Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Ярослав Романчук. КРИЗИС. Добрушский синдром

 

Романчук

Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года.

Экономическое и бизнес- образование в Беларуси на американских или британских кейсах неполноценно. Для адекватного понимания экономической теории и практики важно изучать белорусское. Тем более, что Комитет государственного контроля регулярно поставляет кейсы о наших национальных компаниях. Бери — и анализируй. Такие упражнения весьма полезны для всех думающих людей, включая настоящих студентов и еще не потерявших веру в себя преподавателей.

В первую очередь, кейсы о белорусских заводах и фабриках должны быть полезны для руководителей предприятий, министерств и самых больших начальников. К сожалению, в этой среде умение думать, выходить за рамки идеологических шор и раболепного «чего изволите-с» встречается всё реже…


Вместо фамильного серебра получилась груда казенной ржавчины

Итак, свежий кейс — открытое акционерное общество «Добрушская бумажная фабрика «Герой труда». Предприятие с историей и славными традициями. Основано было частным инвестором в 1870 году. Начинало работать на английском оборудовании. Сумело сохраниться и существенно расшириться в Советском Союзе. В независимой Беларуси оно резко потеряло свой статус и значение, но распорядители чужого (политики и чиновники) не решились его приватизировать. Продажа «Героя труда» была бы воспринята не только как экономическая, но и как идеологическая диверсия.

Бумажная фабрика регулярно получала поддержку государства. До неё доводились как валовые показатели роста, так и требования по ресурсо- и энергосбережению. Она была включена в самые разнообразные программы экономического развития страны и региона. Вниманием больших и малых начальников она тоже не была обделена. Бумажная фабрика под управлением чиновников должна была доказать преимущество государственного менеджмента, ведь фундамент для успешной работы, безусловно, был. В общем, имелись все слагаемые для превращения Добрушской бумажной фабрики в фамильное серебро страны. По итогу получилась груда казенной ржавчины. Данные проверки КГК в энный раз ставят крест на плохих экономических теориях интервенционизма. Замена частной системы управления и рыночной мотивации бюрократическим менеджментом и административными стимулами превращает перспективный бизнес в убыточный проект. Число жертв гораздо больше мелкой кучки бенефициаров.

Страдают рабочие. Они получают низкую зарплату, а в перспективе им грозит увольнение. Добрушские рабочие ещё могут опуститься до уровня работниц Брестской ковровой фабрики, которые работают несколько дней в месяц за $50. Страдает предприятие: его капитализация не повышается, а разрушается. Нет поводов для радости у местного исполкома. С полуживого банкрота налогов не возьмешь, только деньги других на его поддержание приходится тратить. Но даже для правительства такие активы в обузу. Даешь десятки миллиардов рублей в надежде на то, что, в конечном итоге, предприятие само заработает, а в итоге получаешь хронического бюджетного «кровососа».

Мощная малая группка бенефициаров включает в себя руководство фабрики. Они получают высокую зарплату и могут заработать очень приличные деньги на фирмах — «присосках» и тендерах по поставки оборудования или оказания услуг. Свою выгоду в этих схемах имеют надзиратели из концерна, исполкома и даже правительства. Поразительно, но шкурные интересы нескольких десятков терминаторов казенных заводов и фабрик оказываются сильнее выгод тысяч рабочих и честных специалистов.


Развенчание дефективных теорий и порочных практик

Распорядители чужого (политики и чиновники) исходили из того, что бумажная фабрика — стратегическое предприятие для страны. Мол, бумага людям будет нужна всегда, значит, фабрику продавать нельзя. Такая логика применяется при блокировке приватизации и в других секторах. Жизнь доказала ее ошибочность и вредность. Даже на узком сегменте рынка аналитические и прогностические способности распорядителей чужого ниже всякой критики. Их руками можно загубить даже самое прибыльное дело. Дай им в руки скважины с нефтью — они не смогут наладить устойчивую добычу, а будут думать только о том, как вывести десятки миллионов долларов в оффшоры. Дай им в руки шахты с ценными полезными ископаемыми — они превратят их в заброшенные руины.

Теория о том, что распорядители чужого имеют информацию и некие особые знания о присвоении тому или иному предприятию или сектору экономики статуса «стратегического», терпит фиаско. Даже в условиях экономического роста Добрушская бумажная фабрика «Герой труда» оказалась безнадежным проектом. Не помогли ни традиции предков, ни поддержка правительства.

Вторая посрамленная теория относится к стимулированию внутреннего спроса, в том числе инвестиционного, за счет денег налогоплательщиков. Мол, если частный рынок слишком осторожничает, домашние хозяйства сберегают в условиях кризиса, то государство должно заместить частных инвесторов и потребителей во имя восстановления экономики. Добрушская бумажная фабрика показала, что распорядители чужого вслепую тратят бюджетные ресурсы. По мнению КГК, Br6 млрд. были использованы неэффективно (покупка автоматической линии по производству офисной бумаги). Еще был отвлечен Br1 млрд. оборотных средств. Валовые показатели выдали. По инвестициям отчитались, но на выходе мы имеем вопиющие безобразия.

Вот пример порочных корпоративных практик. Добрушская бумажная фабрика составила бизнес-план по модернизации. Он наверняка прошел одобрение через вышестоящий концерн «Беллесбумпром». Его внимательно изучали в правительстве и госбанке. Фабрика получила кредиты и должна была до апреля 2012 года инвестиционный проект завершить. Но — ничего подобного.

Для производства высококачественной офисной бумаги в пачках в апреле 2011 года фабрика запустила в работу немецкую автоматическую линию для производства и упаковки офисной бумаги стоимостью 596 тысяч евро. Согласно бизнес-плану, предприятие должно было производить 400000 пачек бумаги в месяц. По факту получилось в 35,4 раза меньше, то есть, 11,3 тысячи пачек в среднем за месяц, или 2,8% от объёма, предусмотренного бизнес планом. Потрясающая «точность» бизнес-планирования! Она развенчивает ещё один миф о том, что назначенный чиновниками директор может так же качественно планировать инвестиции и организовывать производство, как частный хозяин.

Добрушская бумажная фабрика разрушает и ещё одну утопию о белорусской модернизации. Опять же — по форме вроде бы всё получилось. Закупили дорогую немецкую линию, но, в конечном итоге, в 2011 году она работала в среднем всего лишь четыре смены в месяц. С такой загрузкой оборудование не окупится никогда.

Модернизация становится ширмой для безответственной раздачи избранным предприятиям бюджетных денег. Распорядители чужого пишут красивые отчеты, мол, было модернизировано некое количество предприятий, а потом Комитет госконтроля ужасается результату.

История с Добрушской бумажной фабрикой опровергает и тезис нынешней власти о наличии четкой, слаженной системы подчинения и управления госпредприятиями со стороны концернов и министерств. На самом деле фабрики и заводы игнорируют те приказы, которые выполнить не могут или не хотят. По данным КГК, затоваренность склада готовой продукции по офисной бумаге на конец октября 2012 года превысила Br1 млрд., или почти четырехмесячный объем производства. Руководители предприятий оправдываются, мол, нет спроса. На самом деле спрос есть! Просто Добрушская бумажная фабрика проиграла все 39 процедур на закупку офисной бумаги, в которых приняла участие. Цены у неё выше рыночных, а качество — заметно хуже, чем у конкурентов. Нельзя не согласиться, что в руках варваров даже самое современное оборудование превращается в груду металлолома.

С позиции здравого смысла и экономического расчёта трудно объяснить еще одно решение белорусских властей. При разваливающемся под чутким руководством чиновников бумажном производстве в Добруше правительство в середине 2000-ых решилось на создание завода газетной бумаги в Шклове (указ президента № 363 от 10.08.2005г. «О строительстве завода в г. Шклове»). Опять те же чиновники — плановики со своим стратегическим мЫшлением в ручном режиме определяют структуру экономики в отдельном сегменте рынка. Есть веские основания считать, что и эти инвестиции в очередное «стратегическое» предприятия не окупятся никогда.


Выводы из Добрушского кейса

В Беларуси часто повторяют, что лес — наше богатство, но не уточняют, чье именно. Добрушская бумажная фабрика в руках распорядителей чужого, как и другие схожие предприятий этого и других секторов экономики (взять хотя бы печально известный ОАО «Камволь»), показывают, что в нашей стране распорядители чужого умеют ценный лес и другие ресурсы превращать в бесполезные и дешевые щепки. Они по дешевке получают доступ к сырью, к бюджетных ресурсам, валютным кредитам, даже к современному оборудованию, но соединить всё это так, чтобы на выходе были качественные товары и чистая прибыль, они не умеют или не хотят. Зачем напрягаться, если можно зарабатывать себе на карман миллионы долларов под прикрытием красивого лозунга о модернизации?

Выводы из кейса Добрушской бумажной фабрики следующие:

1) белорусские власти принимают инвестиционные и производственные решения вслепую;

2) модернизация является прикрытием консервации: бюджетные деньги и административный ресурс направляются на сохранение старого, а не на создание нового;

3) правительство должно прекратить имитировать знания относительно того, какие предприятия и сектора в Беларуси являются «стратегическими». Под стратегией развития предприятия/отрасли/страны распорядители чужого прячут тактику личного обогащения за счет других;

4) чем быстрее госпредприятия станут частными через открытую, честную приватизацию, тем меньшим будет ущерб Беларуси и выше — шансы спасения старых заводов и фабрик;

5) государство не умело, не умеет и никогда не научится управлять активами и ресурсами так же качественно и эффективно, как частные хозяева;

6) чтобы белорусский лес стал по-настоящему национальным богатством, он должен стать частным, а цены на древесину — рыночными, а не чиновничьими;

7) приказ правительства к началу 2013 года каждому госпредприятию подготовить бизнес-план на модернизацию с высокой степенью вероятности закончится бумагомарательством;

8) реализация госпрограмм, в том числе в лесопереработке, неизменно порождает коррупцию и сдерживает появление настоящих рыночных лидеров;

9) за провалы в реализации бизнес-планов, понесенные убытки государственные фабрики и заводы нужно банкротить и предлагать частным инвесторам, а не спасать очередными порциями бюджетной помощи;

10) концерны и отраслевые министерства не только не добавляют ценности в экономику страны, а, наоборот, тормозят её развитие и «жируют» за счет тех коммерческих организаций, которые прекрасно работали бы без номенклатурной надстройки.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.56 (всего оценок: 104)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева