Дата публикации:
11.09.2008
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/opinion/2008/09/11/ic_articles_410_158918/

Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. «Лево» руля?

Автор: Максим ЖБАНКОВ

 

Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение».

Мои первые джинсы были «левыми» — серой польской подделкой под штатовскую голубую мечту. Первые любимые книжки — тоже «левыми»: «Буратино» — ура-революционная переделка итальянского «Пиноккио», «Волшебник Изумрудного города» — вялый пересказ американских сказок Фрэнка Баума, носовский «Незнайка» — советская вариация на сюжеты начала века… Первая музыка? Опять «левак»: пиратски изданные всесоюзной фирмой «Мелодия» под загадочной вывеской «вокально-инструментальный ансамбль» (какой именно — не уточнялось) «Битлз», «Криденс» и «Би Джиз». В общем, «левые» культпродукты очень украшали жизнь. И украшают по сей день.

В жизни не встречал ничего более пустого, чем взвинченные призывы «Долой пиратов! Даешь лицензионную продукцию!» Забавно даже не то, что граждан в очередной раз мобилизуют и строят. А то, что в успех акции не верит по большому счету никто — включая ее инициаторов.

Вы знаете, что такое «левак»? Вот если наклеен акцизный знак – это «левое» или уже «правое»? А если продается в магазине – оно уже «честное»? Да кто ж его знает… А знает – не ответит.

Кому нужна борьба с «леваком»? Культурным героям? Большой вопрос. Покажите мне нашего исполнителя, живущего за счет продажи дисков. Или режиссера, обогатившегося за счет потиражных выплат. А, может, есть композиторы, живущие на авторские? Увы, как-то не просматривается. Не наш вариант. Артисты живы корпоративами и гастрольным «чесом», режиссеры – заказными сериалами и рекламными роликами, композиторы – продажей песен (если есть что и кому продавать). Их интерес чаще всего кончается на стадии изготовления и выпуска продукта «под ключ». А дальше начинает работать наш культ-рынок: издателям надо отбить деньги, вложенные в проект. Или в права на него. От пиратов страдают прежде всего правообладатели. И воюют не за артистов, а за самих себя. Давно замечено: любая волна милицейских налетов на торговцев музыкой и видео странным образом совпадает с очередным переделом рынка. Причем возникает вопрос не происхождения товара, а согласования его продажи с собственником прав на данной территории. Бодаются фирмачи, гасят конкурентов. Авторы тут решительно не при чем.

Может, берегут потребителя? Тоже не похоже. Во времена кассетного видео это еще имело какой-то смысл: «нулевая» или «лазерная» копия модного кино на глаз отличалась от второй или третьей. Нынешние чудеса цифровки позволяют тиражировать один в один: «самопальную» отписку рядовой зритель вряд ли отличит по картинке и звуку от «легального» оригинала. Кроме того, следует признать: родной потребитель — в большинстве своем — качеством особо не избалован. Воспитан на «экранках» и мутной телекартинке. А потому с радостью закупает очередной сборник новинок или всего Ван Карвая на одном диске. Коллекционные издания с оригинальным звуком, русскими субтитрами и бонусами – удел одиночек. Наш зритель любит попроще, побольше и подешевле. Нет, он тоже рвется к прекрасному. Но редко готов платить по пятнадцать долларов за фильм.

Пираты работают в «бюджетном» сегменте рынка. При этом легко переигрывая легальных соперников по оперативности и ассортименту. Моя работа, к примеру, — смотреть фильмы. И лучшие фильмы моей коллекции – «пиратские» копии: то, что в нашем регионе не издавалось. Или издавалось, но местным дилерам не понравилось. Или вообще пока легально не выходило.

Пока минские прокатчики думали: покупать или нет «Через Вселенную», диск уже крутился в моем DVD. Ожидая «честного» релиза – без всякой гарантии, что таковое состоится – я бы остался без «Последнего танго в Париже», «Ночного портье», «Неприкасаемых», «Носферату», «Лифта на эшафот», «Матадора» и «Манхэттэна»… Ну и кто бы от этого выиграл? Неужели Вуди Аллен и Педро Альмодовар?

Еще один аспект — практический. В ситуации, когда у нас вторичный рынок DVD и CD отсутствует как класс, цена диска приобретает особый смысл. Покупатель, как сапер, ошибается лишь однажды. И лучше ошибиться на десять тысяч, чем на двадцать шесть. Тем более, когда покупаешь продукт одноразового использования (а большинство фильмов на рынке именно таковы). В таком случае абсолютно все равно: в картоне диск или в пластике, с бонусами или без, c cубтитрами или единственной русской аудиодорожкой. Зацепит – куплю издание получше.

Итог прост: «левак» экономичен, демократичен и оперативен. Поэтому его покупают. Поэтому его продают. Любить правообладателя-монополиста? Спасибо, я лучше буду любить кино.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».