Алесь Михалевич. ВЕКТОРЫ. Эмиграция как проблема белорусского государства

Хотелось бы, чтобы человек, посмотрев, как выглядит ситуация за границей, решил жить в Беларуси...

 

Одна из основных проблем современного Белорусского государства состоит в том, что люди не чувствуют уверенности в завтрашнем дне. Люди не чувствуют, что в Беларуси они смогут в полной мере реализовать свой потенциал.

Алесь Михалевич. Родился 15 мая 1975 года в Минске. В 1999 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета по специальности «политология», был аспирантом Института государства и права Национальной академии наук Республики Беларусь. С 1995 по 1999 годы — председатель ЗБС (Задзіночання беларускіх студэнтаў). Был членом Партии БНФ (с 1993 года), заместителем председателя Партии БНФ. Исключен из партии в июне 2008 года «за нарушение партийной этики и дисциплины». Председатель союза «За модернизацию». Кандидат в президенты на выборах 2010 года. Обвиняемый по уголовному делу о массовых беспорядках 19 декабря. Получил политическое убежище в Чехии. Женат, воспитывает двоих детей.

Конечно, в Беларуси можно стать районным идеологом, судьёй районного масштаба или крупным начальником. Но все понимают, что реализоваться на более высоком уровне, создать в Беларуси что-то серьёзное и великое невозможно. Поэтому много людей связывают своё будущее с выездом за границу.

Особенно это касается профессионалов: инженеров, докторов, энергетиков и т.п. — людей, которые отлично понимают, что в Беларуси их способности по достоинству не оценят.

И в этом как раз, на мой взгляд, есть очень большая проблема. Нам нужно приложить все возможные усилия, чтобы создать условия для реализации образованных и способных людей в Беларуси. Тем не менее, людей нельзя останавливать в их выборе. Каждому человеку решать самостоятельно, в какой стране жить и с какой страной связывать своё будущее. И если человек решил уехать, а мы его пробуем остановить — это варварский способ, нарушение свободы человека.

Хотелось бы, чтобы человек, посмотрев, как выглядит ситуация за границей, решил жить в Беларуси не потому, что у него нет возможности уехать, а по другим причинам. Чтобы он решил вернуться потому, что ему нравится эта страна и у него есть возможность реализоваться в Беларуси, потому что здесь он видит будущее своих детей.

Недавно умер мой очень хороший друг Виталий Силицкий. В своей статье про него я написал, что он вернулся из Америки, несмотря на то, что у него получилось. Он защитил докторскую диссертацию, писал статьи в крупнейшие научные журналы и, несмотря на это, вернулся жить в Беларусь. Для меня очень важно, чтобы люди возвращались не потому, что они неудачники, что у них не получилась жизнь там, а чтобы они возвращались как раз потому, что у них всё получилось. Потому что они достигли того, чего хотели.

Чтобы бизнесмен, который уехал за границу и организовал тем серьёзный бизнес, с капиталом вернулся назад в Беларусь. Чтобы учёный, который достиг результатов за границей, вернулся назад в Беларусь создавать научную школу.

Мы должны сделать так, чтобы люди имели возможность реализации в Беларуси, чтобы они чувствовали уверенность, что в Беларуси у них получится. Но как это сделать в сегодняшних условиях? Об этом — в моих следующих статьях про необходимые Беларуси реформы.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

  • Детский лепет на лужайке. Парниша решил о себе напомнить набором дежурных фраз.
  • Я, поработав в Германии и в Канаде понял, что в любой стране с нами будут обращаться почти так же, как мы позволяем обращаться с собой в своей родной стране. Каким-то своим чутьем заграничные люди чуют, что этот человек проглотит и такое с собой обращение. Не поедет к себе обратно, обратно его ждет не лучшее. Поэтому приходится возвращаться, несмотря на то, что что-то там получилось по белорусским меркам. А по немецким, или американским - понимаешь, что ничего особенного у тебя не вышло, и нужно возвращаться, и исправлять то, что тянет тебя на дно пудовой гирей.
  • [quote="y575"]Я, поработав в Германии и в Канаде понял, что в любой стране с нами будут обращаться почти так же, как мы позволяем обращаться с собой в своей родной стране. Каким-то своим чутьем заграничные люди чуют, что этот человек проглотит и такое с собой обращение. Не поедет к себе обратно, обратно его ждет не лучшее. Поэтому приходится возвращаться, несмотря на то, что что-то там получилось по белорусским меркам. А по немецким, или американским - понимаешь, что ничего особенного у тебя не вышло, и нужно возвращаться, и исправлять то, что тянет тебя на дно пудовой гирей.[/quote] Не скажите. Вот здесь есть статья про Канаду, и я сам могу сказать, что в другой европейской стране имел очень похожий опыт: https://naviny.by/rubrics/opinion/2011/02/15/ic_articles_410_172460/ Есть вначале непонимание из-за культурного барьера, потому что белорусский менталитет изолирован. Не все люди это выдерживают. Но если человек профессионал своего дела и не завязан жёстко на белорусский менталитет, у него всё получится, даже по мировым меркам. Появляются хорошие друзья, и человек просто становится "гражданином мира", чувствуя себя дома в Европе и Америке, при этом далее не стесняясь говорить, откуда он приехал. И европейцы и американцы тоже воспринимают его как своего. Я видел таких, которые возвращаются на родину, но большинство - они видят возвращение в Беларусь как страшный сон, а некоторые из них готовы даже отказаться от своей Белорусскости. Один мой знакомый из Новой Зеландии нашёл там себе жену, и когда говоришь о Беларуси - он отвечает примерно что-то вроде: "Не вспоминай лучше. Я далёк от этого, скоро получу новый паспорт, а когда читаю новости про Беларусь и Минск - просто становится не по себе." Другой знакомый из Европы говорит: "Иногда хочется навестить родственников. Но когда я приезжаю - меня хватает на две недели, возникает чувство сильнейшей ностальгии по Европе. Я уже больший иностранец у себя на родине, чем в Европе, и мне сложно просто выдержать атмосферу Беларуси, этот непрекращающийся поток серости." Михалевич говорит, что оно не обязано быть так. И что здесь многое можно поменять, чтобы белорус не только не чувствовал себя на западе тупым забитым существом, но чтобы тем более он не чувствовал себя так дома.
  • [quote="ak_2011"]Вот здесь есть статья про Канаду, и я сам могу сказать, что в другой европейской стране имел очень похожий опыт:[/quote] Ой, эту статью Мальто я уже читал и критиковал. Обычная реклама канадской эмиграции. В реальности, я ж говорю, будут обращаться едва лучше чем в той стране, откуда приехал. Видел я в Канаде кучу народу, с дипломами инженеров, врачей, работающих разнорабочими и уборщиками туалетов, и не потому, что двоечниками были, или языка не знают. Один-два из десятка равных попадают удачно, и сразу же задирают нос, что вот, они дескать, профессионалы, а другие дипломы в переходе купили. Но, что более показательно, встречался я в Канаде с бывшими югославами, чехами, поляками, которые в свое время убежали от экономических трудностей своих стран. И они все считали на сегодняшний момент, что решение уехать в Канаду было их ошибкой. Если бы они тогда могли только представить, что их страна настолько изменится, пока они за 1000 КАД пилят лес в Канаде. Если бы они оставались в своих Словениях и Чехиях, то пережив трудный период, сейчас бы имели и гораздо больше, и работали на лучших должностях, или в своих фирмах, и с семьей, здоровьем все было бы лучше.
  • [quote="y575"]Ой, эту статью Мальто я уже читал и критиковал. Обычная реклама канадской эмиграции. В реальности, я ж говорю, (... ...) Если бы они оставались в своих Словениях и Чехиях, то пережив трудный период, сейчас бы имели и гораздо больше, и работали на лучших должностях, или в своих фирмах, и с семьей, здоровьем все было бы лучше.[/quote] Могу поспорить. Такое, о чём вы говорите - действительно существует, и не только среди славян - даже среди скандинавов. В целом выполняется условие: чем более страна изолирована в культурном плане, тем сложнее её жителю приспособиться для жизни в другой стране. Но у меня есть слишком много знакомых живых людей исключений, чтобы возводить то, что вы говорите в правило (включая меня самого). Живу достаточно долго, не чувствую себя чужим, отношение замечательное, положение хорошее, назад в Беларусь не хочу, потому что успел полюбить и в питать многие вещи здесь (одна из неславянских западных стран, но не Канада). Тем не менее, я с вами согласен, что человек должен иметь определённую целостность и достоинство. А также чёткое понимание того, зачем он уезжает. Многие люди, как в семейных отношениях - только возникли трудности - сразу разводиться хотят. Или есть такие, которые считают, что на западе их ждут с раскрытыми объятиями. Но мы о таких не говорим, да и Михалевич таких не имеет ввиду. Мы говорим о единицах - тех, для которых выезд планирован, которые уезжают с полным осознанием того, что не могут реализоваться у себя на родине, и которые нужны на западе - не как "ещё один рабочий", или "ещё один инженер", а как "вот этот человек". Именно такие люди создают историю, и именно о таких людях стоит вопрос, как они дальше собираются связывать свою жизнь с Беларусью. Ответ на сегодняшний день - не собираются связывать, потому что даже если они с открытым сердцем готовы помочь как-то родине - то Беларусь, с её политической, бюрократической и социальной системой сегодня просто не способна это воспринять.