Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Роман Яковлевский. ЗАЗЕРКАЛЬЕ. Високосники


Роман Яковлевский. Обозреватель журнала «Кontrateksty» (Польша). Работал в первом в СССР независимом информагентстве Postfactum, изданиях «Атмода» (Латвия), «Коммерсант», «Независимая газета» (Россия).

Кто бы как не относился к суевериям, что високосный год связан с большими трудностями и бедами, но факт — именно в таком 2008 году начался неведомый доселе глобальный финансово-экономический кризис. Очевидно, что никому в одиночку не удастся избежать его серьезных последствий, которые ясно еще никто предсказать не может. Поэтому, в разных форматах сотрудничества, разные страны пытаются повысить уровень своей безопасности.

Как уверяют, об этом шла речь и на последней встрече в Москве президентов Беларуси и России. На фоне демонстрации ими уверенности, что несмотря на нарастание глобального кризиса все будет «ok» и мы его преодолеем, над большинством обывателей давлеет все же пессимистическая перспектива. Не важно, близкая, средняя или дальняя. Жизнь ведь одна. И неопределенность будущего, как известно, стимулирует потребность в разного рода специалистах потустороннего мира. Видимо, не случайно их деятельность в Беларуси именно сейчас решено было подвергнуть лицензированию. К этому, надо полагать, не относится краткая ретроспектива годов, когда к нам снизошли некоторые политические деятели.

В високосном 2008 году у США и России появились новые молодые президенты. До этого, по два високосных президентских срока отмотали их предшественники, оставив свои исторические следы после теплого общения на одном родовом техасском ранчо. Сегодня известно, что один из них, после трудов праведных, продолжит деятельность в своем негосударственном Институте свободы, а другой, из своего Белого дома собирается вернуться на работу в Кремль. Причем уже на новый, не 4-летний, а на более продолжительный срок. Кстати о сроках.

Когда-то, если кто помнит, в далеком 94-м в Беларуси появился первый и тогда самый молодой на постсоветском пространстве президент. Польский пример 5-летнего президентского срока с ограничениями его не вдохновлял. И ему было суждено попасть в високосное летоисчисление с другими коллегами по «президентскому клубу».

Как известно, после референдума в високосном 1996 году президентский срок стал мотаться по новой. А спустя два високосных года, 17 октября в 2004 году состоялся еще один референдум, который позволил действующему президенту Беларуси избираться бесконечно. Вот кому это точно не грозит, так это, как говорят, нынешним президентам в Украине и Грузии.

Можно напомнить, что Ющенко и Саакашвили стали президентами в том же 2004 году, когда Беларусь пережила очередной референдум. Правда, после разгона массовых акций протеста оппозиции в ноябре 2007 года грузинский президент Саакашвили был вынужден уйти в отставку, объявив досрочные выборы. Они состоялись 5 января 2008 года. Их также выиграл Саакашвили. Его инаугурация состоялась 20 января 2008 года. А уже в августе, попав в российский капкан, грузинский президент с согражданами могли видеть российские танки на своей земле. Тогда и в снах о Крыме многие стали видеть такие же танки.

Об известных взаимоотношениях Ющенко и Саакашвили со своими премьер-министрами, говорить, как-то особо, не очень хочется. Впрочем, как и в польском варианте, когда президент с премьером полны решимости продолжить и в следующем, году Быка, публичные «бодания» между собой. Многие наблюдать эти перипетии уже просто устали.

Что касается белорусского варианта, то существующий тут абсолютизм никаких даже фантазий на тему взаимоотношений президент-премьер будить не должен. Кто сомневается в авторитете президента? Правда, некоторые экс-премьеры позволяют себе критиковать президентскую политику. Но если, к примеру, Михаил Чигирь, больше критикует руководство Беларуси, то некогда апологет российской рублевой зоны Вячеслав Кебич, вдруг, стал отважно «долбить» руководство России, обвиняя и его в возникшем кризисе. Одновременно восхваляя политику бывшего своего соперника, ставшего « могильщиком» президентской мечты некогда всевластного премьера. Любопытный плюрализм белорусского друга Виктора Черномырдина, с которым личные отношения закреплялись публичным брежневским поцелуем. С чего бы сейчас такие нероссийские метаморфозы в голове пенсионера союзного значения? Более содержательным представляется критицизм российского экс-премьера Михаила Касьянова.

По его мнению, из-за пагубной политики властей Россия уже к весне 2009 года окажется на грани социальной катастрофы и политических потрясений. Он считает, что российской оппозиции нужно будет в следующем году готовиться к досрочным выборам, с тем, чтобы взять на себя ответственность за вывод страны из кризиса. Весна 2009 года — это та развилка, после которой, может быть, ничего уже не будет зависеть от нынешней власти в Кремле, прогнозирует он: «По моим ожиданиям, в марте-апреле граждане со всей остротой осознают, куда нынешняя власть привела страну».

Касьянов полагает, что кризис и масштабная безработица будут носить долгосрочный характер: «Экономический рост в Соединенных Штатах возобновится только в 2010 году. Значит, в Евросоюзе это произойдет в 2011-м, а у нас теоретически улучшение может начаться в 2012-м. Таким образом, нам предстоит прожить в условиях кризиса три года, а тех средств удержания ситуации, которые сегодня есть у власти, хватит от силы на полгода или год. Дальше коллапс. Дальше непредсказуемые и не зависящие от власти политические и общественные движения. Движения масс». В России оно обычно превращается в смуту. В прогнозах Касьянова не упоминается, что спустя 400 лет после другой смуты, в високосном 2012 году в России должны произойти президентские выборы с возможным возвращением Путина в Кремль. И вовсе не очевидно, что Дмитрий Медведев сможет избежать к тому времени судьбы «Лжедмитрия». Такая российская перспектива порождает тревожные ожидания у всех.

Авторитетные аналитики отмечают, что вектор дальнейшего развития современной российской власти, определяемый ее сущностью, не имеет ничего общего с необходимостью либерализации. Любые изменения — это расширение пространства (политического, экономического, информационного). Расширение пространства — это конкуренция. А конкуренция — это риск утраты привилегированного положения, положения бесконтрольности и неуязвимости.

Следует отметить и то, что в США следующие президентские выборы также состоятся в 2012 году. С каким багажом к ним придет Барак Обама, которому выпала президентская доля пережить и преодолеть нынешний мировой кризис, сегодня никто ясно сказать не может.

Впрочем, как сказал Путин, доживем до 2012 года, а там посмотрим. Дожить бы…

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева