Олег Климов. НАВIНКI ШОУ-БИЗА. Бамбарбия кергуду, или Только как-то нежданно случился в стране переворот

Девятнадцать лет назад в стране, именовавшейся тогда СССР, случился великий «бамбарбия кергуду»…

 

Олег Климов

Олег Климов. Десять лет назад писал о музыке много и охотно. В последние годы — все меньше и без особого желания. То ли с музыкой стало что-то не то, то ли со мной. Скорее всего, виноваты в случившемся обе стороны. В активе — работа в «Музыкальной газете» и журнале «НОТ-7». В пассиве — теперь вот решил замахнуться на шоу-бизнес в целом. Как написал бы по этому поводу Юлий Ким: «Дрожи, шоуби, настал последний бой! Против тебя весь бедный класс поднялси, он улыбнулся, рассмеялси, все цепи разорвал, и за победу бьется, как герой!».

Девятнадцать лет назад, судари и сударыни мои, в стране, именовавшейся тогда Союз Советских Социалистических Республик, в который в качестве одной из республик входила Белоруссия, случился великий «бамбарбия кергуду».

В тот день окончательно и бесповоротно был побежден коварный враг человечества, что располагалось на одной шестой части суши Земли. Была отмудохана, уничтожена и задушена в зародыше попытка знаменитого «августовского переворота» 1991 года.

ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению), который стоял во главе сей бодяги, был с позором разогнан, а члены его арестованы, посажены в тюрьму, а впоследствии логично амнистированы. И наступила с того самого момента всеобщая лафа, подлинная свобода и гласность взяли в свои ежовые рукавицы бывшего «совка».

Нет, еще в декабре объявят о точечной ликвидации в результате тщательно подготовленной спецоперации непосредственно СССР. Но это будет так — следствие и цветочки. А корешки случившейся и непоправимой демократии, что проросли из горбачевского семени года 1985-го, вгрызлись в грунт в то лето, почти 20 лет назад…

Много с тех пор чего утекло и чего втекло, много кого куда вознесло и кого откуда снесло, однако и тем не менее рок-н-ролл, несмотря ни на что и ГКЧП, в Беларуси жив! И, как знать, если бы не тот кавардак, не тот культурно-эмоциональный шок, вызванный непримерным поведением отдельных товарищей, произошло бы в нашем государстве в части его рок-составляющей то, что сегодня мы имеем?

«Проспись и окстись!» — на этом месте хотел бы сказать мой постоянный критик, что ставит мне за вот эти мои опусы в рубрике «Мнение» в качестве оценок единицы и двойки. Хотел бы, да не успел, ибо те, кто одаривает меня более высокими баллами за мой немеркнущий труд, уже скрутили ему руки за спиной, а мне дали отмашку: «Неси и дальше «пургу» в массы!» Несу.

Судите сами, именно в эти девятнадцать лет в белорусском роке и прочей альтернативе произошли весьма важные для него и поклонников сего рода музыки события. И будь я более циничным, чем есть, я бы отважился назвать эти годы если уж не «серебряным», то точно «золотым» веком отечественной рок-музыки. Переворотными, причем, в отличие от краха ГКЧП, удачно переворотными годами назвал бы. Итак, обо все по порядку.

В конце 1991 года рождается группа «Крама», быстро завоевавшая благодаря своему славному прошлому под другими названиями и в несколько ином составе, заслуженную популярность. Подтверждением чему стала и победа коллектива на первом фестивале «Рок-коронация» в 1994-м.

И пошло, и поехало, и побежал хлопчик.

В том же незабываемом для Бориса Ельцина и его клики сезоне появляется группа «Новае неба», в которой вокалирует и по сей Первая роквумен нашей страны Кася Камоцкая. Парадокс — группы давно уже нет, а Кася, как все Первая (пусть и в преданиях), есть.

Осенью 91-го проходят дебютные концерты на относительно больших сценах «Нейро дюбеля», когда посмотреть на валяющегося в конвульсиях на подиуме мальчика, к тому же пытающегося что-то из себя петь, съезжаются со всех концов Белорусской Советской Социалистической Республики.

А в 1992 году с экранов и из радиоточек к нам приходит черт в белой рубахе навыпуск, с длинными развевающимися волосами, что-то вопящий старушечьим голосом. Имя тому хвостатому было фолк-модерн-группа «Палац». Сделаем паузу, скушаем чего-нибудь.

Год 1993-й. Группа Ulis (тогда еще просто какой-то «Улiс») издает феноменальную даже по нынешним высоким планкам работу «Танцы на даху». Кто-то нашел в ней слепое подражательство ирландцам из U2, кто-то — прямую и явную угрозу своему местечку под солнышком рок-н-ролла «мэйд ин Беларусь».

«Паганцы» из Gods Tower, что стали называться Gods Tower в том году, выпускают подряд два канонических для дум-метал-музыки всего бывшего Союза альбома — The Eerie (1993) и The Turns (1994). Apple Tea, которым мир также обязан своим 1993-м, пусть и проходят под безусловным грифом «джаз», но рок-н-ролльную измену нет-нет да и позволяют себе. Опять же Drum Ecstasy — последователи юного барабанщика, который тут как тут, тоже родом из 93-го. И сегодня они тут как тут, да так тут как тут, что «оттуткактуткали» недавно со своим «Тут как тут-туром» всю державу.

В следующем, 94-м, на свет появляются на долгие годы Короли белорусского рока — ансамбль поп-гранджа и поп-хардк-рока N.R.M.

Я вас очень прошу, если вы еще каким-то чудовищным и нелепым образом не сумели счастливо прикоснуться к творчеству этого замечательного хэви-бойз-бэнда, то начните прикасаться к нему не с года его возникновения, а хотя бы парой лет позже. Так как играть что-то более-менее слушабельное группа начала года с 1996-го. А в 2000-м «энэрэмовцы» выпустили самый грандиозный альбом в истории белрока — «Тры чарапахi», закончив на нем, по сути, и свою историю. Перерыв.

Со второй половины 90-х начинается и восхождение к антиглобалистским олимпам «Ляписа Трубецкого», коллектива во всех смыслах заслуживающего тех песен, что внутри него сочинено, и той славы, почета, денег и ведущих мест в чартах, что на него извне обрушено.

1995-й дарит нам руками вездесуще сующего свой талантливый нос Юрия Шевчука явление «Троiца». Явления настолько могучего и однозначного, что все гибельное и непреходящие значение сего феномена для родной культуры и по сию пору не могут оценить не только чиновники от искусства, но и некоторые наиболее отсталые в своем развитии от этно-авангарда области Беларуси.

В 1996-м из «чертенят» «Палаца» собирается трио Kriwi (существующее как не трио и поныне в виде периодически собирающегося этно-фри-джаз-подразделения п/у Вероники Кругловой), которое года три давало конкретного шороху в пределах и за пределами страны, воспитывая народ world music и фолк-фьюжном, как верно заметил известный критик Дм.Подберезский.

Алексей Шедько, аки птица пилигрим, возвернувшаяся незадолго до того на родину, выпускает в 96-м альбом «Бэмс», что по праву занимает одно из первых мест в ряду лучших отечественных рок-альбомов. А сам Алексей, создав в 98-м году группу «Сестра», кое-кем считается иконой «русского рока» в независимо взятом белорусском краю.

В 1999-м аисты и капуста приносят в наш музыкальный дом проповедников стилизованной музыки средних веков, коллектив «Стары Ольса»; сегодняшних лидеров беспощадного поп-рока, группы «Без билета» и «J:Морс», что ведут между собой яростную и скрытую от несведущих глаз войну за звание самой главной поп-рок-формации страны; ТТ-34, получившей свое теперешнее название и доказавшей, что брутальщина хоть и может петься и играться брутально, но оставаясь, однако, при этом веселой и дурашливой.

Однажды коса брутальности и непримиримости к ужасам окружающего найдет в глубине коллектива оппозицию в виде камня «а пошло оно все нах», и «тэтэшники» надолго выпадут в осадок к тем, кто не оправдал каких-то и чьих-то надежд. В коем осадке и продолжают пребывать и сейчас. Тайм-аут, господа.

В 2000-х с действующими мифами стало пожиже, зато с рифами погуще, которые кому-то и не судьба была преодолеть. Неспешно стартовав в 2000 году, экспериментально-металлическая группа Rasta, собранная фанатами Gods Tower, несколько лет с успехом давала «электронного железа», пока не приказала долго жить.

Фолк-этно-состав Osimira достойно понес свое аутентичное виденье родной музыки за буйки отечества и «буянит» где-то там и по сей день.

Лявон Вольский в 2002-м мутит лабух-проект «Крамбамбуля», призванный возместить своим в основном перманентно корпоративным творчеством потери от чистогана его группы N.R.M.

А Александр Помидоров издает могучий и недооцененный, искренний по самый последний нерв диск «Сьвята пакрадзенае». И как финальный аккорд и одни из точек в многоточии первого десятилетия XXI века яркими вешками на поступательном пути в ад становятся фрик-кабаре «Серебряная свадьба» и коллектив для всех и не для кого «Детидетей».

«Что это было?» — спросит меня нудный читатель. А хрен его знает! Наверное, — мой краткий и субъективный экскурс в то, что и как на заметном уровне (заметном в отношении массовой и как бы массовой популярности перечисленных мною исполнителей у меломанов/качество, тиражи и продажи пластинок этих артистов) происходило в нашей рок- и альтернативной музыке, начиная приблизительно с того памятного для некоторых дня 21 августа 1991 года.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».