Дата публикации:
20.11.2011
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/opinion/2011/11/20/ic_articles_410_175893/

Анатолий Лебедько. САНКЦИИ. Шепот несогласия и громкий одобрямс

Автор: Анатолий ЛЕБЕДЬКО

 

Анатолий Лебедько. Председатель Объединенной гражданской партии, сопредседатель Объединенных демократических сил. Дважды избирался в парламент. Позиционирует себя как лидер политических оптимистов.

Мясникович и Семашко — не самые перспективные кандидаты для «черного списка» ЕС. Это не советы постороннего Брюсселю. Это всего лишь размышления вслух.  

Давайте сделаем гимнастику мозга вместе! Точечные санкции должны быть жестко привязаны к действиям лиц, нарушающих Конституцию и международные обязательства Беларуси. Не должно быть и тени сомнения в обоснованности и правомерности наказания. Отмеченные чиновники ничего путного не сделали для страны и перемен, это правда. Но стоит принять во внимание, что они вдруг заговорили не в унисон с правителем.

Это произошло впервые после 16 лет молчания и одобрительного кивания головой. В 1994 году громко хлопнул дверью вице-премьер правительства Виктор Гончар, а двумя годами позже из власти достойно, по-европейски, ушли премьер-министр Михаил Чигирь и министр труда Александр Соснов. После этого были слышны только панегирики тому, кто выше бога. Отставка как публичная демонстрация несогласия с проводимой политикой — это, как показывает практика, исключение, а не правило белорусской политики. Причем очень редкое исключение.

Совсем неудачно выбрано время для того, чтобы расширять «черный список» за счет экономического блока правительства. Внешне все это выглядит так: Мясникович и сотоварищи начали громко шептать о своем несогласии с экономической политикой Лукашенко. И тут Евросоюз — бац по ним точечными санкциями! Тенденции к переменам, даже если они лишь в форме шепота, надо поощрять, а не прижигать.

Тем более что иных номинантов в этот список предостаточно. Для такого списка есть 174 человека, которые называют себя депутатами. Деятельность ни одного бандитского формирования не имеет для Беларуси и ее граждан таких разрушительных последствий, как последние решения Нацсобрания. То, что недавно формально узаконили «палаты», достойно не только всяческого осуждения, но и реагирования. Смею утверждать, что принятый Нацсобранием и уже подписанный Лукашенко пакет законов (законодательство, регулирующее деятельность КГБ, партий, общественных объединений) полностью перечеркивает действия разделов Конституции, касающихся прав и свобод граждан Беларуси.

В 2000 году на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ назначенные Лукашенко депутаты уговаривали парламентариев принять их в Ассамблею для того, чтобы учиться демократии. Приняли! И вот прошло 10 лет. Чему они научились? Вопрос риторический. Назначенный депутат — как подсолнух, лицом всегда к тому, из чьих рук он получил депутатские корочки, а к избирателю соответственно задом. Тем самым, которым высиживает свою пенсию, свои жалкие привилегии, свою возможность находиться в Овальном зале.

Или возьмем тех, кто именует себя судьями. Если судить по приговорам и постановлениям, то их правильней называть политическими киллерами в черной мантии. Таковых, по данным правозащитников, набирается за полторы сотни человек. Это те, кто штампует решения о привлечении к ответственности организаторов и участников народных собраний. Мероприятий совершенно легальных, не нарушающих даже абсурдное белорусское законодательство. Те, кто поддержал политический террор в отношении участников президентской компании. Это, наконец, те дяди и тети из Конституционного суда, которые признали не противоречащими Основному закону страны изменения законодательства, регулирующего деятельность КГБ, политических партий, проведение массовых мероприятий.

Я не адвокат для Мясниковича и не прокурор для Миклашевича или Андрейченко. Но в решении ЕС, если оно претендует называться разумным, должны быть логика и эффективность.  

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».