Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Стась Ивашкевич. РАСПУТЬЕ. Как отказаться от российской нефти (часть 1)

 

Стась Ивашкевич

Стась Ивашкевич. Экономический обозреватель. Работал региональным аналитиком рынка и менеджером в отделе развития консалтинговых продуктов в европейских консалтинговых агентствах Euromonitor International Plc i Marcus Evans Plc. По приглашению Нью-Йоркского университета в Праге читал лекции о вступлении России в ВТО.

Указ белорусского Совмина номер 1180 о стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь вызвал очередную волну дискуссии о диверсификации энергопоставок в Беларусь.

В частности, в документе скрупулезно перечисляются многочисленные варианты импорта нефти, будто авторы призывают сегодняшнего монополиста «узреть и убояться». Впечатление того, что постановление рассчитано более на показ, усиливается при более пристальном изучении упомянутых маршрутов. Ведь на поверку фактически все они оказываются плохо скрываемым блефом.

Начать с того, что белорусская добыча нефти в Венесуэле или Иране к нефтепереработке в Беларуси имеет мало отношения. Добытые в дальнем зарубежье углероды там же за валюту и продаются — и тратятся на оплату российских поставок. В Беларусь завозится только та нефть, которую можно купить за те самые трактора, масло или пироги, за которые Россия в последнее время продавать свои энергоресурсы отказывается.

Венесуэльский блеф

Именно так, например, работает сделка по импорту нефти из Венесуэлы. Только насчет того, что в этом году будет импортировано 4 миллиона тонн венесуэльской нефти, с последующим увеличением поставок до 10 миллионов тонн, — Минск, скорее всего, лукавит.

Латиноамериканские поставки хоть и приносят прибыль, но ограничены способностью Минска и впредь продавать Каракасу строительные проекты. А, судя по динамике развития белорусского строительства в Венесуэле на данный момент, маловероятно, что к концу года оно «покроет» более миллиарда долларов, даже по незавершенным проектам.

Это значит, что вместо заявленных четырех миллионов тонн в этом году Минск вряд ли сможет завезти более двух. Даже если в следующем году объемы удастся нарастить до 5-6 млн. т., далее поставки неизбежно начнут сокращаться — в связи с перенасыщением венесуэльского рынка белорусским экспортом, в том числе и строительным.

Таким образом, если Беларуси и удастся за счет этой сделки временно удовлетворить существенную часть своего внутреннего потребления (шесть миллионов тонн), то о возможности производить нефтепродукты для экспорта говорить не приходится.

Каспийский блеф

Более реальную угрозу российской нефтяной монополии в Беларуси могут представлять поставки нефти из Каспийского моря.

Правда российские аналитики дружно высмеивают попытки Александра Лукашенко завязать энергетическое сотрудничество с Азербайджаном и Казахстаном. В частности, они резонно указывают на пример Украины. Построив еще в 2001 году специальный нефтепровод для импорта альтернативной нефти через Черное море (Одесса-Броды), Киев так и не нашел ресурсов для его наполнения. В результате трубу развернули для прокачки все той же российской нефти.

Но ситуация с тех пор изменилась коренным образом.

Когда в 2001 году был достроен нефтепровод Одесса — Броды, Азербайджан добывал около 15 миллионов тонн нефти в год. Но с 2005 года, с открытием новых месторождений, ежегодный прирост добычи в стране составлял в среднем по 60%. В прошлом году темпы были заторможены, главным образом из-за нехватки маршрутов доставки.

На сегодняшний день эксперты Администрации энергетической информации США оценивают превышение возможностей добычи нефти в Азербайджане над возможностями ее экспорта в 10-12 миллионов тонн в год.

Еще более остро эта проблема стоит перед Казахстаном. Ожидается, что дефицит экспортных маршрутов этой страны в сравнении с возможностью добычи нефти составит в течение десятилетия от 40 до 60 миллионов тонн в год — даже после завершения строительства экспортного трубопровода в Китай. Правда, строительство российского трубопровода БТС-2 позволит увеличить экспорт казахской нефти через Россию, но ценовой диктат Москвы заставляет Назарбаева активно искать пути альтернативных поставок.

«Мифические» Броды

Возможность экспорта по трубопроводу Одесса-Броды, является в связи с этим весьма актуальной темой для каспийских нефтепроизводителей. Другое дело, что Беларуси разворот этого нефтепровода поможет мало.

Поставки нефти в Одессу интересуют Азербайджан и Казахстан, главным образом в рамках проекта «Сарматия», который предусматривает строительство перемычки между Бродами и польским Плоцком. Далее планируется развернуть направление прокачки по трубопроводу Гданьск-Плоцк, чтобы вывести каспийскую нефть к Балтийскому морю.

Декларируемая заинтересованность Минска в этом проекте является еще большим блефом, чем обещания залить Европу венесуэльской нефтью. Ведь трубопровод Одесса- Гданьск пойдет в обход Беларуси. Возможность закупать каспийскую нефть у Литвы, которая, в свою очередь, будет привозить ее из Гданьска, может пригодиться Минску лишь в крайне маловероятном случае полного прекращения российского транзита через Беларусь.

Тем более что и шансы на осуществление проекта «Сарматия» довольно призрачны. Его высокая стоимость (около миллиарда долларов) — лишь один из факторов. На сегодняшний день разрабатываются два конкурентных проекта расширения возможности поставок с Каспия. Один (Самсун-Джейхан) должен соединить Черное море со Средиземным через территорию Турции. Второй маршрут предполагает связать моря через Болгарию и Грецию нефтепроводом Бургас — Александрополис.

Любой из этих проектов способен почти полностью удовлетворить потребность каспийских стран в дополнительных маршрутах. Таким образом, осуществление одного из них ставит рентабельность двух остальных под большой вопрос. Хоть стоимостью «средиземноморские» проекты и не уступают «Сарматии» (3 миллиарда и 900 миллионов долларов соответственно), но продвинулись они дальше.

В принципе, развернуть трубопровод Одесса-Броды можно и в случае провала плана Балтийского коридора — для прокачки нефти по трубопроводу «Дружба» на запад. Но маршрут до Мозыря станет возможен только в случае полного прекращения российских поставок через территорию Украины. Прокладывать же новую трубу между Бродами и Мозырем, параллельно уже существующей, никто ради одной Беларуси не станет. У самого же Минска на это нет ни средств, ни экспертизы.

Беларусь, таким образом, остается на окраине европейско-каспийских проектов диверсификации нефтяных поставок, при любом их развитии. Так, во всяком случае, было еще в прошлом году.

Но в начале этого года на Минск неожиданно свалился подарок судьбы. Мафиозная разборка вокруг группы предприятий в Полтавской области Украины послужила толчком к событию, которое сделало возможным абсолютно новый вариант и превратило Беларусь из аутсайдера этих процессов — в одного из центральных игроков...

(Продолжение следует.)

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 3.64 (всего оценок: 38)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Полный бред!!! Даже коментировать нет желаний.
  • это болезненный бред дитятки при болезни под названием ХАРТИЯ_ЗОМБИ