Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Ярослав Романчук. КРИЗИС. Пять причин отказаться от государственного регулирования цен


Ярослав Романчук

Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года.

Когда вы идете по минному полю, вам лучше смотреть в оба. А представьте, что вам в этот момент завязали глаза и приказали «Иди!». Вероятность дойти зависит от качества ваших отношений с Богом и умения летать. Экономика рецессии, перехода от стадии роста к стадии падения, которую мы сегодня имеем, — это минное поле. Производители, банки, строительные организации — никто толком не знает, где взорвется. Чтобы не наступить на мину в виде плохого инвестиционного проекта, неплатежеспособного заемщика, недовольного вашим товаром/услугами потребителя, нужно смотреть в оба.

Глаза экономических субъектов — цены. Регулировать их — значит завязать глаза производителям товаров и услуг. Вероятность того, что «слепые» предприниматели на опасной территории совершат грубые ошибки или обанкротятся, очень велика.


Государственное регулирование цен как гири

Регулировать цены — это значит не допускать реакции на быстро меняющуюся ситуацию на рынке, заставлять стоять на месте, когда другие быстро растут или падают. Это значит быть неадекватным миру региональной и глобальной экономики. Посаженные властями на цепь цены — гири на ногах бизнеса.

Распорядители чужого оправдывают их необходимостью защиты потребителей, стариков и детей. Аморальное оправдание, потому что, в конечном итоге, цены все равно растут (иначе — банкротство), производители страдают, законопослушание дискредитируется. В выигрыше остаются лишь те, кто работает на чужих деньгах, имеет возможность товары по «социально значимым» ценам продать по ценам рыночным на внешних рынках (Россия, Польша, Литва) или загнать по серым схемам на внутренний рынок.

АпСоНа (Администрация президента, Совет министров, Национальный банк) игнорирует законы рынка. Она живет по номенклатурным понятиям и марксистским догмам. Подтверждение — указ президента № 72 от 25.02.11, Постановление Совета министров № 1655 от 7 декабря 2011 года по регулированию цены, а также многочисленные документы министерств и исполкомов по фиксации цен на конкретные товары и услуги.

Основная страшилка, которую власти активно используют для населения с целью оправдать ценовое регулирование, — это мировые цены. Мол, они такие высокие, такие антисоциальные, что бедные белорусы не в состоянии покупать по ним товары и услуги. Поэтому Беларусь, как «хрустальный сосуд», нужно оберегать от «агрессивного» мирового рынка с его свободными «запотолочными» ценами. А людям часто невдомек, что ценовое регулирование является прекрасной ширмой, за которой распорядители чужого активно и безнаказанно сосут бюджетные ресурсы и национальный капитал.


Два способа разбить идею государственного регулирования цен

Разрушить идейную основу для массированного государственного регулирования цен очень просто. Есть два способа — обывательский и аналитический. И первый, и второй вполне доступен каждому любознательную, ищущему истину человеку. Тем более их могут и даже должны опробовать представители АпСоНы. Первый — банальный шопинг в соседней Польше, а для полноты эксперимента — еще и в США, Британии, Гонконге, Дубае и Сеуле. Бытовая электроника, одежда, обувь, строительные материалы, одежда, предметы личной гигиены — все это в странах, где нет аналогов указа президента № 72 или постановления Совмина № 1655, дешевле, а ассортимент — гораздо больше, да еще гарантии возврата товаров при недовольстве потребителей — до полугода. Полная защита потребителя. Рай для малоимущих, которые могут купить добротные вещи на распродаже буквально за копейки. Этот рай гарантируют институты свободного рынка, т.е. капитализма. Государству здесь делать нечего.

Возьмем группу продовольственных товаров и сравним цены в магазинах соседних стран и в Беларуси. Десятки тысяч продовольственных челноков из Беларуси в Польшу могут на Библии поклясться, что цены на мясные, молочные продукты, фрукты и овощи в Белостоке ниже, чем в белорусских магазинах, которые обязаны выполнять требования указа № 72 и постановления Совмина № 1655. Если бы белорусские пенсионеры имели возможности слетать на шопинг в американский/южнокорейский/гонконгский продовольственный гипермаркет, у них был бы шок. Таких низких цен они в своей жизни не видели, а если и видели, то в далеком СССР, когда это были не цены, а приказы ЦК КПСС. Даже самому закоренелому леваку из американского профсоюза или шведской социалистической НПО по защите прав потребителя в голову не придет шальная мысль о том, что от правительства нужно требовать регулирования цен на чулочно-носочные изделия, услуги по ремонту обуви, детские соски или кофе.

Второй способ разрушить идейную основу государственного ценового регулирования — анализ мировых цен. Возьмем самую чувствительную группу товаров — продовольствие — и посмотрим, на каком уровне находились мировые цены в конце 2011 года. Источник информации — декабрьский доклад «Обзор продовольствия» от Международной организации ООН по сельскому хозяйству и продовольствию.

Публикации этой организации ценны тем, что позволяют раз и навсегда избавиться от фобии дефицита продовольствия и от вредной концепции продовольственной безопасности. Во-первых, в мире производится огромное количество продовольствия, которое в течение суток можно доставить в любой уголок Земли. Во-вторых, запасы продовольственных товаров огромны и позволяют быстро ликвидировать дефицит даже на самом емком рынке. В-третьих, мировые цены на сырье для сельскохозяйственного производства позволяют производить гораздо более дешевое продовольствие, чем то, что мы имеем в Беларуси. Главное — не душить с/х рынок налогами, квотами, не вмешиваться в рынок земли и в производственный процесс, и, конечно, отказаться от государственного регулирования цен. Даже с учетом всех транспортных расходов продовольствие в Беларуси должно быть дешевле в разы! Страна, в которой среднее домашнее хозяйство тратит на еду около 40% своего семейного бюджета (а пенсионеры — до 60%) — это страна, застрявшая в глубоком прошлом. В капиталистических странах на еду люди тратят лишь около 10%.


Мировые цены на продовольствие как социальное благо Беларуси

По данным ООН, средняя цена экспорта пшеницы в октябре 2011 года составили $302 за тонну. Они резко упали с $482 за тонну в марте 2008 года до $364 в апреле 2010-го. Основным производителем пшеницы в 2011 году стал ЕС (оценочно — 138,6 млн. тонн). На втором месте Китай — 116,8 миллиона тонн, затем Индия — 84,3 млн. Россия произвела 57 млн. тонн, Казахстан и Украина — по 22,2 млн. Даже наши соседи провели аграрную реформу, а мы все еще выжидаем, надеемся на плохо припудренную колхозно-совхозную систему. Беларуси на этом рынке нет. Зато есть факт покупки зерновых в январе-октябре 2011 года по $604 за тонну, а из стран вне СНГ мы покупали зерновые вообще по $985 за тонну. Очевидно, что в режиме свободной конкуренции, при отмене налогов на продовольствие, при использовании мировых цен на пшеницу и иные зерновые мы могли бы снизить стоимость муки и хлебобулочных изделий как минимум на 50%.

Идем дальше. Мировая цена риса в октябре 2011 года составила $620 за тонну, или $0,62 за 1 кг. В переводе на белорусские рубли это Br5270. В Беларуси рис продается примерно по Br15 тысяч. Нам не мировых цен нужно бояться, а белорусских распорядителей чужого, которые устраивают олигополистические междусобойчики!

Мировые цены на сахар в 2011 году были очень волатильными. В январе они достигли самого высокого уровня за 30 лет — 29,61 US цента за фунт. В октябре они остановились на уровне 25,45 цента за фунт, или $0,56 за 1 кг. В белорусских рублях это Br4760. В нашей же стране в конце 2011 года сахар продавался примерно по Br9-10 тысяч!

Международная цена тонны баранины к концу 2011 года составила около $7000 ($7 за 1 кг, или Br59500), говядины — около $4200 за тонну (Br35700 за 1 кг), свинины — $2200 (Br18700 за 1 кг), мяса птицы — $1800 (Br15300). Даже если увеличить эти цены вдвое, то в магазинах Беларуси все виды мяса будут гораздо дороже. Если бы белорусы имели возможность покупать мясо по мировым ценам, они бы могли на те же деньги купить в 2,5-3 раза больше!

Мировая цена сухого молока в октябре 2011 составила $3475 за тонну, или Br29,5 за 1 кг. Экспорт этого товара составил около 2,2 млн. тонн. Крупнейшим мировым производителем является Новая Зеландия — более 1 млн. тонн. Правительство этой страны не дает производителям ни копейки бюджетных денег, не вмешивается ни в цены, ни в производство, ни в платежи. И вот эта маленькая страна с населением 4,2 млн. человек, на самом краю мира, производит с/х продукции в десятки раз больше Беларуси по гораздо более низким ценам — и при строгом соблюдении мировых стандартов качества. Для сравнения: все страны ЕС в 2011 году произвели оценочно 422 тысячи тонн цельномолочного сухого молока. На третьем месте — Аргентина (180 тысяч тонн).

Масло животное в марте 2011-го достигло рекорда цены в $4883 за тонну, но в октябре стоимость его упала до $4075 за тонну, или ~Br35 тысяч за 1 кг. В конце года масло в Беларуси продавалось по Br45-50тысяч за 1 кг. Мировой экспорт масла в 2011 году составил оценочно 884 тысячи тонн. 424 тысячи приходится на Новую Зеландию, 143 тысячи тонн — на страны ЕС. Беларусь с 90 тысячами, по оценке ООН, заняла третье место в мире среди производителей масла. Мы опередили США, которые производят только 68 тысяч тонн. Но при этом американцы не парятся, что им нужно во что бы то ни стало обеспечивать «масляную продовольственную безопасность».

В течение почти всего 2011 года цены на сыр оставались стабильными — около $4400 за тонну, но в октябре упали до $4029 за тонну (~34,3 тысячи за 1 кг). Средняя цена 1 кг твердого сыра в Беларуси в конце года составляла Br45-50 тысяч. Объем торговли сыром в мире 2011-м достиг оценочно 2336 тысяч тонн. Главным производителем являются страны ЕС — 696 тысяч тонн. На втором месте — Новая Зеландия (237 тысяч тонн), на третьем — Австралия (163 тысячи). Беларусь здесь заняла почетное четвертое место — 150 тысяч тонн. При наличии очень благоприятного рынка сбыта — Россия поглощает миллионы тонн продовольствия, — мы проигрывает борьбу за рынки малой, но очень динамичной, очень капиталистической Новой Зеландии. А по многим позициям сама Россия и Украина уже нас опережают.

Наконец, рыба. К концу 2011 года мировые цены на норвежский лосось снизились до 3-3,3 евро за килограмм, или около Br32 тысяч. В Беларуси из-за существующего порядка импорта рыбы, налогов и неразвитости внутреннего рынка лосось стоит в 3-5 раз дороже и остается в категории «недоступные деликатесы» для большинства пенсионеров, многодетных и молодых семей.

Если власти Беларуси действительно хотят проводить социально ориентированную политику, если они на самом деле готовы учитывать лучший мировой опыт, если они искренне настроены на создание в стране конкурентной экономики, — они обязаны отменить ценовое регулирование, понятие «социально значимые товары» (указ президента № 72 и постановление Совмина № 1655) и ускоренными темпами строить государственные и общественные институты демократического капитализма.

Почему миру не грозит голод: мировой рынок основных продовольственных товаров
показатель 2009/10 2010/11 2011/12
зерновые, млн. тонн
производство 2263,5 2241,3 2325,1
торговля 277,4 282,1 284,5
общее использование 2232,9 2272,7 2308,6
запасы 526,2 490,4 506,6
пшеница, млн. тонн
производство 684,7 651,8 691,0
торговля 130,1 125,5 131,0
общее использование 657,2 667,4 681,9
запасы 198,8 181,9 189,7
рис, млн. тонн
производство 456,0 466,6 482,4
торговля 31,5 34,0 33,5
общее использование 448,8 460,9 471,9
запасы 132,7 138,4 149,0
сахар, млн. тонн
производство 156,7 166,3 173,1
торговля 58,1 51,3 48,1
общее использование 162,6 164,1 166,1
запасы 54,8 56,5 62,3
мясо, млн. тонн
производство 283,6 290,8 294,7
говядина 65,0 65,0 64,6
мясо птицы 93,6 98,1 101,1
свинина 106,3 109,2 110,2
баранина 12,9 13,0 13,0
торговля 25,2 26,5 27,4
говядина 7,2 7,6 7,6
мясо птицы 11,1 11,6 12,1
свинина 5,8 6,1 6,6
баранина 0,9 0,8 0,8
молоко, в млн. тонн
производство 701,4 713,6 727,6
торговля 44,3 47,0 49,5
рыба, млн. тонн
производство 144,8 146,9 151,7
улов 89,1 87,7 90,1
аквакультура 55,7 59,2 61,6
объем экспорта, в $ млрд. 95,7 107,5 119,7
объем экспорта (в живом весе) 54,9 55,2 56,0
общее использование 144,8 146,9 151,7
Источник: Food Outlook. Global Market Analysis November 2011. Food and Agriculture Organization of UN

 


Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.66 (всего оценок: 62)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • " Если власти Беларуси действительно хотят проводить социально ориентированную политику ..." - да ничего этого они не хотят. "Нас и тут не плохо кормят " - слова большого жирного кота из мультика про Таити - это точно про наши власти.