Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Увольте пенсионеров!


Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты на выборах 2010 года.

С возрастом остывают даже звёзды. Бюрократы заканчивают творческую жизнь задолго до наступления анатомической старости. Далеко не всем удаётся это признать и вовремя уйти на покой. Белорусские власти заражены скоплением давно потухших «небесных тел». Толку от них нет — один вред. Они зашлаковали экономику идеями из своих студенческих конспектов по марксизму-ленинизму. Поэтому в системе власти Александра Лукашенко им удалось застолбить ключевые должности в иерархии принятия решений.


В плену советских пенсионеров

«Потухшие» распорядители чужого (политики и чиновники) раскрыли двери самому опасному экономическому террористу — глупости. От неё страдает и стар, и млад. Иногда за ней нет злого, коррупционного умысла, но ущерб стране исчисляется миллиардами долларов. Как водится, за мешок украденной из совхоза картошки можно загреметь в тюрьму на три года, а за реализацию дефективной идеи, которая нанесла Беларуси ущерб в три миллиарда долларов, чиновника ждёт новая должность, дипломатическая карьера или комфортная пенсия под тысячу долларов. Вопиющая несправедливость.

Самое опасное для Беларуси кроется в том, что эти люди, признаваясь в неэффективности и порочности своих старых предложений, полны решимости и горячего энтузиазма навязать стране якобы новые решения.

Лукашенко пора бы решиться на акт гуманизма и освободить нашу страну от указательных перстов таких товарищей, как премьер Михаил Мясникович (пенсионер по возрасту), вице-премьер и чиновник более 20 должностей Пётр Прокопович (пенсионер), председатель Совета Республики Анатолий Рубинов (пенсионер), председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко (пенсионер), первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко (пенсионер), вице-премьер Михаил Русый (пенсионный возраст в этом году), вице-премьер Анатолий Тозик (пенсионер), председатель Брестского облисполкома Константин Сумар и другие начальники из возрастной группы 60+. Сюда следует отнести ректора БГЭУ, бывшего министра экономики Владимира Шимова (пенсионер) и декана экономического факультета БГУ Михаила Ковалёва (пенсионер). Они осуществляют идеологическую поддержку реакционной, опасной для страны экономической политики.

Сам Лукашенко в августе этого года достигает пенсионного возраста. Окружать себя кольцом старших товарищей, закалённых потрёпанными конспектами классиков марксизма-ленинизма и партхозсобраниями для руководителя, который ставит перед собой цель создать современную конкурентную экономику и суверенную Беларусь в XXI веке, противопоказано.


Четыре запоздалых признания

Михаил Мясникович буквально огорошил страну целым рядом шокирующих откровений. По сути дела, он публично сделал приговор коллективному труду всей старой команды распорядителей чужого.

Первое признание — традиционная модель развития промышленности себя исчерпала. Суть этой модели — тотальная государственная собственность, жёсткое бюрократическое регулирование, дискриминационные практики Минпрома, выделение «точек роста» и накачка их дотациями и дёшевыми кредитами, искусственный внутренний спрос, агрессивный протекционизм и навязывание импортозамещения, предоставление налоговых, таможенных и административных льгот, запрет на оптимизацию рабочей силы. Эти советские традиции промышленной политики несовместимы с современным способом производства товаров и услуг на базе высоких технологий, гиперскоростей и креативного человеческого капитала.

Одно дело — признать ошибку, другое дело — её исправить. Мясникович в очередной раз пытается налить новое вино в старые бутылки. В новых комплексных предложениях Совмина небрежно завуалирована всё та же советская промышленная политика. Во главе угла — Минпром. Главный собственник — государство. Основной распорядитель и бенефициар — чиновник. Ключевой источник финансирования — дешёвые кредиты государственных банков за счёт бюджетной поддержки. Руководители — всё те же «красные директора» и «крэпкiя хозяйственники».

Симптоматично, что «срочное комплексное исправление ситуации» пенсионер Мясникович поручил пенсионеру же, своему заместителю Владимиру Семашко. Потрясающее кадровое решение в свете того, что Владимир Ильич сделал на посту генерального директора минского «Горизонта» или министра энергетики.

«Традиционная промышленная политика» — это не инновация Мясниковича, а коллективный труд всех органов власти. В них функцию интеллектуального, кадрового фильтра и одновременно центра принятия решений играют пенсионеры советской закалки. Цена реализации этой политики на протяжении 20 лет огромна. По сути дела, мы потеряли электронику, производство телевизоров, часов, велосипедов, конкурентных станков, тканей и многого другого. На деньги налогоплательщиков власти воспроизводят товары по старым европейским и даже китайским технологиям. По ним они формально считают долю инновационного (!) продукта. Бездарно потеряно время, проедены десятки миллиардов долларов, «заморожены» ценные ресурсы, устал, разочарован, спился или эмигрировал из страны творческий человеческий капитал.

Второе признание — провал воспетых для Лукашенко холдингов. Мясникович признаётся: «Холдинги, на которые делали ставку, реально пока еще не заработали». Однако он не хочет брать ответственность за собственную теоретическую ошибку, а сваливает вину на исполнителей. Мол, не так создаются, не с тем объединяются, неправильно управляются, да и правительство всё тормозит: «По многим очевидным вопросам решения не принимаются достаточно продолжительно, все вязнет в согласованиях, сомнениях».

Мясникович пытается спасти ущербную идею создания холдингов вне контекста чётких отношений частной собственности. Он не видит разницы между добровольным объединением собственников в рамках естественной системы разделения труда и приказом сверху слиться в новую бюрократическо-производственную структуру. При этом пенсионер Мясникович традиционно не определяет временные рамки, когда десятки созданных холдингов, наконец, заработают, и начнут возвращать бюджету потраченные на них триллионы Br-рублей.

Третье признание — провал агропромышленной политики и АПК. Данный сектор получил $50 миллиардов, а около 70% с/х организаций не могут выйти на даже минимальную прибыль без господдержки. Долги превышают годовую выручку. Приписки стали частью современной аграрной традиции, равно как и откаты при закупке импортного оборудования, мошенничество при управлении землёй и использование народного добра в личных целях. Только в этом секторе, по признанию пенсионеров из Совмина, ежегодный ущерб Беларуси составляет $3-5 млрд.

Четвёртное признание — неспособность согласовать макроэкономическую политику. Это главная функция премьер-министра. На данной должности нет необходимости разбираться, когда начинать собирать ягоды или рожь, как делать кирпичную кладку или устанавливать станок. Но знать, как координировать монетарную и фискальную политики, как добиваться макроэкономической стабильности, единых условий хозяйствования, создавать стимулирующую среду для раскрепощения предпринимателей премьер-министр обязан, причём, в рамках собственных полномочий.

Мясникович же демонстрирует дефицит понимания институтов современной экономической политики. Он публично поручает Нацбанку принять меры по снижению процентных ставок по кредитам. А кто он такой, чтобы приказывать подобное? Формально Национальный банк у нас — независимый орган. Понятное дело, что независимость эта условная, а главное условие по совместительству работает президентом страны, но премьер-министру через голову Лукашенко что-то приказывать Нацбанку — это явно faux pas.

На месте главы Нацбанка Надежды Ермаковой следовало бы во имя защиты чести мундира публично сказать что-то типа: «Михаил Владимирович! Не лезьте не в своё дело». Лучше бы пенсионеры Совмина потребовали у самих себя прекратить широко распространённую порочную практику льготного кредитования. Она и является причиной запредельной дороговизны кредитов. Мясникович о реальных проблемах предпочитает помалкивать. Зато требовать для АПК кредиты под 2-5% годовых, но уже в рамках «новой» экономической политики — всегда пожалуйста.


Гуманный шаг как часть новой экономической политики — отправка на пенсию

Нет смысла преследовать пенсионеров из органов госуправления и околоправительственных структур за теоретические и практические ошибки. Пусть уйдут с миром, подобру-поздорову. Их можно наградить почётными грамотами, даже медалями. Пусть у них будет пенсия по $1000 и даже возможность раз в год лечиться за счёт налогоплательщиков в одном из белорусских пансионатов. Для сохранения опыта управления можно выделить каждому по $20 тысяч на написание и издание автобиографических мемуаров, честных и правдивых.

Главное, чтобы, наконец, навсегда ушли из всех органов государственного управления теоретики и практики той экономической модели, которая себя исчерпала, а сегодня продолжает бессовестно и без спроса черпать ресурсы, деньги и время обыкновенных белорусов.



Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».
 

Оценить материал:
Средний балл - 4.81 (всего оценок: 122)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • А еще был Солнцедар, Портвейн и прочие названия с разными этикетками, но наливаемые из одного и того же танка (бочки). Нечто похожее продолжает иметь место до настоящего времени в РБ.
  • У НЕТа пристальный взгляд профи-юриста. Ладно-ладно. Шаловливые пальцы могут промахнуться в клавишах. Агдам! - Я не пил этих вин, но это из из виноградных сортов ближе к Черноморскому побережью. Ну а "Вермут" он даже и в Африке вермут. :)
  • Ни разу не был ни в Англии, ни в Британии, ни в Шотландии и неведомо, как это там с "Ангдам" и "Вермут"...
  • Нет, законы социума есть законы социума. И я прошу прощения за эту формальность в виде обращения на "ты"... Это не панибратство, но просто наличие уважения к человеку и его взглядам, но без "придворной" мишуры. (Это не связано с АГЛ и его повадками.) Я не нуждаюсь в свой адрес в обращении на "вы". === А эта задачка враз напоминает мне поневоле смутные томления моих сверстников, которые были предельно сексуально озабочены, но без благословения своих патриархов и прочих институций не могли даже свою избранницу в щёчку поцеловать. Да, университетская компания, предельно целомудренные разговоры (в колхозе) после полевых работ у хозяйки на ночь и непонятное подспудное желание делать что-то руками, вымытыми после картофелеводства и свеклоуборки... Мастурбация? - это индивидуальные настроения. Да. Такое было. И мы, НЕТ, пытались решать это, не связанные с мастурбацией проблемы, причём с самым умным видом. Когда наши более пронырливые и беспринципные товарищи перетрахивали всю женскую округу, потому честно отвечаю, что кто кого в этом ребусе зарезал, а кто с кем потрахался... Лучше второе. Оно более здрово. И двух собачек при студенческой кухне называли "Ангдам" и "Вермут"... Я только шутливо отмечаю, что эти вопросы несколько от великосветской английской чопорности... Я сейчас отзывчиво серьёзно-несерьёзный. It`s my life!
  • Ответ на задачку с неверными женами у визирей шаха: Решение методом математической индукции. Предположим, что неверная жена только одна, в таком случае 11 визирей спали с двумя женами и только один спал с одной. В этом случае в первую ночь муж ее убьет. Но после первой ночи никто убит не был. Думаем дальше. Если неверных жен две, тогда 10 визирей спали с тремя и двое с двумя женами. Тогда на вторую ночь эти двое убивают своих жен. Но на вторую ночь тоже никто не был убит, поэтому идем дальше. Если неверных жен 3, то, следуя предыдущим рассуждениям, они будут убиты на третью ночь. Следовательно, было 3 неверных жены.