, достигшую тогда тиража в 800 тысяч, вел прямые линии на ТВ в период «разгула демократии» начала 90-х. В последние годы ушел в Сеть. В 2002-2004 годах редактировал интернет-газету «Белорусские новости». Пишет в основном политическую аналитику.

Отгремели медные трубы Дня Победы. В Минске на шествии ветеранов было много портретов Сталина. И много говорилось о том, что мы не позволим украсть и очернить великую победу советского народа.

Между тем на родине Сталина, в Грузии, тамошние ветераны вышли на акцию протеста к российскому посольству. Эти люди считают, что сегодня уже Москва грозит войной их маленькой стране.

Вот так все резко переменилось на пространстве бывшего СССР. Впрочем, надо ли удивляться?

Давайте начистоту, без парадного звона. Только не записывайте в очернители. Я остро чувствую боль той войны. В бою с фашистами погиб мой дед. За годы журналистской работы не раз довелось слушать рассказы тех, кто действительно гнил в окопах. Я преклоняюсь перед этими людьми.

И все же — надо прямо сказать вот о чем: «победа советского народа» — это штамп коммунистического агитпропа.

Да, была победа — неимоверно трудная, кровавая, оплаченная запредельной ценой. Но был ли некий единый «советский народ»?

Были, например, литовцы, латыши, эстонцы, которые всего за год до нападения гитлеровцев потеряли независимость в результате сталинского вторжения. После которого за считанные месяцы из «советской Прибалтики» сотни тысяч «врагов народа» были вывезены эшелонами в Сибирь.

По Западной Беларуси (равно как и по Западной Украине) после присоединения к СССР в 1939-м тоже прокатилась волна раскулачивания и прочих репрессий. Да и остальная Беларусь хлебнула большевистского счастья. В Куропатах и прочих укромных местах энкавэдисты штабелями клали и западников, и восточников. Планомерно выкашивалась национальная элита. Коммунистическая империя оказалась такой же неласковой к белорусам, как и прочие империи, по очереди захватывавшие нашу землю. Подобное могут сказать о своей исторической судьбе и украинцы.

Шли на фронт эшелоны и из Центральной Азии. Многие дети степей и гор, лишенные привычных верований, вырванные советской властью из традиционного патриархального уклада, с трудом понимали, за какие идеалы бросает их в пекло далекая Москва.

Наконец, были строптивые (вспомните, как долго покорял их двуглавый орел) чеченцы. Этих в 44-м, тотально объявив предателями (равно как и ингушей), по приказу Сталина выселили из родных мест (да еще приурочили операцию «Чечевица» к 23 февраля). Были поголовно репрессированы и другие народы — балкарцы, карачаевцы, крымские татары, корейцы, немцы, турки-месхетинцы, греки, калмыки… Все эти дела и аукнулись. Советский полковник Масхадов, наверняка правильно отвечавший на всех политзанятиях, в критический для своего народа момент стал лидером антироссийской войны.

Чечню усмирили (какой ценой — отдельный вопрос), но в принципе — вдумайтесь! — сегодня Россия едва ли не по всему периметру вербально воюет с бывшими «национальными окраинами». По сути — с элементами того самого мифического «советского народа». Для Москвы прибалты — плохие, потому что, наглецы эдакие, захотели жить по-своему, вступили в НАТО и вообще позволяют себе рассуждать не только о гитлеровской, но и о советской оккупации. Украинцы и грузины теперь тоже плохие — потому что навострили лыжи в то самое «проклятое буржуинство». Мэр Москвы Лужков, известный «собиратель земель», предложил даже разорвать договор о дружбе с Украиной, чтобы сподручнее было возвернуть Севастополь.

Поехали дальше. Молдова (большую часть которой составляет оккупированная Сталиным в 1940-м Бессарабия) — тоже периодически плохая (и в периоды обострения вино оттуда автоматически объявляется скверным, равно как и грузинское).

Наконец, даже с «братской Беларусью» Москва раз за разом вступает в газовые войны (привычной частью которых стали войны информационные, в коих достается на орехи как «диктатору-нахлебнику», так и «жирным котам из Газпрома»). Россия недоумевает, почему это всегда отличавшаяся примерно кротким нравом «младшая сестра» не хочет идти в российскую коммуналку и твердит о какой-то независимости.

Но вернемся к той войне. Белорусский философ Валентин Акудович в книге «Код адсутнасці» пишет: «Здаецца, і па сёння мы не ўсвядомілі, што для нас і для Расеі гэта былі дзве зусім розныя вайны…». По его мнению, белорусскую нацию тогда «прымусілі самазніштажацца, змагаючыся на баку адной хцівай імперыі супраць такой жа другой».

Понятно, что высокое руководство к подобному переосмыслению истории в национальном дискурсе — по крайней мере переосмыслению публичному — не готово. Хотя в принципе процесс идет. Выступая 29 апреля с посланием в парламенте, глава государства, оторвавшись от текста, вдруг стал рассуждать вполне «по Акудовичу»: «Я же историк по образованию, и таких сегодня в этом зале немало. И даже не историки помнят, что вся история нашей страны — когда наших людей в лаптях, оборванных, изодранных бросали в состав то одной страны, то другой, как это было с Польшей, Литвой, Российской империей... Но мы этого не заслужили».

Да и сами торжества на День Победы в этом году были обставлены у нас довольно скромно. Особенно на фоне московской помпезности. В Минске обошлись без военного парада, а на торжественном собрании перед праздником, как и год назад, речь держал Сидорский. Готовя эту статью, я долго искал в интернете, что же он там сказал :)

Высокое руководство, похоже, притомилось повторять заезженные штампы. И потом, белорусский президент — политик прагматичный. Ветеранов ведь горстка осталась. Как электоральный пласт они утрачивают значение. Соответственно и риторический пыл, и масштаб празднеств, видимо, стали дозироваться.

Ну а Москва, конечно, дала копоти. Впервые после 1990 года пустили по Красной площади танки и баллистические ракеты, устроили авиашоу над кремлевскими башнями — короче, показали мускулы возрождающейся («встающей с колен», как у них там сейчас модно говорить) великой России. Всех одели в форму от Юдашкина. Короче, стиль «милитари» снова в моде.

К слову, из молодежи, наверное, мало кто знает: до 1965-го день 9 мая был будничным. Пока еще жило множество калек и вдов, пока болели раны, саднили души и не давали ночами спать кошмары того ада — трубить и плясать в этот день было как-то дико. Но к 20-летию окончания войны подлинных свидетелей ада заметно поубавилось, а к власти пришел большой любитель орденов и почестей Л.И.Брежнев. Из 9 мая стали делать помпезно-гламурное, бутафорское шоу. А заодно пошла ползучая реабилитация Сталина. Хотя победа в той войне не может быть оправданием сталинизма, имперской политики большевиков.

Когда-то, помню, и у нас в деревне семьями приникали к телеэкранам (называвшимся тогда «голубыми»), следя за провозом циклопических орудий массового уничтожения по Красной площади. Ныне это зрелище, пожалуй, мало кого из белорусов трогает. Чужая страна, чужая идеология великодержавности. И слава богу, что ментально наше общество постепенно выходит из плена СССРовского агитпропа. Портреты Сталина 9 мая в Минске несли в основном старики.

Кстати, фронтовики в моей деревне вполголоса рассказывали: неправда, что в атаку ходили с криком «За Сталина!». В дикой ярости боя преобладали ненормативные слова и междометия. А про Сталина придумали политруки.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • """Кстати, фронтовики в моей деревне вполголоса рассказывали: неправда, что в атаку ходили с криком «За Сталина!». В дикой ярости боя преобладали ненормативные слова и междометия. А про Сталина придумали политруки. """ Помню дед говорил, что как спирту выпьют, бежали в атаку и что получалось то и орали. Да, портреты Сталина-вождя на параде в Минске прискорбно, прискорбно...герой оказывается опять? То лет 15 был палачём, а сейчас возрождается его слава? Или это последние предсмертные душевные вопли приверженцев? Каждый сходит с ума по своему. В беспамятстве, в беспамятстве. "Well, your fingers weave quick minarets Speak in secret alphabets I light another cigarette Learn to forget, learn to forget Learn to forget, learn to forget" The Doors "Soul Kitchen"
  • 2 Za Belarus! ======= Вы цытуеце з купюрамі, якія скажаюць сэнс. У мяне іншы акцэнт, іншая зьвязка. Мушу прадубляваць: jest пишет: "9 мая, а также накануне и вскоре после этого дня, принято вспоминать, скорбеть, плакать. Кто-то публично, в парке, прикладывается к пиву. Каждый отмечает Событие как умеет". Аляксандар КЛАСКОЎСКІ: "Цалкам згодны. Дадам толькі: хто умее і хоча, мусіць таксама АСЭНСОЎВАЦЬ. Такія даты акурат ёсьць нагодай для асэнсаваньня ўрокаў гісторыі, а не для п"яных скокаў ды паказу імпэрыялістам вайсковых мускулаў (сапраўдная моц якіх, дарэчы, выклікае вялікія пытаньні)". Ну гэта ж зусім іншы каленкор! :)
  • Виктор, советую почитать, очень в тему: http://www.charter97.org/be/news/2008/5/15/6566/ Вот несколько фрагментов: "Ну, вот Россия и вернулась в точку невозврата. По внешней атрибутике – 1990 год. Правильно говорили мы, дээсовцы, выступая в Литве в феврале того года, перед референдумом об отделении и восстановлении независимости: "У советского оккупанта нет Отечества. Его Родина - танк". Россияне без танков и дома не могут. Без танков, баллистических ракет, истребителей. Вот он, единственный удавшийся национальный проект и единственная доступная чекистским умам национальная идея. Стрелялки. Собирали-собирали рыночную экономику, а получился опять "Калашников". Чем завершил Путин свою восьмилетку (первую, но не последнюю)? Тем, что вытащил 9 мая на площадь металлолом, устаревший еще в 80-е годы прошлого века. ... А при чем здесь, кстати, техника? Ее не было у тех, на кого всей тяжестью легла война и кто был закопан под Москвой, под Волгоградом, под Берлином, в колымской вечной мерзлоте (за то, что попал в плен и выжил); у тех, кто, как поэт Юрий Левитанский, писатели Вячеслав Кондратьев, Василь Быков, Юрий Пиляр, дожил до 8 мая (война окончилась не 9 мая, напоминаю; 9 мая – личная дата Сталина, немцы ему подписывали капитуляцию второй раз) и сказал всю правду о войне без фанфар и прикрас. Война легла на плечи Василиев Теркиных и Иванов Чонкиных. А у них даже автоматов не было, одни паршивые винтовки. Если парад был посвящен войне, то надо было демонстрировать "Катюши" и Т-34. И еще американские студебеккеры и прочую технику союзников, без которой советская армия не то что до Берлина – до Киева бы не дошла. ... Они хотят сделать из россиян солдат-зомби. "Наши жены – ружья заряжены, вот кто наши жены", "Наши деды – славные победы, вот кто наши деды". А наши сыновья будут забиты "дедами" или повесятся в казарме этой самой армии, печатающей шаг по брусчатке. А наши дочери наденут траур по погибшим в Афгане и в Чечне. А российская история – история преступлений против своего и других народов: поляков, чехов, венгров, чеченцев, крымских татар, ингушей, украинцев, грузин, эстонцев, литовцев, латышей, белорусов. С 1917 года и по сей день. Советская история с перерывом на три года, с 1991-го по 1994-й, пока в декабре танки не пошли через границу Чечни.
  • 1. А дзе вы ў мяне прачыталі пра пэрманэнтную жалобу? 2. "...не прагаласуе народ за такое". Ну вы проста дублюеце самі ведаеце каго :))) Інтэрвію "Рэйтэру" прачыталі?
  • Дык як Вам перманентная жалоба на розных вайсковых угодках? Невясёлае жыццё будзе ў такім выпадку пры перамозе апазіцыі, не прагаласуе народ за такое:)