Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Олег Климов. НАВIНКI ШОУ-БИЗА. И молодая не узнает, каков танкиста был конец…


Олег Климов

Олег Климов. Десять лет назад писал о музыке много и охотно. В последние годы — все меньше и без особого желания. То ли с музыкой стало что-то не то, то ли со мной. Скорее всего, виноваты в случившемся обе стороны. В активе — работа в «Музыкальной газете» и журнале «НОТ-7». В пассиве — теперь вот решил замахнуться на шоу-бизнес в целом. Как написал бы по этому поводу Юлий Ким: «Дрожи, шоуби, настал последний бой! Против тебя весь бедный класс поднялси, он улыбнулся, рассмеялси, все цепи разорвал, и за победу бьется, как герой!».
Думали когда-либо фронтовики, что Святой для них День Великой Победы, начнет приближать и тот час, когда Сергей Чиграков споет эту трагическую и печальную песню про убитых танкистов очень по-своему. Хулигански, задорно, застольно, с незримо присутствующим в общем посыле «чижовским» пацификом. Да еще строчку, вынесенную мной в заголовок, исполнит именно в данной версии, с хорошо всем понятной двусмысленностью, а не в каноническом варианте.

Было ли это ноу-хау Чижа — не знаю. (Может, до него уже кто-то допер своим недюжинным умом, что если спеть так, то в шутке будет всего лишь… шутка. И пропел где-нибудь во дворе. А из двора некоторые пути идут на большую эстраду.) Как и не знаю, какова была реакция на находку того, кто этих танкистов хоронил. Что касается меня, то никакой крамолы в такой подаче я не увидел: война — это не только смерть и ужасы, это и минуты тишины, и минуты дать волю юмору, солдатскому, «черному». Я же просто хочу написать вот о чем. Вероятно, и эта песня группы «Чиж и Ко», и вообще ряд ее песен-перепевок о Великой Отечественной, выпущенных лет пятнадцать назад, стали последними на постсоветском пространстве, что как-то нашли отклик в том, кто к той войне никакого отношения не имел: к поколению постпепси.

С тех пор новых музыкальных произведений о ВОВ, которые бы тронули душу, заставили сжаться сердце и сморгнуть слезу, и которые были бы рождены на все том же участке земного шара, лично я не слышал. О чем это говорит? Не хочется быть обвиненным в кощунстве, но, как мне кажется, рука той всепланетарной трагедии начала разжиматься на плече и тех, кто больше всего от нее пострадал, — на плече и участников и свидетелей войны, и их все более юных правнуков и правнучек. Кровь и горе того времени все больше и больше скрываются на дне крови и горя дня сегодняшнего. Собственные проблемы вытесняют из голов генную память о том, о чем, как утверждалось в памятниках, музеях, прозе, стихах и фильмах, мы не должны были бы забыть никогда. Забываем. Или не хотим вспоминать. Прошлое, какое бы ужасное оно ни было, однажды сдается. И стартует очередной отсчет дней и ночей до грядущей войны.

«Виной» тут еще и то, что за последние два десятилетия мы узнали о Второй мировой столько сенсационного, что остаться среди всех этих откровений не оциниченным, не зачерствелым стало неимоверно сложно. Нам много лгали. И официоз, и художественная пропаганда, и даже самые, казалось бы, шедевральные кинематографические и литературные работы. (Да и сейчас «новоделы» продолжают исправно врать или, как бы не подозревая об этом, просто глумиться — в ту или иную сторону достоверности факта или события.) И победу над драмой всечеловеческой, во всем ее объеме и масштабе, на различных фронтах одержали «частности». Безусловно правдивые и честные, но хоронящие саму суть Победы.

О Великой Отечественной было написано множество прекрасных песен. Как в годы самой войны, так и после нее. И маршем маршей в разных странах мира является гениальная «День Победы» Давида Тухманова и Владимира Харитонова. «Темная ночь», «Катюша», «В землянке», «Смуглянка», «На безымянной высоте», «Алеша», «Хотят ли русские войны», «Враги сожгли родную хату», «Последний бой», «От героев былых времен», «За того парня», «Мы за ценой не постоим», «Журавли», «Молодость моя — Белоруссия», «Туман», «Тишина», «Бери шинель, пошли домой», «У деревни Крюково», «Майский вальс», «Маки», «Снегири», «Саласпилс»… У каждого из вас может быть свой список песен, у меня — такой. Что сразу пришло на ум. В каждой из них бездна мучений и страданий. Не выдуманных авторами и исполнителями, а пережитых ими. Этим песням нельзя было не верить…

Но — кончается век. И когда чего-то много, то самое дорогое и необходимое для тебя вдруг становится обыденным, тем, что под рукой, что на потом, что необязательно, что можно отложить, задвинуть в дальний ящик стола, временно стереть из памяти, забыть поздравить маму, какой сегодня праздник — ах, да, 9 мая… И когда много пелось о том периоде нашей истории, о котором тебе врали, — этим песням тоже перестаешь верить… Этим песням тоже перестаешь верить? Верить смерти, броску на амбразуру, тарану в небе, санитарке под пулями, пацанам и девчонкам за колючей проволокой, уничтожаемым национальностям, той единственной, что ждет? Потому и нынешнему поколению поэтов-песенников и композиторов не пишется песен о Великой Отечественной войне? Таких, чтоб и душа, и сердце, и слезы? Не верят? Или — нечем верить? Ибо душа, сердце и слезы заточены на сиюминутное добывание бабла — здесь и сейчас?..

Все правильно — из памяти уходят имена и даты. И когда-нибудь люди точно не узнают, какой танкистам был конец. Во всяком случае, сильно напрягутся — вспоминая… С Праздником!

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 1.40 (всего оценок: 98)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • ну начать стоит с того, что композиция, на которую ссылается ОК к ВОВ имеет весьмя опосредованное отношение. Во времена совка версии этой песни присутствовали во ВСЕХ родах наземных войск С(оветской)А(рмии) относительно каждого рода войск. Мне, к примеру, больше близка версия пр связистов - "Болванка стукнула по крыше/прощай, гвардейский экипаж/четыре трупа в аппаратной/дополнят траурный пейзаж..." и так далее... Ещё песни в исполнении Чижы "про войну" не что иное, как перепетый детсадовский фольклор начала 60-х - конца 70-х годов. Ну а остальное... Неплохо было бы вспомнить года 4 тому вышеший/выпущенный в Беларуси сборный диск всяких разных металлюг, посвящённый трагедии войны в общем, и Хатыни и всем сожжённым деревням в часности.