Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Лилия Власова. ДЕ-ЮРЕ. Медиация легализована


Лилия Власова

Лилия Власова. Юрист, кандидат юридических наук, основательница первой частной юридической практики в Беларуси, старший партнер юридической фирмы «Власова, Михель и Партнеры», практикующий медиатор, основоположница медиации в Беларуси, учредитель Учебно-практического учреждения «Центр медиации и переговоров». Входит в число лучших юристов Беларуси в области хозяйственного права по версии независимого британского издания Chambers Global: The World Leading Lawyers.

26 июня Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь приняла во втором чтении проект закона «О медиации».

В Беларуси о медиации как о способе разрешения конфликтов серьезно заговорили в 2010 году, когда в системе хозяйственного правосудия начал реализовываться пилотный проект по продвижению медиации в разрешении хозяйственных и иных правовых споров. Проект показал эффективность медиации, так как практически каждый второй спор, прошедший через процедуру медиации, завершился подписанием договоренностей между спорящими сторонами.

Суды убедились, что медиация может быть весьма полезным способом разрешения конфликтов в тех случаях, когда применение права неспособно разрешить конфликт. В рамках проекта было подготовлено более 30 медиаторов, в основном это юристы. Однако отсутствие правового регулирования стало сдерживающим фактором для развития практической медиации.

К разработке проекта закона о медиации приступили еще в том же 2010 году. По традиции, была создана межведомственная рабочая группа, но фактически концепция закона и сам закон были подготовлены специалистами Высшего хозяйственного суда. Этим объясняется особенность принятого закона, заключающаяся в понимании медиации, в первую очередь, как способа разрешения правовых споров, находящихся в суде, а также высокая степень «юридизации» медиации, что противоречит ее неформальной природе.

Сейчас сложно говорить о том, каким будет механизм применения медиации в судах. Закон установил шестимесячный срок для принятия соответствующих изменений в хозяйственный и гражданско-процессуальный кодексы. Проблема осложняется тем, что у судов хозяйственной и общей юрисдикции до сих пор нет общего понимания применения медиации. Можно только надеяться, что принятый закон будет способствовать разработке унифицированного подхода.

Очевидным достоинством принятого закона можно признать отсутствие препятствий для развития внесудебной медиации. Для более четкого понимания особенностей внесудебной медиации назовем ее условно «независимая медиация».

Существование «независимой медиации» означает, что у граждан и субъектов хозяйствования появилась реальная альтернатива судебному разбирательству. После вступления закона в силу, чтобы разрешить конфликт в любой сфере гражданских отношений (хозяйственных, семейных, трудовых, жилищных, соседских и др.), необязательно обращаться в суд, можно будет воспользоваться услугами медиатора, который поможет провести переговоры с целью достижения взаимовыгодных договоренностей между конфликтующими сторонами.

Как в соответствии с законом будет работать «независимая медиация»? В этой процедуре нет препятствий в виде процессуального законодательства для реализации таких важных принципов медиации, как добровольность, конфиденциальность, беспристрастность и независимость медиатора (ст.3). Именно строгое следование указанным принципам при организации и проведении медиации отличает медиацию от других способов разрешения конфликтов и позволяет говорить о медиации как о безопасной, полностью контролируемой сторонами процедуре.

Закон предусматривает, что применение медиации возможно только при условии доброй воли всех сторон конфликта, выраженной в подписании ими Соглашения о применении медиации. Выбор медиатора из национального Реестра медиаторов также происходит по взаимному согласию сторон конфликта и отражается в данном Соглашении (ст.10). В случае достижения договоренностей, стороны заключают Медиативное соглашение, которое подписывается сторонами и медиатором и подлежит добровольному исполнению (ст.15). Срок проведения медиации не может превышать 6 месяцев с даты заключения Соглашения о применении медиации (ст.13).

Медиация признается конфиденциальной процедурой. Это означает, что информация, озвученная сторонами в медиации, не может быть разглашена участниками третьим лицам, если стороны не договорились об ином. Передача информации, полученной медиатором от одной стороны к другой возможна только с согласия первой стороны (ст.16).

Беспристрастность и независимость медиатора означает, в первую очередь то, что медиатор не имеет права оказывать влияние на процесс принятия решений сторонами (ст.13). Медиатор не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение. Медиатор не имеет право участвовать в медиации, если он связан с одной из сторон личными или деловыми контактами. Роль медиатора в процедуре медиации заключается в его умении коммуникативными средствами помочь сторонам разобраться в разногласиях и самостоятельно найти способы разрешения конфликта. Деятельность медиатора признана непредпринимательской, но будет осуществляться на возмездной основе (ст.17).

Закон определил регулирующий государственный орган — Министерство юстиции и наделил министерство рядом полномочий в области медиации. Важнейшие из полномочий — это контроль за допуском физических лиц к осуществлению деятельности медиатора и ведение Реестра медиаторов и организаций, обеспечивающих проведение медиации. Медиатором может стать лицо, имеющее любое высшее образование, прошедшее специальную подготовку в области медиации и получившее Свидетельство медиатора, выдаваемое Квалификационной комиссией, создаваемой при Министерстве юстиции.

Приняв закон о медиации, государство тем самым выразило свое позитивное отношение к медиации как альтернативному способу разрешения конфликтов.

После вступления закона в силу начнется самый трудный этап развития медиации — формирование медиативной практики. На этом этапе важно не допустить фатальных ошибок, дискредитирующих медиацию. Было бы желательно под руководством Министерства юстиции организовать эффективное сотрудничество всех заинтересованных сторон — судов, медиаторов, центров подготовки медиаторов и организаций, призванных обеспечивать проведение медиации.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.17 (всего оценок: 6)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Вось і сп. Уласава выказала меркаванне ). Спакойны такі інфарматыўны артыкул у юрыдычным стылі. Але мне здаецца, для магчымых удзельнікаў працэдуры медыяцыі ўсё ж такі варта на пальцах тлумацыь - я вось дагэтуль не разумею, як можна пераканаць бізнэсоўца, напрыклад, заплаціць грошы за працэдуру медыяцыі і ісці размаўляць з іншай асобай у канфлікце, калі канфлікт дайшоў да стадыі суда...