Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Очередной интеграционный фейк?


Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты на выборах 2010 года.

Александр Лукашенко дожимает Владимира Путина. Того самого, на которого давит и никак не может призвать к порядку весь мир. Того самого президента России, которого глава Беларуси на протяжении последних 10 лет неоднократно ставил в очень неудобную позу.

Лукашенко решил в полной мере воспользоваться историческим шансом. Кремль полностью поглощён конфликтом с Украиной. Одновременно он пытается снизить ущерб от экономических и финансовых санкций ЕС и США. Экономика России одной ногой в рецессии. Цены на нефть вот-вот пойдут вниз, а кормить нужно не только свои дотационные регионы, но также Крым и новые аппетиты военных и «зелёных человечков» в Украине.

На этом фоне Владимир Путин имеет весьма слабые сущностные аргументы в переговорах о будущем евразийской интеграции с Беларусью и Казахстаном. Таможенный союз с большими, чувствительными для участников интеграционного проекта изъятиями и ограничениями — это явно не единое евразийское экономическое пространство, на которое рассчитывают Лукашенко и Назарбаев. Причём пространство экономическое, а не политическое, что неоднократно подчёркивали главы Беларуси и Казахстана.

Единое пространство — это единые правила игры для всех участников интеграционного проекта. Это свобода перемещения товаров, денег, услуг и рабочей силы — одинаковая для всех. Таковым должно быть интеграционное образование равных партнёров. Это аксиома для профессионалов. С такой точкой зрения Кремль открыто не спорит, но за кадром, неофициально всё равно звучат весьма тревожные для Лукашенко и Назарбаева три тезиса: во-первых, интеграция — это всё равно политический или, по меньшей мере, сильно политизированный процесс, во-вторых, Россия — главный партнёр среди равных, в-третьих, газ и нефть не трогайте. Они вне единого рынка.

В свете острого российско-украинского конфликта мы не знаем, стала ли позиция Путина более жёсткой, имперской и нетерпимой даже в отношении союзников в лице Беларуси и Казахстана или наоборот смягчилась и стала более уступчивой в связи с тем, что воевать со всем миром и даже с последними друзьями Путин не станет.


Очередная атака Лукашенко на Кремль

Лукашенко решил протестировать позицию главы Кремля. Его позиция на встрече на заседании Высшего Евразийского экономического совета 29 апреля была построена именно на ослаблении позиций Кремля. Нет сомнений, что у главы Беларуси есть свои источники информации в российском руководстве. Он занял наступательную позицию именно на основании инсайдерской информации.

Лукашенко понимает политическую и репутационную важность для Владимира Путина интеграционного проекта с Беларусью, Казахстаном, потенциально с присоединением Кыргызстана, Армении, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, части или целой Украины. Контратака российской империи — это долгосрочный, стратегический проект. Кремль не может себе позволить разрушить лояльность «отцов-основателей», т. е. младших братьев. Глава Беларуси не имеет ресурсов и силы, открыто возражает против геополитических амбиций главы России, но перевести процесс в многоступенчатые, пакетные переговоры ему удалось.

Лукашенко легко соглашается с долгосрочными целями Кремля. Он полностью поддерживает позицию Путина по очень чувствительным для России темам: русскому языку, оценке развала СССР, второй мировой войне, НАТО, США, роли русской православной церкви и аморальности Запада. Глава Беларуси активно поддерживает ядерное и военное лобби России. Взамен он требует компенсаций, компромиссов, финансовой и ресурсной поддержки.

На переговорах в Минске Лукашенко чувствовал себя уверенно и не отсиживался в окопах. Он справедливо констатирует неготовность, в первую очередь, Кремля, к созданию единого экономического пространства без изъятий и ограничений: «Говорить о Евразийском экономическом союзе надо лет через десять, коль скоро мы сегодня не готовы… Нас никто не толкает в спину, все графики мы устанавливаем сами, но, мне кажется, превращать в процесс ради процесса по принципу: важен не результат, а участие — думаю, нам это не нужно».

Глава Беларуси понимает, что срок 1 января 2015 года, как дата создания Евразийского экономического союза, важнее всего для Путина. В контексте начавшейся изоляции России Западом и обостряющегося, наверняка долгосрочного конфликта с Украиной именно Кремлю нужна эта интеграционная победа. Пусть она будет формальной, пусть на бумаге, но всё же победа — для опьянённых имперскими амбициями россиян.

Перечень вопросов, по которым позиции стран расходятся, достаточно длинный, и это настораживает главу Беларуси. Выступая твёрдым сторонником классической равноправной интеграции, Лукашенко заявляет: «Нам предлагают сегодня оставить нерешенными те проблемы, которые надо было бы разрешить еще на предыдущих этапах. По нашему твердому убеждению, мы должны выходить на конкретные рубежи, одним из которых является полноформатный Таможенный союз. Между его членами не должно быть никаких ограничений в движении товаров, какими бы чувствительными они ни были».

Понятное дело, что это укол Владимиру Путину и его нефтегазовым олигархам. Лукашенко открыто опровергает председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко, который заявил о снятии всех противоречий и готовности к подписанию договора о создании Евразийского экономического союза (ЕвраЭС). Позицию Беларуси поддерживает осторожный Нурсултан Назарбаев: «Я за то, чтобы лошадей не гнать, но есть возможность уложиться в принятые сроки и снять все вопросы. Мы можем договориться».

Ни Лукашенко, ни Назарбаева не устраивает позиция Кремля по самых главным для них позициям: общий рынок нефти и газа — к 2025 году, единый регулятор финансовых рынков — к 2025 году. Сохраняют свои жёсткие позиции монополист в лице РЖД. Полны решимости диктовать свои правила игры российские финансовые коммерческие организации. Равноправным партнёрством не пахнет. Ни один из самых чувствительных и важных для Беларуси и Казахстана вопросов после подписания документов о создании Таможенного союза в 2010 году до сих пор не решён в их пользу. Поэтому, вероятно, в Астане в конце мая 2014 г. будет подписан не полноценный договор о настоящем едином экономическом пространстве, а очередная нормативная «болванка», которая быстро обрастёт десятками дорожных карт по согласованию проблемных вопросов.


Чего добивается Лукашенко

Лукашенко вплоть до самой даты подписания будет настаивать на своей позиции по ЕвраЭС. Он может смягчить её, если Кремль пойдёт на следующие компромиссы.

Первый — предоставление Беларуси права перерабатывать 12-15 млн. тонн российской нефти (по внутренним российским ценам) и не платить экспортную пошлину на полученные из неё нефтепродукты. Цены вопроса — $2-3 млрд.

Второй компромисс — выделении Россией очередного кредита Беларуси в размере до $5 млрд.

Третий — снятие претензий по режиму господдержки белорусских с/х производителей и выход на единые правила игры на аграрном рынке, скажем, к 2025 году.

Четвертый — гарантии или равные возможности участия белорусских компаний в тендерах по закупке с/х техники дорожной техники, грузовиков, тракторов и т.д.

Пятое — российские инвестиции в модернизацию белорусского ВПК с целью увеличения экспорта вооружения из Беларуси до $1,5-2 млрд. в год.

Вполне возможно, что эти проблемы, по меньшей мере, частично, будут решены между Лукашенко и Путиным в двустороннем режиме, до саммита в Казахстане. Это будет очередная победа белорусского руководителя. Разве что вмешается некая злая сила, которая будет в состоянии настроить главу Кремля против такого рода компромиссов. Мол, Беларусь и так много от нас получается. Никуда Лукашенко не денется — всё подпишет без дополнительных пряников.

В случае отказа руководства России от ресурсных и денежных компромиссов мяч будет на стороне Лукашенко. Тогда мы посмотрим, сможет ли он сказать «нет» очередному интеграционному фейку, который откладывает создание единого экономического пространства в долгий ящик.


 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.66 (всего оценок: 81)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Не всё, а сельское хозяйство (с/х). Просто если убрать соску у нашего с/х то оно загнется в лучших традициях 90-ых годов, и тогда встанет вопрос у лехтората к Лукашенко, - А чем мы 20 лет занимались? И где собственно достижения бессменного и несгибаемого прэзыдэнта Эт точно, при чём они сами не осознают на сколько они: Ах у ели, ах у ели Все иголки облетели
  • Ёлки, я не совсем тут разглядел приступы русофобии у Романчука. Да, есть такой факт: российский электорат чуточку (или изрядно) подсоскочил "с катушек". И Путин тут, возможно, не совсем уж дирижёр - но да. Причастен... И о.уелость российского обывателя, которого кормит лишь российский телеэкран... Да, это факт.
  • Романчук окончательно орусофобел. Стыдно признаться, что голосовал за него, но парню, похоже, сейчас важно понравиться и нашим, и вашим. И в чём победа Лукашенко, если всё отложено до 2025 года, я так и не понял.
  • Ответных мнений Романчуку не высказано; просто так отзовусь, раз никто не удосужился. === Ярослав, на мой взгляд, совершенствуются в мастерстве политика-экономиста-публициста. Он со временем уже другой, чем Романчук образца 2010-го года. Я про себя, не совсем его фразами (пускай) точно так же вижу сегодняшнюю реальность. И удивительное паскудство на душе. "Эпоха непрухи, страна невезенья". Или как у Андрея Миронова в "Бриллиантовой руке": "Крокодил не ловится, не растёт кокос"... ... И как всё это безвременье уже осточертело. И смешно, что это не война, не послевоенная разруха-лихолетье. Это попросту - полная жопа. Которой конца не предвидится. И пятилетки не кончаются. И нравится кому-то это или не нравится... Но тут как в американских фильмах типа: "добро пожаловать в рай, детка". === Ярославу поставил "пятёрку". Он-то здесь ни в чём не виноват.