Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Самый опасный дефицит


Романчук

Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года.

Работа есть — рабочих нет. Земля есть — желающих её обрабатывать остро не хватает. Машины и оборудование стоят, а рук, умеющих выпускать конкурентные товары, всё меньше. Больные есть — врачи в дефиците. Неученых тьма, а хороших учителей на фиксированные государственные зарплаты найти всё сложнее. Обезличенных, серых товаров — пруд пруди, а умелых маркетологов и бренд-специалистов — раз, два и обчёлся. Большой спрос на программистов, инженеров, плиточников, бетонщиков, штукатуров, маляров, каменщиков, электриков, грузчиков при обильном предложении экономистов, менеджеров, бухгалтеров, юристов, психологов, политологов и педагогов — это клинч рынка труда. Это его standby.

Вот цифры, которые показывают всю боль рынка труда Беларуси: население — 9,4 млн. человек, трудоспособное население в трудоспособном возрасте — 5,7 млн., занятых в экономике — только 4,54 млн., зарегистрированных безработных — 22,6 тысячи, незанятых людей трудоспособного возраста в экономике — ~ 500 тысяч, работающие белорусы за границей — ~ 700 тысяч. На 01.08.2013 г. в госорганах по труду было 73,5 тысячи вакансий. Почти 80% из них — рабочие профессии.


Предупреждение: Минздрав опасен для нашего здоровья

Министерство здравоохранения жалуется на острую нехватку врачей (более 1000 вакансий только в городах), медсестер (более 1400 специалистов) и фельдшеров (140 вакансий только в городах). При этом Минздрав даже теоретически не рассматривает возможность реформы системы здравоохранения. В медицинских вузах, специализированных больницах и центрах уже наблюдается нехватка узких специалистов. Уважаемые профессора-пенсионеры не вечные. Они не подготовили себе достойную смену не потому, что плохо учат, а потому, что обеспечить себе достойную жизнь на одну зарплату, работая в медицинском университете или поликлинике, невозможно. Приходится оказывать услуги за дополнительную плату. Вроде бы делаешь нужное, благородное дело, а чувствуешь себя преступником.

Врачи и медработники помоложе видят большой, высокооплачиваемый спрос на свои услуги в соседних странах. Россия, Литва, Польша — везде белорусские медработники законно, без взяток могут заработать больше. Если же взять дальнее зарубежье, то там врачи являются одними из самых высокооплачиваемых специальностей. Вот и стремятся туда наши «золотые» головы и руки в белых халатах.

Уже сегодня для точной диагностики, лечения, тем более реабилитации, по отдельным случаям белорусы должны ездить за рубеж (Германия, Израиль, Польша). Если сегодня не начать лечить систему здравоохранения, то кадровая пропасть будет ещё глубже и шире. Это поставит под угрозу жизнь и здоровье сотен тысяч белорусов. В рамках кампании по принуждению белорусских властей к реформе системы здравоохранения нужно на каждом товаре, на половине билбордов страны писать «Министерство здравоохранения опасно для нашего здоровья!».


Педагогов много, настоящие учителя в дефиците

В Беларуси остро не хватает программистов, инженеров, прорабов и даже воспитателей, а на селе днем с огнем не найдешь ветврача. Таков результат стратегического, долгосрочного планирования государства.

Непосредственными виновными являются Министерство образования и Министерство труда и социальной защиты. Мозги и руки чиновников этих структур довели страну до состояния кадрового голода, депрофессионализации и опасного дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда. Распорядители чужого не могут сослаться на то, что им кто-то мешал, отвлекал от дел государственной важности. Минобразования и Минтруда штамповали кадры, как кастрюли. Они готовили специалистов для экономики давно минувших дней. За что боролись, на то и напоролись.

И вот вице-премьер Анатолий Тозик открыто признал наличие серьезной проблемы с кадрами в системе образования. На копеечные зарплаты в школу талантливую молодежь не заманишь. Старые кадры советской закалки выдыхаются по объективной причине — возраст. Новых катастрофически не хватает, потому что школа потеряла не только материальный, но и моральный и гражданский авторитет.

Провал государства в системе образования является одним из самых опасных в новейшей истории Беларуси.

Тозик ностальгирует по советским временам, когда для учителей школа была не работой, а жизнью. «Очень хотелось бы, чтобы таких учителей было больше. Преподавание должно быть смыслом жизни педагога», — вслух грезит вице-премьер. Белорусские власти хотели бы видеть в белорусских средних школах тысячи этаких павлов корчагиных, которые готовы за светлые идеалы коммунизма пахать, не покладая рук, и презирая свое здоровье и благополучие.

Как будто учителя — это не ценные производители образовательных услуг, а государственные солдаты в сфере образования и пропаганды. Им что, не нужно кормить свои семьи, одеваться и отдыхать? Они что, могут всю жизнь жить в потрепанных общежитиях или ютиться с родителями в хрущевках?

Складывается такое впечатление, что А. Тозик, М. Мясникович, А. Кобяков и другие политические VIP-ы в вертикали власти всё еще верят в эффективность педагогических методов Антона Макаренко и Василия Сухомлинского, в самоотверженный душевный и интеллектуальный огонь бойцов педагогического фронта.

Вертикаль власти увеличивает нагрузку на учителей, игнорируя материальные стимулы и их жилищные проблемы. Более того, чиновники настолько загрузили учителей бумажной работой (отчеты, планы, программы), что дух творчества покинул стены средних учебных заведений. Такой подход медленно, но уверенно уничтожает белорусскую среднюю школу. Без качественных учителей она превращается в опасный рассадник цинизма, жестокости, серости и некомпетентности. Бедный, босой, бездомный учитель является большей угрозой национальной безопасности, чем даже мафия в энергетике или преступные кланы в строительстве.

Пытки средней и высшей школы реформами под руководством разных министров образования, объем финансирования и статус образовательных учреждений доказывают, что распорядители чужого намерены довести до конца разгром белорусской системы образования. Приоритеты у чиновников совсем иные. Они явно не ожидают увидеть друг в друге самоотверженный патриотизм, стремление работать за символическую зарплату и скромность в быту. Поэтому они продолжают имитацию поддержки учителей, а сами взялись за делёж прибыльных активов.


Учителям — повышенная нагрузка, чиновникам — бизнес

В то время как в Минске не решена проблема обеспечения детскими садами (в них на 20-40% больше детей, чем положено), Совет министров принимает постановление № 721 от 15.08.2013 г., которым утверждает перечень предприятий с преимущественным правом облисполкомов на покупку акций. Номенклатуре не хочется решать проблемы врачей и учителей. Для себя любимых у них всегда есть в загашнике одна-две школы и поликлиники, куда можно пристроить своих детей и подлечить себя. Делёж народного добра занимает их внимание гораздо больше. По сути дела, начальники областного уровня «выбили» себе объекты для коммерческого использования.

С точки зрения экономики и теории менеджмента закрепление за исполкомами преимущественного права выкупа акций ОАО, в том числе тех, в которых преобладает частная собственность, является очередным примером разрушения института прав собственности в Беларуси. Не дело чиновников заниматься бизнесом. Пусть они хотя бы обеспечат порядок и законность, наведут порядок в школах и больницах. Нет же, им хочется рулить коммерческими предприятиями.

Так, Брестский облисполком получил право «первой ночи» с восьмью ОАО, в том числе «Брестоблгарант», Кобринский завод агропромышленного машиностроения, Березовский мотороремонтный завод и «Пинскэлектромонтаж». Гродненские чиновники «пробили» себе 31 акционерное общество, в том числе Гродненскую перчаточную фирму «Акцент», ошмянское ОАО «Белкофе», ОАО «Василишки», Гродненскую обувную фабрику «Неман», «Слониммебель» и гродненскую швейно-торговая фирму «Элод». Минский горисполком закрепил за собой право первоочередного выкупа акций 30 обществ, среди которых ЗАО «Атлант», ОАО «Луч», ОАО «Галантея», Минский комбинат хлебопродуктов, Управление механизации № 79 и даже СП ЗАО «Милавица». Вот так национализация подкралась незаметно для одного из самых успешных белорусских предприятий, которое было приватизированного в 1990-х.

Постановление № 721 является одним из самых мощных катализаторов коррупции и рейдерства. Сегодня лояльность чиновников областного уровня не обеспечить только «Мерседесами». Они жаждут контроля над прибыльными активами.

А. Лукашенко видит, как быстро выросли аппетиты чиновников, но другой команды у него нет. Поэтому он вынужден был согласиться на постановление № 721, чтобы купить себе лояльность вертикали власти на предстоящие политические кампании.

А что учителя и врачи? 128 тысяч учителей средних образовательных учреждений и 48 тысяч врачей не представляют собой объединенную, профессиональную группу, которая может постоять за себя. Поэтому к ним такое отношение, как к корчагиным, которые должны сгореть в топке прогресса и в борьбе за лучшую жизнь… больших начальников республиканского и областного уровня.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.69 (всего оценок: 123)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Согласно данным господина Я.Романчука, количество незанятых людей трудоспособного возраста в экономике страны 5,7-4,54=1,16 млн.чел. Но если учесть, что около 566 тысяч работников трудоспособного возраста замещают пенсионеры, то цифра незанятых в экономике страны людей трудоспособного возраста увеличится на это количество работающих пенсионеров и будет около 1,7 млн. А если учесть, что инвалиды трудоспособного возраста вошли в ваши 500 тыс незанятых людей трудоспособного возраста, то к цифре 1,7 можно прибавить и работающих инвалидов, которых в стране 83 тыс. Не находите ли, что освещение таких цифр уже выявило, даже по вашим данным, работающих беларусов заграницей 0,7 млн. чел. из 1,16 млн. не занятых людей в экономике. А если порыться из количества около 1,8 млн. чел?
  • Эта система преподавала экономику, а это знасит, плановую и рыночкную, но применялась тогда плановая. Я просто посоветую Вам "прогуглить" следующие вопросы, чтоб закрыть эту тему: - что такое плановая экономика? - преимущество плановой перед рыночной; -недостатки плановой перед рыночной; - преимущество рыночной перед плановой; - недостатки рыночной перед плановой; И сразу Вам станет понятно, что однозначного ответа здесь нет.
  • Понимаю что значит получить советское экономическое образование в ВУЗе с советской системой преподавания. С такой экономикой, как у нас, все эти наши экономисты просто обязаны были повылетать с работы, а они сидят и получают свои немаленькие оклады, пока их детище сдыхает. Поэтому они так грудью насмерть защищают и расхваливают эту модель, как самую-самую. Ведь в нормальной стране с нормальной экономикой они бы сгодились только быть чистильщиками обуви на улице, а здесь им просторные кабинеты с приличными окладами и всё это за никчемную бездарную работу, результат которой очевиден в состоянии самой экономики. Короче им есть за что бороться.
  • Да? ... вот такое хреновое лето
  • Так и бывает в условиях отсутствия рыночной конкуренции когда никто ни за что толком не отвечает, а только сваливают просчеты друг на друга и никогда не найдешь виноватых, зато рабочее место и оклад с социальными гарантиями обеспечен в любых обстоятельствах. Тогда и начинается работа по системе ляп-тяп спустя рукава от руководителя до уборщицы. Это мы и имели в 70-80 годы в СССР. Если бы все на предприятии, от директора до уборщицы, знали что в таком случае предприятие просто сдохнет и они останутся без средств к существованию, то отношение было бы другим.
  • Ну так и бывает в условиях рыночно