Олег Климов. НАВIНКI ШОУ-БИЗА. О вере и револьвере

Театр — жутчайшая и беспощаднейшая вещь. Судите сами. Только вы в него зашли, и вам сразу — вешалка...

 

Олег Климов

Олег Климов. Десять лет назад писал о музыке много и охотно. В последние годы — все меньше и без особого желания. То ли с музыкой стало что-то не то, то ли со мной. Скорее всего, виноваты в случившемся обе стороны. В активе — работа в «Музыкальной газете» и журнале «НОТ-7». В пассиве — теперь вот решил замахнуться на шоу-бизнес в целом. Как написал бы по этому поводу Юлий Ким: «Дрожи, шоуби, настал последний бой! Против тебя весь бедный класс поднялси, он улыбнулся, рассмеялси, все цепи разорвал, и за победу бьется, как герой!».

Театр — жутчайшая и беспощаднейшая вещь. Судите сами. Только вы в него зашли, и вам сразу — вешалка. Мыло и веревку могут «предложить» в процессе спектакля, даже если предметы не фигурируют вещдоками в пьесе. (Настолько отвратным окажется увиденное.) По окончании же праздника и вовсе где-то возле вашего уха пролетит пуля, выпущенная из ружья. Не культурное заведение, в общем, а театр криминальных и военных действий. И попробуй сказать «не верю» — у театра острый слух…

Минские коллективы, о которых вы прочитаете ниже, не совсем вписываются в концепцию «театральный рок», то есть такого концерта, когда музыканты еще и визуализируют свои произведения, предлагая слушателю целые постановки или отдельные номера. Один из них хоть и играет рок, но это именно «живое» выступление, без лишних сценических украшательств. Второй исполняет самую пеструю музыку, изредка позволяя ее разнообразить, скажем так, шоу. Общее у ансамблей в том, что лидер-вокалистами и там, и там являются красивейшие женщины: в группе Naka — Анастасия Шпаковская, в группе «Детидетей» — Анна Хитрик. Раз. Два, — что обе фронтвумен служат в театрах: Настя в Театре имени Максима Горького, Аня в Театре имени Янки Купалы. Три: Шпаковская и Хитрик — победители в номинации «Рок-княжна» фестиваля «Рок-коронация». Четыре — солистки почти ровесницы: Шпаковская на год старше.

Команды выпустили не так давно по новому альбому: Naka — «Пора», «Детидетей» — «Рух». Пластинки, которые остались замеченными меломанами и критиками, и которые, надеюсь, получат заслуженные дивиденды в виде всевозможных наград по итогам белорусского музыкального сезона-2010. Работы эти подтвердили особый статус групп, их нишевую принадлежность, — когда яркая и харизматичная личность, аккумулирующая вокруг себя остальных участников (но не статистов), предстает перед нами не просто основной певицей, а в качестве бенефицианта. Анастасия не любит, если проводят параллели и наводят мосты между ее театральной стезей и рок-музыкой; Анна относится к «проблеме» более философски, как к данности и неизбежности. Шпаковскую окружают в Naka те, кто не имеет отношение к театру, это чистых нот музыканты. В составе «Детидетей» помимо Хитрик заняты и некоторые ее коллеги по Купаловскому. Ни та, ни другая одеяла на себя не тянут, но пододеяльники — так точно. Что не идет во вред общему и целому в творчестве групп, а подчеркивает их индивидуальность и самобытность в нашей музыке. Когда мы получаем фронтмена в квадрате, а то и в кубе. Когда он не просто поет песню, а драматургически играет ее, будто свою главную роль в трагедии или комедии, пропевая монологи, добавляя им пластического решения.

У Анастасии, за исключением стебных, иронично полузлых, насмешливых композиций, часть репертуара составляют песни-исповеди, песни-вызовы своему внутреннему миру и миру внешнему. А ежели в них поется о любви, то это такая высота, такое страдание, такие чувства, что за Настю иногда делается страшно: как же она тащит сей груз? Крайний диск Ани тоже близок по настроению к таким песням Naka. Но все же «Детидетей», уплотнив свое звучание, пока смотрят вперед и в будущее сквозь розоватые очки уходящего детства. Не цепляются за него, а стараются захватить с собой ту беспомощную и наивную юную красоту, что не дает сожрать тебя меркантильному и просчитанному. Если в роке Naka иллюзий практически не осталось, то музыка «Детидетей» ими по-прежнему питается.

Мне очень хочется, чтобы у этих артистов все сложилось. «Детидетей» мне видятся перспективнее в этом смысле: балансируя на гранях бардовской, популярной и рок-музыки, группа охватывает больший электорат слушателей, нежели Naka. Альтернативный рок последних на то и альтернативен, чтоб быть не для всех. И этих «не всех» у Шпаковской и Ко существенно меньше, чем «всех» у Ко и Хитрик. Да и в плане медиа-раскрутки тут тоже все понятно. И, вроде бы, окручиниться мне сейчас надо за Naka, но слушаю и смотрю я Настю, которая совсем скоро во второй раз станет мамой, и скрещиваю пальцы: хрен с ним, с этим Биланом — пусть невозможное станет возможным для них!

Верю этим группам, и люблю их композиции. Мог бы написать много слов через запятую — почему. Ограничусь тем, что в песнях, мыслях Насти и Ани есть и щепотка моей жизни. Первый акт коллективы уже отыграли, и, как я вижу, на стене висит еще не ружье, но — револьвер. Да превратится он к финалу спектакля в одностволку, и бабахнет так, чтоб за свои бесцельно прожитые годы Naka и «Детидетей» краснеть не пришлось! Ибо их у музыкантов не было. А есть женщины в белорусской вменяемой музыке: коня-успех наскоку оседлают, в горячие чарты войдут!..

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».