Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Виктор Федорович. ПОГОВОРИМ? До и после обыска КГБ


Виктор Федорович
Виктор Федорович. В журналистику «влетел» больше 20 лет назад из-за нелетной погоды в местах, максимально приближенных к условиям Крайнего Севера. Работал в разных изданиях и участвовал в ряде сомнительных проектов. В середине 90-х, когда занимался социально-криминальной тематикой, создал свою агентурную сеть из минских бомжей. Услугами белорусских адвокатов никогда не пользовался, поэтому из четырех судов по искам о защите чести и достоинства не проиграл ни одного. По политическим настроениям — анархист-одиночка, не признающий государство как отделенную от населения организацию власти, но вынужденный считаться с тем, что государство его признает.

…Примерно на третьем часу обыска, когда потомки Дзержинского и Берии, внучатые племянники Цанавы обшарили практически всю мою квартиру, я, нисколько не надеясь на ответ, спросил: «В чем смысл этого реалити-шоу?». И тут вдруг совершенно неожиданно один из комитетчиков произнес: «Наверное, у вас есть враг…» А через секунду он добавил: «Или кто-то из ваших коллег…».

На коллег грешить не буду принципиально. Ну, а ежели кто на меня чего и наговорил, значит, у этого человека другого выхода не было, а потому — Бог ему судья. Что же касается моего «врага», так тема очень интересная. Имени его не знаю, но в чем абсолютно не сомневаюсь, так это в том, что сидит он не в СИЗО КГБ.

Очевидно для меня одно: своего персонального «врага» я так достал тем, что уже написал либо так напугал предстоящими публикациями, что на меня завели оперативное дело и внесли в списки «обыскантов». Сегодня у меня уже нет сомнений, что такие списки существуют, а готовить их стали задолго до событий 19 декабря. Вот только со мной была одна проблема.

Лично я не был, что называется, «засвечен» в оппозиционных кругах: не участвовал, не призывал, по площади Независимости с криками «Жыве Беларусь!» и «Уходи!» не бегал и т.п. Но кому-то очень хотелось если не в душу и мозги мои влезть, так хотя бы блокноты журналистские полистать, бумаги разные почитать и в компьютерах вволю покопаться.

А был только один способ облечь проникновение в мое жилище в некую видимость законности. У нас ведь все по закону? То ли дышла, то ли подлости.

С постановлением на обыск они вломились в мой мир утром 15 января под предлогом того, что якобы там, где я живу, могут быть некие материалы или предметы, имеющие отношения к массовым беспорядкам 19 декабря в Минске. Это по их данным. По моим же — полный бред. Им нужен был повод войти в мою квартиру, дом моего отца и еще сотни и сотни домов на территории этой типа суверенной страны, где по «их данным» мог витать дух инакомыслия, несущий угрозу их «государственной безопасности».

Я простой журналист, разве что более раскованный, чем мои коллеги из госСМИ, да научившийся обходить тупые углы различных пресс-служб, чтобы получать интересующую меня информацию из моих собственных источников. Но я не мог знать больше того, что знают, скажу так, компетентные органы. Ну, а коль случалась «несанкционированная утечка», то это не моя проблема.

При таком высочайшем уровне развития бюрократии, когда различные документы сотнями копируются, рассылаются во все подряд ведомства, сохранить их содержание практически невозможно. Тут, не ровен час, и гостайну можно профукать!

И кто эту бюрократию в стране только развел и развил?!

…Им очень нужно было войти в мой дом. И они вошли. Покопались в белье моей жены, почему-то проигнорировав лоток котенка, где в наполнителе можно было закопать десяток флэшек со страшным компроматом на всех и вся и подробными планами «насильственного захвата», прости Господи, действующей власти. Они набили две картонные коробки моими журналистскими бумагами, блокнотами десятилетней давности, упаковали системный блок компьютера, ноутбук, диктофон, обозвали все это «тайной следствия» и удалились с чувством выполненного служебного долга.

Я плачу налоги, а они лишили меня моих же средств производства. Причем сделали это в выходной день, за что им полагается по КЗОТу двойная оплата чекистского труда либо отгул. Получается, за мой счет меня же и обыскали!

В такой ситуации мне ничего не оставалось, как уйти в отпуск. Нужно было время, чтобы все обдумать, в себя прийти, в конце концов, поддержать своих родных, особенно отца. Для человека 1937 года рождения, с больным сердцем, все произошедшее было серьезным ударом. За всю свою жизнь он не давал повода участковому милиционеру переступить порог нашего дома, а тут сразу четверо КГБэшников заявились. А в сарае и за сараем столько всяких предметов накопилось: кувалды, обрезки труб, топоры, арматура… Но не это добро их интересовало.

Они хотели знать, чем мы дышим. Весь этот общереспубликанский «шмон» впору назвать мониторингом КГБ на предмет исследования оппозиционных настроений в Республике Беларусь. (Очевидно, что государственным социологическим службам власть не доверяет). Информацию из первых рук да поименно можно было получить только в результате арестов, допросов, обысков и прочих следственных действий вкупе с оперативно-розыскными мероприятиями. Как это сделать? А для этого и нужны были хорошо организованные, но плохо проведенные «массовые беспорядки».

Вот моя версия.

Идею подсказали кандидаты в президенты, призывавшие провести 19 декабря мирную акцию на Октябрьской площади. Предшествовавшие репетиции на площадях Привокзальной и Свободы дали власти прекрасную возможность подготовиться, рассчитать количество необходимых дубинок и провести расстановку сил. А сил было столько, что все прилегающие к площади Независимости кварталы можно было окружить тройным кольцом милицейского спецназа и войсками внутренних войск. При такой плотности невозможно было бы подойти, чтобы даже плюнуть в сторону Дома правительства, а не то что бить окна и двери.

Существующие схемы и методики позволяли правоохранителям рассеять митингующих с минимальными усилиями. Но им был дан приказ — «Ждать!»; и — получилось так, как получилось. И совсем не по сценарию разобщенной оппозиции, которая так ничему и не научилась.

У меня лично нет сомнений, что наши оппозиционеры угодили в ловушку, которую построили собственными руками. Правда, в той же ловушке, но с другой стороны, оказалась и белорусская власть. Впрочем, про это уже много сказано и написано. Но тема еще не закрыта.

…В первые дни после обыска я слушал Игоря Талькова. Если бы не чекисты, так бы и не знал, что у меня есть такой диск. Запомнились строки:

«Покажите мне такую страну,
где священник под рясой скрывает кагэбэшный погон?
Вы в такой стране не живете,
В такой стране нельзя жить»


Совсем другими глазами перечитал «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. Изредка Сталина он называет «усатым Батькой». А вот нынешние НКВДэшники Александра Исаевича недолюбливают. Он же лагеря и ссылку прошел, а они — нет. Абсолютно прав Солженицын: «Если нам кажется, что нас мало уважают, так, может, причина в том, что мы не так живем!».

Возвращаюсь к работе. Будет трудно, да и мешать будут. По моим оценкам, меня «пустят» свидетелем по трем уголовным делам, да еще в некоторых ведомствах от меня будут хитро требовать объяснений по ряду моих публикаций.

Странные люди! Создается впечатление, что они ничего не знают о современных средствах связи и у них до сих пор черно-белый телевизор.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».


Оценить материал:
Средний балл - 4.54 (всего оценок: 56)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • По иронии судьбы, по молодости Солжа почитал, все книги его есть. Но потом узнал, кем он был на самом деле. В новую квартиру ни одной их них не взял. Спору нет, для тех, кто радуется развалу СССР (а я в своё время тоже радовался, дурак), он герой. А кто это - Адамович?
  • Вообще-то не нынешние НКВДэшники, а все нормальные люди, и не недолюбливают, а ненавидят как вполне конкретного врага народа.[/quote] Дык ведь это реальная ВЛАСТЬ, с которой считаются ВО ВСЁМ МИРЕ, как тщетно ни пытайся изобразить глумление.[/quote] Ну вот, похоже, один из моих незваных гостей объявился. Ну кто еще сегодня может назвать Солженицына "врагом народа"? И белорусского тоже? И кто считается во всем мире с белорусской властью? Во загадка! Не ты ли это Адамович за перо взялся? Почитай на сон грядущий басню дедушки Крылова "Слон и Моська".
  • Ну и как, режим уже достал общество? Судя по "обилию" участников оппозиционных сходок, пока не очень.
  • Вот только ко мне эти страшные гебешники не приходили, а пришли к Вам - почему? Т.е. власть в одночасье обвалила все многолетние договорные усилия с Мировым Сообществом ради того, чтобы узнать, о чём пишет некто Виктор Федорович? Оригинально. Вообще-то не нынешние НКВДэшники, а все нормальные люди, и не недолюбливают, а ненавидят как вполне конкретного врага народа. Конечно, Ваша работа страшно опасна властям. Да они Вас просто боятся! Хитро? Это как?
  • Подоляк, например, тоже гордится, что добывает инфу "аж на самом верху", но в реальности высасывает всё из пальца. Как трагично, прямо из пьесы "Слуги диавола". Дык ведь это реальная ВЛАСТЬ, с которой считаются ВО ВСЁМ МИРЕ, как тщетно ни пытайся изобразить глумление. А я плАчу от таких слов. Крупный налогоплательшик! Вашу бы иронию - да в положительно русло, гражданин.
  • Очевидно, что создатель сети из минских бомжей мало интересен даже своему участковому, и уж тем более не Тем, кого он так некстати сюда приплёл. Ну, бред или не бред - выяснять будут специальные люди, но никак не сам обыскиваемый. Он может только вежливо стоять в сторонке. А типа нет?