Дата публикации:
23.09.2012
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/opinion/2012/09/23/ic_articles_410_179310/

Алена Германович. ВЫБОРЫ. Финальный аккорд баяна

Автор: Алена ГЕРМАНОВИЧ

 

Алена Германович

Алена Германович. Родилась днем 23 марта 1978 года. Через месяц, в три часа ночи, меня в бессознательном состоянии по причине младенческого возраста и в обстановке строгой секретности окрестили. Крестными выступили член Коммунистической партии, директор школы и первый секретарь райкома комсомола, что и определило мою будущность. Нет, я не стала коммунистом  — партия развалилась, не стала священником — по причине иного пола. Но люблю театр, экстрим и литературу. А, да, — собственный корреспондент БелаПАН по Гомельской области.

Я занимаюсь составлением хитрых комбинаций из 33 символов в субботу. Хотя редактор просил написать «по итогам выборов» в воскресенье. Предполагалось (редактором), что я подорвусь в воскресенье в 7 утра и побегу по участкам искать итоги. Но почему об итогах выборов нужно писать, обязательно дождавшись тех самых итогов?

В РБ уже давно время не идёт — ни вперёд, ни вспять. Вон депутат образца 2008 года, вновь горя желанием просочиться медвежьим ушком в Палатку-2012, скопировал в Ворд предвыборную программу-2008, распечатал и опять стал депутатом (ну раз статья по итогам выборов, так и буду писать в состоявшемся времени). А вечный кандидат в депутаты от партии — конструктивной оппозиции кокетливо вклеила на агитационные плакаты-2012 свою фотку образца 2008 года. И тоже подвоха никто не заметил.

Но уже утро воскресенья, меж тем. И я пошла на участки. Я же не кандидат, и не депутат, чтобы нагло врать.

В Беларуси, как у Бога — один день как столетие. Лет сто так назад Сымон-музыка играл на дудочке, и народ шёл за ним, загипнотизированный песней свободы и обещанием лучшей доли. Сегодня роль Сымона-музыки выполняют колонки с попсой у каждого участка, которые заманивают избирателей в своё логово песнями «Виновата ли я, что люблю…» и «Малиновки заслышав голосок…». И они послушно идут. Зачарованные не песней свободы, но всё равно песней. Это такая генетическая память осталась от времён Сымона-музыки: где играет музыка — туда и иди.

На участках царствует эклектический китч, комплексная забота государства о народе торчит лохматой головой из каждого уголка. Вот в буфете можно дёрнуть рюмашку дешёвой водки, закусив общепитовским беляшом, с минимальной торговой надбавкой. Потом — добро пожаловать измерить давление (повышается ли АД от водки? Ад в прямом лексическом смысле от водки приближается, а вот АД проверить после водки — милости просим!). Затем избирателя приглашают получить консультацию у психолога, к примеру, на тему «Влияет ли водка на психику?», затем — юриста (правовые аспекты пьянства в общественном месте), а затем — концерт! И до свиданья, уважаемые избиратели, до новых встреч. Идите с Богом, не устраивайте очередей, не толпитесь у буфета. Гражданин, вы уже, по-моему, голосовали. Не пойти ли вам к чёрту? Что вы опять ломитесь к этому буфету? Пиво — только членам БРСМ и впервые проголосовавшим.

На участках, расположенных в школах в центре Гомеля, с утра пожаловали волеизъявляться в основном пенсионеры. Голосование было организовано очень организованно: на входе в школу № 27, к примеру, электорат встречали дежурные учителя и препровождали к участку, потому что некоторые несознательные граждане пытались начать с буфета. Строго, но доброжелательно избирателям указывали путь к кабинкам. А уж затем другие дежурные учителя показывали путь к выставке детского творчества, а затем — к буфету. Кстати, избиратели неукоснительно исполняли инструкции и не меняли самопроизвольно точки маршрута «участок-выставка-буфет». Пенсионерки покупали в буфете масло сливочное и сосиски без торговых надбавок, и с удивлением рассматривали испанский хамон — 28 тыс. за 80 грамм. Нас продавцы убеждали, что это очень дешево, и в обычные дни заморское мясо стоит на 20% дороже.

Детей, кстати, чтобы не мешали выбирать депутатов, можно было сдать на время в «игровые комнаты», организованные в некоторых школах. В школе № 5 в игровой комнате сидела воспитательница и забавляла ребёнка какого-то избирателя пазлами. А в БелГУТе можно было бесплатно порубиться в компьютерные игры, причем без ограничения во времени. Тут же можно было поиграть в шахматы, дартс или настольный теннис.

Избиратели-пенсионеры на вопрос: «Почему вы участвуете в выборах», гордо отвечали, что «это наш долг», «так нас приучили», «мы всегда участвуем». Одна интеллигентная женщина пояснила нам, что если люди не будут участвовать в выборах, то «будет толпа, а толпа — это страшно, нам нужно, чтобы нами кто-то руководил».

Никто из опрошенных не вспомнил, кто сейчас является депутатом в данном округе.

Сколько стоит голос избирателя? Если учесть скидки на водку и беляши, консультацию врачей? Примерно семь-восемь тысяч. Я подсчитала. Пять минут приёма врача стоят около 2,6 тыс., плюс скидки на товары. Концерты, лубочные выставки — они ничтожные, ещё и посетителям стоило бы приплачивать, чтобы они смотрели на это торжество нелепой безвкусицы. По грубому подсчету — 7 тыс. рублей (за один голос). Человек нынче дешёв. Единица — ноль, единица — ничто: наша идеология и философия. Предлагаю управлению идеологии свои услуги по написанию учебника. Моя сестра-математик мне поможет, так что учебник будет на научной основе.

С выборами вообще я познакомилась в шесть лет. Моя мать была членом комиссии на советских выборах в эпоху дефицита. Я была такой сладкоежкой, ну просто фанатиком конфет! Но реализовать свою страсть не могла, конфеты я любила вкусные и дорогие, а в магазине были только дурацкие твёрдые карамельки. Я помню выборы. Выборы — это был рай для меня.

На выборы обычно «выбрасывали» дефицит. Мама принесла и где-то спрятала два огромных пакета самых невероятных конфет — «Мишек на севере» и «Красных шапочек». Я таких конфет не видела даже в самых смелых фантазиях. Я помню! Мне шесть лет, и я в ходе оперативно-розыскных мероприятий нашла этот тайник с конфетами. Я помню это чувство ощущения полноты жизни, даже её логичной завершённости Царством небесным, чувство меткого попадания прямо в Рай, когда я сидела на корточках перед невообразимо пахнущим пакетом и запускала туда дрожащую руку, крепко зажмурив глаза, и приговаривая, как бабушка: «Что Бог даст...» Я не верила своему счастью, когда разжимала хрупкий кулак и видела на своей ладони невероятное богатство. А когда я разворачивала конфету, то шуршание фантиков было подобно на шелест крыльев ангелов. Карамельные фантики так не шуршали, они вообще не шуршали, эти дешёвые бумажки. А когда я пробовала конфеты на вкус, то все рецепторы кричали мне о нирване.

Тогда мне казалось, что выборы — это хорошо, раз они связаны каким-то образом с конфетами.

А сейчас? Куда девалась эта связь выборов с прекрасными конфетами? Водку я не пью, беляшей не ем, врачи и юристы приходят ко мне по субботам — чаи распивают. Зачем мне выборы? Волеизъявляться, что ли? Перед кем?

Оппозиция говорила, что народ на выборы не пойдёт. Не знаю, как там в Минске, а в Гомеле очень даже пошёл народ.

От имени простого народа. А всё-таки мы победили на этих выборах проклятую власть. Мы съели столько дармовых беляшей, выпили столько водки со скидкой, по восемь раз измерили давление, так вынесли мозг юристам, врачам, психологам и специалистам ЖКХ! И всего-то за одну несчастную галочку.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».