Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Татьяна Новикова. ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ ШЛЯХ. Не для оппозиции, а против политики властей

 

Татьяна Новикова
Татьяна Новикова. Родилась в Минске. Закончила БГУ. С 1993 по 2000 – внештатный обозреватель газет «Белорусский рынок», «Навiны», «Наша свабода», «Хроника» по таким темам как международные рынки, экология, культура. С 1992 года – участник ряда проектов общественных организаций Беларуси и стран Европы в области экологии и защиты окружающей среды. С 1994 по 1998 – главный редактор журнала экологических знаний «Белорусский климат». С 2007 года – экозащитница, участница Белорусской антиядерной кампании, общественных кампаний в защиту деревьев и природного достояния. С 2007 года – член экологического товарищества «Зеленая сеть», с 2009 – Общественного Объединения «Экодом». С 2007 по 2009 – автор проекта и редактор «Белорусского зеленого портала». С 2009 – публицист, внештатный корреспондент БелаПАН, специализирующаяся на вопросах экологии и охраны окружающей среды.

Один из авторов БелаПАН Никита Беляев высказал в своей публикации утверждение  о том, что Чернобыльский шлях стал неинтересен обществу. А властям, соответственно, не страшен. Это утверждение, на мой взгляд голословно и делает этой акции не самую лучшую рекламу. Я бы не хотела останавливаться на мотивации автора, но его аргументы заслуживают отдельного внимания.

Заявление Беляева не основано на предметных опросах либо исследованиях общественного мнения. В качестве подтверждения автор приводит совершенно не те данные: «По результатам опроса, проведенного в марте Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, доверяют оппозиционным политическим партиям 17%, не доверяют — 61,3% респондентов. А рейтинги самых известных оппозиционных лидеров не превышают 6-7%». И тут же противоречит этому своему доводу, говоря, что прошлая акция оппозиции, День Воли, прошла достаточно успешно.

Цифры опроса НИСЭПИ никак не подтверждают доверия или недоверия к Чернобыльскому шляху. Эта публичная акция является не субъектно-ориентированным действием, а проблемно-ориентированным. Люди выходят на Чернобыльский шлях не потому, что хотят проголосовать за определенную оппозиционную партию или лидера, а потому, что хотят выразить протест против политики властей, связанной с последствиями Чернобыля, а также со строительством АЭС в Беларуси. Тем более что в этом году Чернобыльский шлях официально разрешен, и фактически любой гражданин может прийти на это мероприятие и высказать свое мнение о проблеме. Эта возможность есть как во время самого шествия, так и во время митинга — можно приносить свои плакаты и растяжки. Ограничения есть на тематику, маршрут, также запрещено движение по проезжей части. Для того чтобы выступить на митинге, нужно было просто связаться с оргкомитетом, который в прессе объявлял о том, где и когда начал свою работу. И все. И никакой поддержки оппозиционным партиям, движениям здесь не надо.

Чернобыльский шлях привычно характеризуется в СМИ как акция оппозиции. Это и так, и не так. Оппозиция (БНФ) была одной из первых организаторов этой ежегодной акции. Но сейчас в ней принимает участие достаточно широкий круг политических движений, организаций, вплоть до тех, кто не занимается «политикой» как таковой, к которым я причисляю и себя. Я имею в виду «Экодом», «Ученых за безъядерную Беларусь» и прочие антиядерные силы, для которых ЧШ-12 — это возможность открыто выступить.

Еще один независимый критик Чернобыльского шляха, Владимир Мацкевич, высказался о том, что Чернобыльский шлях — календарная акция вроде 1 Мая, теряет приверженцев, так как не несет новых посланий к обществу. Возразить есть что — в прошлом году на митинге и дискуссии, проведенных организаторам Чернобыльского шляха, было много сказано о Фукусиме, о недопустимости строительства АЭС в Беларуси. В этом году протест будет направлен против Островецкой АЭС, и это те самые актуалии, недостаток которых якобы критикует Мацкевич.

Мне сложно оценить общее количество людей, которое примет участие в Чернобыльском шляхе этого года, но я соглашусь с некоторыми прогнозами о том, что придет более тысячи человек. Вероятно, будет много молодежи, если ее превентивно не арестуют.

Не соглашусь с тезисом в том, что партии и движения будут использовать мероприятие — каждый в своих интересах. Организаторов этой акции объединяет резолюция, общие требования. Первое главное требование — восстановить закон «О социальной защите граждан Республики Беларусь, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС», принятый в 1991 году и отмененный позднее. Другие требования — вывести из употребления загрязненные продукты и земли, а также отменить все решения по строительству Островецкой АЭС, а также связанные с этой стройкой соглашения с Россией.

Я не хочу перегибать палку, представляя Чернобыльский шлях этого года, как аполитичное мероприятие. Это было бы неправдой. Требования политических преобразований заняли, как и прежде, достаточно места в тексте резолюции.

Но, говоря о политике, стоит заметить, что символические перемены, как и фасадные требования — отпустить политзэков, легализовать партии и так далее, — еще не решают проблем. Сегодня одни только экологические проблемы таковы, что нужно обеспечить полноценное влияние людей на принятие решений, затрагивающих их интересы. Эти решения не могут приниматься пятью человеками в ущерб остальным гражданам. И для этого отпустить политзэков явно недостаточно.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

 

Оценить материал:
Средний балл - 3.78 (всего оценок: 19)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева