Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Александр Синкевич. СУМЕРКИ ЭПОХИ. Беларусь: выжить любой ценой


Александр Синкевич. Родился в 1975 году, окончил БГПА, экономист-практик, работал с 1993 года в Беларуси, России и Украине. Специалист в области постановки и автоматизации управленческого учета, бюджетирования, внедрения международных стандартов финансовой отчетности. Преподаватель Института Сертифицированных Финансовых Менеджеров ICFM, Великобритания. Директор консалтинговой компании «Sinkevich Technologies». Автор ряда публикаций в журналах «Директор», «Финансовый директор», «Эффективная торговля», «Arche» и др.

Итак, в сегодняшней повестке дня один вопрос — выживание в условиях вероятного «раздербана» страны. Я изложил свои размышления в двух частях — для нас, обычных людей, и для власти, если ей станет интересно.


Рецепты для нас

Моя семья и предки во всех обстоятельствах полагались на себя и преданных друзей, и всегда брезговали халявой и воровством — как и любые нормальные белорусы. В таком же духе воспитывали и меня. Поэтому вначале рассудим, что же в наших собственных силах.

Избежать резкого падения жизненного уровня в стране уже не удастся — это свершившийся факт. Однако может быть куда хуже — если социальная напряженность выльется на улицы. Такой сценарий грозит обернуться позднесоветской или даже ливийской катастрофой, а страна неминуемо будет развалена и разграблена.

Для нас, простых граждан, одномоментная смена власти не решит ни одной проблемы: наш поезд уже летит под откос и смена кондуктора ничего не изменит, разве что усилит неразбериху и панику. Самое глупое сейчас — согласиться на роль лохов и побежать устраивать оранжевые революции.

Искушение поддаться собственной усталости, чувству мести и неприязни лично к А.Лукашенко может дорого обойтись стране и нашим детям, поскольку неизбежно обрушит всю систему государственной власти и повергнет экономику в хаос. Это замечательно для внешних игроков, однако все, что получим мы, — это смену плохого руководства на кошмарное.

Важно помнить — президенты, кризисы и расцветы приходят и уходят, а страна остается. Так что не будем торопиться лечить свою головную боль отсечением головы.

Это — то, чего нам сейчас не следует делать. А теперь — желательные действия:

1. Мы должны напомнить власти ее прямые обязанности и потребовать их четкого исполнения: защиты государственного и экономического суверенитета, поддержания общественного порядка и помощи пострадавшим от кризиса. Руководство должно почувствовать опору, взять себя в руки и вернуться к планомерной работе.

2. Если власти окажутся не в состоянии решить эти задачи и произойдет обвал, придется перенимать опыт египетских жителей, которым для охраны своих кварталов от «революционных» гопников пришлось организовывать народные дружины с круглосуточным дежурством. Очень надеюсь, однако, что до такого драматизма у нас не дойдет.

3. Коллективная самооборона должна распространяться не только на личное имущество, но и на общественное. Ведь пока наша экономика является государственной — мы все являемся ее собственниками, а значит — вправе ее защищать. Урок Советского Союза, когда граждане молча позволили разграбить свое добро, нажитое трудом нескольких поколений, должен быть нами усвоен и переосмыслен в виде возрождения народного контроля над государственным имуществом.

4. Коллективная мобилизация должна войти и в нашу экономическую жизнь. Под этим я пониманию организацию сети социальных ячеек самопомощи, в которых граждане и бизнесмены могли бы объединять свои материальные, финансовые, трудовые и интеллектуальные ресурсы, чтобы совместно их использовать для выживания и устойчивого развития. Именно эти технологии позволяют жизни не останавливаться даже в условиях глубоких кризисов, войн и стихийных бедствий.

Если кого-то интересуют подробности механизмов сетевой кластеризации и релокализации, а также практические примеры их работы в сегодняшней Беларуси, отсылаю к своей апрельской статье для украинского аналитического центра «Стратегма» — «Экономическое выживание. Белорусские опыты» (часть 1, часть 2).

Подытожим сказанное. Для всех народов бывшей Речи Посполитой характерны упаднические настроения: все стараются перещеголять друг друга в саможалении — как кого судьба обидела. А ведь народ, вечно ноющий о своих страданиях, десакрализировавший идеалы героической борьбы и созидательного труда, будет неизбежно и заслуженно сброшен на обочину истории и распылен в эмиграции.

Так может, хватит прикрывать собственную лень и безразличие причитаниями о «кровавом режиме»? Возродить и возвеличить свой край можно только так, как делали наши предки, которые малыми тесными коллективами растили хлеб, воспитывали детей, защищали Родину.

Не следует ждать понуканий или помощи со стороны государства. Нужно просто собирать вместе родственников, друзей, единомышленников и без лишних слов начинать полезное дело: научное, культурное, экономическое, образовательное и т.д.

Если власть заинтересуется и поддержит наши начинания — ей же самой лучше. Если нет — мы ничего не потеряем, зато, по крайней мере, собственной мобилизацией обеспечим выживание и процветание своим семьям, а также заложим фундамент будущего.


Рецепты для власти

Советовать власти — дело неблагодарное, да и самих советчиков — пруд пруди. Однако я все-таки набросал перечень рекомендаций, лежащих на поверхности. Подтолкнуло меня к этому осознание того, что наша власть, как и в любой другой стране, неоднородна: всегда есть партия «державников», и есть партия «компрадоров». Бывает даже, что внутри одного человека борется патриотизм и жажда наживы.

Поэтому обращаюсь к державникам-патриотам. Уверен, что они есть и их много — иначе Беларусь была бы растащена, как Россия, еще двадцать лет назад. Надеюсь, у них хватит сил и средств, чтобы в очередной раз удержать страну от катастрофы.

К сожалению, поведение белорусских властей в последние месяцы удручает: Нацбанк за один день может принять и отменить собственное постановление, кто-то кричит про тотальную безработицу, кто-то — про абсолютное процветание и т.д. Повсюду растерянность и беспомощность.

А ведь избежать катастрофы можно только четкими совместными усилиями власти и общества. Способностью к таким действиям в исторические моменты проверяется государственная состоятельность народа. Итак, по пунктам:

1. Прежде всего, власть должна честно сказать народу о грядущих трудностях, но при этом удержать его от паники. Попросить понимания и терпения. Показать, что власть видит происходящее, держит ситуацию под контролем, и готова не допустить захвата страны рейдерами и компрадорами.

2. Необходимо защитить свой экономический потенциал, не дать растащить промышленность и сельское хозяйство. В частности, можно ввести мораторий на приватизацию ключевых объектов в стране, иначе в условиях коллапса и бардака оборотистые дельцы неизбежно найдут способ, как ухватить их за бесценок.

3. Следует любым способом предотвратить остановку экономики. Конечно, для этого нужны кредиты и брать их следует даже на непростых условиях. С этим согласны и маститые эксперты, которые рекомендуют лечить нашу болезнь роста рефинансированием внешнего долга и разработкой собственного плана Маршалла для поддержания белорусского экспорта.

4. Передышку, полученную за счет кредитов, нужно использовать для серьезной реорганизации нашей советской экономической модели, столь подверженной внешним рискам. Правы те, кто говорит, что делать это нужно было раньше — но что сейчас толку от этих упреков?

На мой взгляд, следует воздержаться от радикальных рекомендаций «чикагских мальчиков» — распродать страну с молотка мы успеем всегда. Лучше лишний раз проанализировать печальные результаты «ускорения и разгосударствления» советской экономики, чтобы избежать прежних ошибок.

Также придется отбросить мечты о панацее в виде перехода на российский рубль или евро и развитии только за счет внешнего кредитования и инвестирования. Следует понимать, что холодная война окончена и сильная Беларусь никому не нужна. Если бесконтрольно передать инициативу внешним силам, нашу экономику наверняка превратят в подобие центральноафриканской — с ничтожным ВВП и колоссальным внешним долгом.

Вывод из сказанного прост — при реорганизации экономики следует опираться прежде всего на собственные силы. А для этого придется развернуть экономическую мобилизацию общества, тщательно избегая при этом перегибов советской коллективизации. Сделать это способна только решительная и авторитетная государственная власть.

Вспомним опыт послевоенной Японии, чьи города и заводы были сожжены американской авиацией, а голодающее население ютилось в шалашах и норах. Тогда Император под личные гарантии учредил сеть национальных инвестиционных фондов, которые аккумулировали деньги граждан и под государственным контролем вкладывали их в интеллектуальные и экспортно-ориентированные отрасли экономики. Иностранные инвестиции, кстати, были запрещены и принимались только в виде передовых технологий.

Учитывая, что на руках белорусов без дела находится по разным оценкам от 11 до 25 млрд. долларов США, сценарий внутренней экономической мобилизации выглядит вполне осуществимым. Собранные деньги следует инвестировать прежде всего в науку и разработку новых технологий. Одновременно можно проводить осторожную и продуманную приватизацию, преобразование неэффективной госсобственности в коллективную или партнерскую.

5. Государственная власть должна оказать всемерную поддержку релокализации экономики путем создания в регионах сети инкубаторов бизнеса. Задача — оживить и сделать устойчивой экономику на локальном уровне. Напомню, однако, что эту деятельность можно и нужно разворачивать и без помощи государства.

6. Следует запустить государственную программу по изучению и обкатке альтернативных экономических моделей, в том числе в вышеназванных инкубаторах. Эти модели, пожалуй, будут самым востребованным интеллектуальным продуктом ближайшего будущего. Ведь не секрет, что мировой экономический кризис и не думает заканчиваться, — над либерально-капиталистической эпохой нависли густые сумерки. И тот, кто первым разработает и запустит принципиально новую устойчивую и продуктивную экономическую модель — тот и станет новым мировым интеллектуальным и экономическим лидером.

Это, конечно, сверхзадача, но у Беларуси есть шанс обернуть проблемы себе на пользу и стать полигоном для прорывных антикризисных решений. Тем более что у нас под рукой есть уникальный багаж знаний и опыта советской экономики, несправедливо забытый с распадом СССР. Это — огромный пласт человеческой мысли и практики в области организации коллективной экономики, которая могла десятилетиями успешно противостоять всему «свободному миру». Значит, было в ней немало рациональных зерен, которые смогут пригодиться и в наше смутное время.

7. Отдельный участок работы — модернизация и укрепление институтов государственной власти, которые имеют множество уязвимостей, особенно в плане долгосрочной устойчивости. Должна быть создана новая система легитимации, которая страховала бы страну от внешних и внутренних потрясений, и ставила бы во главу угла меритократический принцип формирования элиты.

Также нужно запустить систему образования и воспитания, нацеленную на подготовку квалифицированных государственных менеджеров, как патриотического рыцарства нового типа. Эту задачу невозможно решить без кардинального пересмотра и углубления государственной идеологии, пропаганды и стиля, о сегодняшнем качестве которых даже и говорить стыдно.

8. Еще одна важная тема — региональное сотрудничество. Нынешние проблемы показали, насколько уязвима белорусская модель суверенного развития. Что поделать — нет у нас достаточных природных ресурсов, населения мало, и даже выходов к морю мы не имеем.

Прямо сейчас следует налаживать плотное сотрудничества с ближайшими соседями. Немногие знают, что товарооборот между странами бывшей Речи Посполитой составляет менее 10% от их общей внешней торговли. Значит, еще имеется серьезный мобилизационный потенциал внутри нашего региона — Центральной и Восточной Европы.

9. Если посмотреть еще дальше, то, думаю, жизнь заставит нас вернуться к идее больших автаркических пространств, способных к устойчивому развитию. Исторически наш край всегда был органичной частью самодостаточных империй — Литовской, Российской, Советской. И я уверен, что лучшим выходом для белорусов и соседей станет запуск нового интеграционного проекта на добровольной основе, в котором каждый народ займет свое достойное место. Будет ли новая Империя напоминать очертания Великого Княжества Литовского, Ягеллонского Междуморья, бывшего советского блока, Европы или Евразии — покажет время. Лично я — за максимально возможный вариант Северной Континентальной Империи, способной к свершениям космических масштабов.

Но начинать надо с малого — с мобилизации самих себя. Успешный старт локальной экономической модели неизбежно, словно магнит, притянет к себе соседние народы и государства, и со временем проект сам разрастется до крупной автаркической Империи. Кстати, эта идея органично вписывается в концепцию Беларусь — Empire Maker, озвученную в прошлом году Сергеем Чалым.

Способность государственной власти к шагам такого масштаба и покажет ее реальную состоятельность. Одно дело, хотя и важное, — сохранить советский экономический потенциал, но дать толчок качественно новому росту — задача другого уровня. Справятся ли с ней действующие элиты — зависит прежде всего от них самих.

Я же могу лишь повторить за древними: Dixi et animam levavi*

* я сказал и тем облегчил свою душу (лат.)

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

Оценить материал:
Средний балл - 2.40 (всего оценок: 140)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Хотя с моей колокольни сия организация мало отличается от СНГ, но с территориальной точки зрения - да. Смысл в этом найти можно.
  • Вы ведете речь о присоединении к организации ГУАМ Беларуси, Литвы, Эстонии, Латвии? Что за чушь говорить о Литовской империи как Древнеримской или Российской. Еще назовите империей государство с этноним «Русь» (поскольку термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков)? Если Русь образовалась с приглашением в правление варягов, то образование ВКЛ началось с приглашения в Наваградак Миндовга - князя литовского. К стати, Русь (Киевская)объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами. В летописях слово «русский» в сочетании с другими словами встречалось в различных написаниях: как с одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него. В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках[14].
  • Достаточно глянуть на карту, как сразу станет ясно - Беларусь, в её современных границах, независимо существовать не может. Касается это и стран Балтии. Поэтому всё, что нам светит - лечь либо под ЕС либо под РФ. Мне так думается - ни там ни там мёда нет. Правда есть ещё вариантец, хоть с намёком на действительную независимость - объединение в рамках БУБса (Балтия-Украина-Беларусь). :)
  • Вряд ли это состояние души можно назвать лицемерием, это скорее не способность смериться с реальностью, они не представляют себе что у России могут быть союзники объединенные общими интересами. Самая большая проблема России всегда заключалась в неспособности наведения порядка на собственной территории, будь страна достойная соседи бы сами стремились бы к сближению с ними, а так как Россия никогда не сможет заняться своими проблемами, она должна воевать(!!!). Сейчас воевать она на может по многим обстоятельствам, но дух орды то не умер, на генном уровне существует необходимость что то захватить...
  • Все это лицемерие людей евразийского мышления по приращению к России со всех сторон света. С ненавистью к белорусам, народность которой то возрастала до государственности, то умирала до тутэйших.
  • Это был с одной стороны типа признание заслуг ВКЛ, мол и тогда вы были вместе, вот и сейчас будьте, а с другой - не так было заметно полное обкорнание белорусских территорий.