Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Гудбай, попс!

 

 Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение».

Когда на прошлой неделе улетел на свое золотое облако Майкл Джексон, продажи его дисков резко подскочили. Всем вдруг понадобились фасонный «Thriller», нервный «Bad» и даже блеклые поздние опусы. Дружно стали мерять масштаб личности почившего. Телеканал Euronews взволнованно вопрошал: «Действительно ли Джексон был поп-королем?» Массы в большинстве своем послушно кивали и соглашались. Ничего удивительного, мертвецов всегда любят больше. Но за общей слезливой суетой как-то потерялось главное: хороним не просто яркого поп-артиста. Провожаем эпоху поп-королевств.

Поп-королем Майкл окрестил себя сам. Но в этом самонадеянном шаге была своя дурная правда – бестолковая, шальная, пьяная от денег и славы. Королю не надо умничать. Королю надо сбивать с толку. Чудить, пугать и сиять.

Поп-король — титан гламура, герой бигбордов, чемпион ротаций и герой эротических снов – это не признание заслуг, а культурная миссия. Золотой королевский запас — цифры продаж дисков и билетов на концерты, число первых мест в хит-парадах и способность долго оставаться в фокусе публичного внимания. Попсовая знать была бы невозможной без индустрии развлечений, управляемого потребительского ажиотажа и регулярных медийных истерик. Поп-королями были беллетристы Эжен Сю и Александр Дюма. А также волоокий актер Рудольф Валентино. Сознательным поп-артистом начала прошлого века был «гений Игорь Северянин» — тот самый, что «повсеградно обэкранен и повсесердно утвержден». Поп-королями был Фрэнк Синатра, Бинг Кросби и Том Джонс. А заводной папа Элвис? Кто бы спорил.

Что отсюда следует? Всего лишь то, что поп-королевские звания далеко не всегда падали в руки уникальным талантам и беспримерным дарованиям. Короли получались там, где реальный природный дар артиста совпадал с ожиданиями широкой публики и напряженным трудом «серых кардиналов» — аранжировщиков, хореографов, продюсеров, звукачей и рекламщиков. Поп-король – всегда коллективная затея. Это совместный проект, вокруг которого готовы объединиться самые разные группы производителей - и потребителей. Попсовые королевства — как реальные империи - растут за счет прирастания сфер влияния. Попс всегда был жив вербовкой новой паствы. Как раз поэтому с поп-королями нынче впору прощаться: герои массовки рискуют остаться без подданных.

С ними, в общем-то, ничего не изменилось. Изменились мы. Мы перестали любить толпой. Массовые восторги иссякли. Где орды поклонников новых гитарных героев? Где давка за дисками титанов R’N’B? Где брутальные битвы седых хипанов за лишний билетик на Элиса Купера? Или хотя бы дружный исход минчан в Литву на концерт Gogol Bordello? Теперь вменяемые люди дегустируют деликатесы, ищут оттенки, коллекционируют частности. Судя по всему, всенародные поп-истерики кончились где-то в 80-х, вместе с «холодной войной» — всемирной битвой идеологий. Майкл Джексон еще успел вскочить в последний вагон глобального масскульта и пожить по-королевски — богато, разгульно, шумно и нахально. С фанатским визгом, дворцами в позолоте, живыми леопардами и собственными надувными фигурами высотой в пятиэтажный дом. А вот герои 90-х и нулевых опоздали. Им корон уже не хватило. Король Трики? Ага, как же. Робби Уильямс? Джарвис Кокер? Может, Боно? Или Last Shadow Puppets? Да будет вам! Это даже не смешно.

Остроносый Буратинка — мальчик-девочка, черный-белый, с его плясками марионетки и милой привычкой хватать себя за промежность - остался в истории последним великим проектом мировой попсы. Джексон масштабен как Алла Борисовна — и столь же анахроничен. Цифровая революция, помноженная на интернет и открытые границы, открыла меломанам безграничные музыкальные закрома — и тем самым убила индустрию поп-королей, монопольных властелинов наших душ.

Мир плавно перешел от поп-автократии к поп-демократии. Сакральное бытие попсовой элиты сдулось до скандальных хроник «желтой» прессы, лихой конвейер бронебойных шедевров усох до одноразовых радиохитов и фоновой музычки в закусочных и гипермаркетах. Ротация трендов вместо парада персон, списки продаж вместо коллекции харизматиков – вот что досталось в наследство масскульту нового поколения. Поп-личности, конечно, по-прежнему налицо. Но они перешли из разряда глобальных увлечений в список частных пристрастий. Кому Руся, кому Эми Уайнхауз, кому Шакира, кому Жанна Фриске.

Гудбай, попс! Общего знаменателя музыкальных безумств больше нет. И это, наверное, правильно. Может сейчас мы, наконец, научимся любить просто музыку – без надрывного пиара, фэйсов Короля в каждом киоске, глупой ауры вечной молодости и всей прочей монаршей шизы.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Пока есть такие понятия, как власть, влияние и пр, президент, четвертая власть и пр. будут и поп-короли.Миллионы, которые в эти дни приходят почтить память Джексона -это вполне реальные люди, а не призраки и не привидения 80-х. «Общего знаменателя музыкальных безумств больше нет». А его и не было. Кроме Джексона вполне можно было выбрать любого другого кумира, например Дж. Майкла, Мадонну... Позже, кстати, в те же «нулевые» Б.Спирс, а кого не устраивает интеллект Бритни-пожалуйста, Агилера и так бесконечно . Свято место пусто не бывает. Но для киноаналитика некоторое понимание музыкальной индустрии есть.Читать, как всегда, интересно.
  • очень верно на очень противную тему.