Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Ярослав Романчук. КРИЗИС. Крик и кулак как основные инструменты экономической политики

 

Ярослав Романчук

Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года.

2011 год ничему не научил белорусское правительство. Складывается впечатление, что АпСоНа (Администрация Президента, Совет Министров, Национальный банк) обладает стойким иммунитетом к получению новых знаний. Детоксикация мозга, дешлакизация опыта от «ядовитых», вредных для здоровья экономики теорий, идей и решений застопорились.

Марксистские догмы и ленинские аксиомы живучи и непробиваемы. Казалось, что 2011 год должен был заставить министров и больших начальников встряхнуться. Гиперинфляция, почти трехкратная девальвация, быстрое погружение в долговую яму, мощнейший удар по активам банков и депозитам населения, рост кредиторской задолженности в 2,4 раза, дебиторской – в 2 раза, активный вывоз капитала, периодически возникающие товарные дефициты и бегство мозгов – все это должно было стать даже не холодным душем, а мощным разрядом тока для сторонником Госплана/Госснаба. Десятки показателей кричат: «Проснитесь, товарищи! Посмотрите, до чего довели ваши методы ручного управления экономикой!».

Товарищи почесали затылки, озадачились. Отдельные их слова и действия дали проблески надежды на появление здравого смысла в экономической политике. Однако — побурлило немного, повозмущалось, да в конце концов и устаканилось. Экономическая политика восстановила четкие контуры Госплана/Госснаба. В 2012 году АпСоНа не будет выходить за рамки заданной парадигмы – централизованной плановой экономики. Приватизацию заблокировали. Цены зарегулировали. Импорту в энный раз объявили войну. Производственные планы централизованно довели. Торговле приказали продавать местное или, в крайнем случае, белорусское. Дух либерализации и предприимчивости, если он и был в коридорах власти, быстро выветрился.

Нацбанк расплылся в формулировках

Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики (ОНДКП) на 2012 год, Нацбанк будет осуществлять кредитную эмиссию «исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков». Вот оно, ноу-хау Нацбанка! «Кредитная эмиссия на рыночных условиях» - это уникальное изобретение белорусских «монетаристов». Деньги у нас печатает исключительно Нацбанк. Он же эксклюзивно определяет их стоимость (через ставку рефинансирования). Он – монополист, и никакие рыночные законы здесь не могут действовать. Это как если бы министерство внутренних дел заявило о том, что будет ловить преступников, используя рыночные инструменты. Понятно, что бред, но почему-то в ОНДКП-2012 подобные положения получили силу закона.

АпСоНа думает, что если свои действия по спасению Госплана/Госснаба описать при помощи прилагательного «рыночный», то это и будет рынок. Так у нас принято с «рыночной» оценкой земли. Кадастровую стоимость чиновники почему-то обзывают рыночной. При таком подходе к денежной эмиссии легко предположить, что Нацбанк будет печатать столько денег, сколько ему скажут из Администрации Президента. Если было бы иначе, Нацбанк хотя бы прописал количественные целевые показатели по рублевой и широкой денежной массе, как это было в предыдущие годы. Полностью провалив ОНДКП-2011, Нацбанк решил обойтись самыми общими, расплывчатыми формулировками. Мол, понимай, как хочешь.

Очередной «закат солнца» вручную

АпСоНа не усвоила три важнейших урока гиперинфляции 2011 года. Первое – нельзя печатать деньги и раздавать направо - налево дешевые кредитные ресурсы. Второе – нельзя административно сдерживать цены. Третье – нужно иметь действенные, эффективные механизмы гарантии платежной дисциплины и взыскания долгов. Есть опасения, что наши власти и в 2012 году получат по лбу ценовыми граблями. Вот что по поводу снижения инфляции в конце декабря думает премьер Михаил Мясникович: «К ранее принятым решениям необходимо дать поручения Румасу и Снопкову срочно подготовить помесячные графики контроля предельных изменений потребительских цен по группам товаров и услуг, регионам, чтобы инфляция за 2012 год не превысила 19-22%».

В таких жестких административных тисках потребительские цены наверняка будут расти не так быстро, как в 2011-ом. Но перегибы и перекосы будут приводить к периодически возникающим товарным дефицитам, вывозу товаров в Россию. Производители же будут активнее заменять качественное сырье/комплектующие на отечественный или китайский суррогат. Приказ активизировать борьбу с инфляцией получил и Белстат, поэтому от него тоже можно ожидать креатива в интерпретации индекса потребительских цен и при расчете дефлятора. Белорусский бизнес давно научился жить с бессмысленными приказами типа «цены, стоп! Раз, два!». Так что при продолжении политики активной денежной эмиссии и предоставления льготных кредитов новая инфляция в 50 – 70% годовых нам гарантирована.

Кулак и крик как мотиватор и демотиватор

Нет оснований ожидать от АпСоНы создания делового климата для проявления рыночных стимулов. Контрольные органы будут и дальше свирепствовать, находя нарушения у 99% всех проверенных. Предвестником ужесточения проверок стала предновогодняя оценка Комитетом госконтроля деятельности предпринимателей на одном из сегментов рынка: «Учитывая массовость и множественность нарушений законодательства при оказании услуг автосервиса, КГК считает целесообразным в течение 2012 года проведение повсеместного внепланового инспекционного контроля в отношении субъектов хозяйствования, оказывающих такие услуги». Отметим слова «повсеместное» и «внеплановое». Ничто не мешает распространить такую практику не только на автосервис, но и на остальные сектора экономики, особенно если они будут замечены в росте цен или несанкционированном импорте.

Кстати, в 2012 году АпСоНа готовится дать особо ожесточенный бой импорту. Совет Министров уже подготовил проект указа об ужесточении закупок по импорту. Запретов не будет, но вместо них будет «особый порядок» ввоза из-за рубежа, «чтобы избежать массовых посредников и чтобы показатели по импорту были рационализированы» - заявил премьер М. Мясникович. Оказывается, правительству важнее «рационализировать» импорт, то есть, выполнить некие валовые обещания президенту, а не добиться устойчивого роста конкурентоспособности белорусских товаров. В ситуации, когда в программах импортозамещения самого импорта от 70 до 90%, введение административных ограничений на импорт грозит превратиться в мощный удар по белорусским производителям. С другой стороны, такого рода ограничения – это подарок для челноков и операторов черного рынка.

АпСоНа собирается улучшать платежную и финансовую дисциплину тоже криком и кулаком. Нет сомнения, что результат будет таким же, как и раньше: собака лает, а караван идет. Мы помним истерику в отношении складских запасов, которые в 2010 году начали быстро расти. По этому поводу было много заседаний разных органов власти. Всем министерствам, вплоть до МВД и КГБ, приказывали принять активное участие в разгрузке складов. Отчитались – и забыли, а складские запасы никуда не делись. На 1.12.11 запасы готовой продукции составили Br12,9трлн. (63,7% к среднемесячному объему производства). Для сравнения: на 1.01.11 запасы составляли Br5трлн. Подход АпСоНы очень простой: если о проблеме не говорить, она может сама собой рассосаться. А если такое чудо не случится, значит, нужно провести заседание и создать рабочую группу.

В подобном стиле проблему дебиторской задолженности хочет решить и вице-премьер Сергей Румас. За четыре рабочих дня до конца 2011 года он приказал сократить внешнюю дебиторскую задолженность на 28%, то есть, вернуть в страну $1,1млрд. Напомним, что на 1.11.11 она составляла $3,98млрд. Представляете, с какой точностью работает аналитический и калькуляционный аппарат вице-премьера? Не 30%, не 20%, а именно 28%!

И не $1млрд., не $2млрд., а тютелька в тютельку $1,1млрд. Такие показатели используются, очевидно, для демонстрации научного подхода к решению проблемы, ну а срок в четыре дня – для напоминания о силе административного ресурса. И это говорит не кто-нибудь, а человек, который в плотных рядах АпСоНы считается чуть ли не главным реформатором…

Начали мы 2011 год за упокой – и заканчиваем его на той же ноте. Проблески рыночных реформ померкли. Беларусь-2012 при самоуспокоении АпСоНы погружается в долговую яму и ловушку неликвидности.

Слава богу, что законы математики и физики белорусским чиновникам не подчиняются. Поэтому, в отличие от намеченных показателей инфляции, дефицита бюджета или платежного баланса, мы с полной уверенностью можем сказать, что весна в 2012 году обязательно будет.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

Оценить материал:
Средний балл - 4.73 (всего оценок: 88)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • не лги 29.12.2011 // 11:12 Я забочусь о тех кто много читает, им трудно переваривать большой объем информации. Интересный подход :)) Возможность оценивать большой объем информации - это означает, что у человека развит головной мозг. Если человек оценивает информацию на уровне плодово-выгодного, то да! Объём информации в тексте так зашкаливает, что его нужно оптимизировать. Так уже дооптимизировались, что правительство и чиновники стали такими косноязычными, что за голову хватаешься...
  • Моя семь никогда не бедствовала, потому что я ответственный человек и свои проблемы не перекладываю на отсутствие демократии.
  • сердешный... Позаботесь о своей семье в тяжелые кризисные времена
  • Я забочусь о тех кто много читает, им трудно переваривать большой объем информации.
  • я прочитала до конца. моя цитата как раз оттуда. Раз вам статья неинтересна - чего столько внимания уделяете?
  • Вот вам наглядный пример, Гайна прочитала заголовок и сделала вывод. Я в интернете прочитал, что оптимизация текста начинается от 120 слов до 360. Это то количество слов которые быстро читаются и запоминаются и на основе которых легко анализировать статью. Если не вмещается остальное ссылки.