Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Райана Ольга Черных. ДАЛЕКО-БЛИЗКО. Почему Мурси не Лукашенко?


Райана Ольга Черных

Райана Ольга Черных. Журналист. В 2006 году была отчислена с факультета журналистики БГУ за участие в акции протеста после президентских выборов. Окончила факультет журналистики Ягеллонского университета (Краков, Польша). С 2010 по 2012 год работала на популярном польском телеканале TVN. С августа 2012 — специальный корреспондент «Радио Рация» в Минске. Журналист фрилансер. Публиковалась в российских изданиях «Новая Газета», The New Times, WordYou, украинских порталах «Ислам для всех», ArabPress и других.

26-28 мая в Египте прошли президентские выборы, результат которых был известен задолго до голосования. «Элегантную победу» с 97% голосов одержал фельдмаршал Абдель Фаттах ас-Сиси. Человек, который стал во главе военного переворота в июне-июле прошлого года; человек, который несет ответственность за расстрел нескольких тысяч демонстрантов 14 августа 2013 года на площади Аль Рабия в Каире.

Свергнутого же президента Мохаммеда Мурси до сих пор держат в тюремном заключении, и неизвестно, когда этот судебный процесс, который может стать самым долгим в новейшей истории Египта, завершится. Обвиняют Мурси в призывах к массовым беспорядкам, разжиганию гражданской войны и даже попытке государственного переворота. В общем, обвинения вполне себе стандартны, когда нужно создать образ врага народа и уничтожить своего политического оппонента. Для белорусов подобное не новость.

Белорусские СМИ как-то внимания на выборы в Египте не обратили. Вероятно потому, что Африка — она далеко, в Украине происходит что-то совершенно непонятное, и она вот тут, рядом. Кроме того, экспертов по вопросам Ближнего Востока и Северной Африке у нас в стране не так уж и много.

Хотя на Египет стоило обратить внимание хотя бы потому, что ещё планируя баллотироваться в президенты, бывший генерал ас-Сиси заручился поддержкой Владимира Путина на встрече в Москве, пообещав «всяческое сотрудничество во всех сферах» (чтобы это не значило). И тем самым фактически вернул Египет под крыло России, как некогда Нассер — СССР. А это значит, что сфера российского влияния начинает вновь распространяться на арабский мир.

При всём отсутствии интереса к фигуре пророссийского ас-Сиси, белорусские СМИ в свое время обрушились с серьезной критикой в адрес свергнутого ныне Мохаммеда Мурси, почему-то сравнивая его с президентом Александром Лукашенко и называя свергнутого лидера едва ли не «новым египетским фараоном», при этом явно имея отдалённое представление о том, что на самом деле происходило и продолжает происходить в Египте.

Потому что в противном случае сравнивать пришлось бы совершенно других политиков, по крайней мере, с египетской стороны, речь о чём ниже.


Первый выбор Египта

Говоря о том, что президентские выборы 2012 года стали первыми свободными и демократическими выборами в стране, я ни разу не утрирую. Потому что выборы во времена Хосни Мубарака если и назывались таковыми, то были крайне далеки от всех возможных принципов равенства, прозрачности и свободы. Наблюдателей на избирательные участки не допускали, а если и допускали, то исключительно представителей судейства, которые по избирательному кодексу могли наблюдать только за урной. Всё, что происходило вне их поля компетенции, там же и оставалось. А происходило многое — от явных каруселей до физического запрета людям заходить на участки для голосования.

Соответственно, нарушений никто не фиксировал, и по факту их просто «не было». И если в первом туре выборов у представителей оппозиции был шанс набрать достаточное количество голосов для прохода во второй, то в последующем эти шансы уверенно стремились к нулю. И как итог, Хосни Мубарак 30 лет продержался у власти. Ровно до тех пор, пока в результате революции 25 января не подал в отставку.

И вот тогда у египтян появился реальный шанс выбирать. Во-первых, президентскую гонку начали сразу шесть кандидатов от разных политических сил. Во-вторых, наблюдателей было приглашено ровно столько, сколько было подано заявок, без каких бы то ни было исключений.

Египтяне были заинтересованы в максимальной прозрачности избирательного процесса, в результате которого с минимальным отрывом всего в пару процентов во втором туре выиграл представитель движения «Братьев мусульман» Мохаммед Мурси. Это движение, к слову, он покинул сразу же после инаугурации.

И вот тут действительно свершилось невероятное — впервые в истории Египта исламист стал президентом страны, а происламское движение «Братья-мусульмане», к которому он принадлежал, фактически одержало победу на парламентских выборах в январе того же года (победившая Партия свободы и справедливости является политическим крылом движения).

Соглашусь, тут есть основания сравнить Мурси и Лукашенко. Потому как оба получили реальную народную поддержку в первых свободных и демократических выборах в стране, заслуженно получив звание первого легитимного президента. И это единственное, в чём можно сравнить двух политиков.


Конституционные войны

Называя Мохаммеда Мурси учеником Александра Лукашенко, журналисты, прежде всего, обращают внимание на то, что оба они внесли изменения в Конституцию по своему собственному предпочтению. И мало кто знает, что если Лукашенко фактически изменил Основной закон страны, и не раз, то его египетский коллега предложил лишь конституционную декларацию, которая в последствии была отменена, так как спровоцировала массовые недовольства оппозиции.

Так, 22 ноября 2012 года был опубликован указ Мурси, та самая конституционная декларация, существенно расширившая полномочия нового президента. Главным образом изменения касались сферы законодательства. Например, президентские указы получали иммунитет от судебных разбирательств. Кроме того, президент получил полномочие отклонить любые требования роспуска Конституционной комиссии, занимающейся подготовкой текста Конституции. Причём, как не раз подчёркивал пресс-секретарь президента Ясер Али, изменения должны были действовать до принятия нового текста оной.

Тем не менее, меньше чем через неделю — 27 ноября того же года, после заседания с представителями высшего совета судей Мохаммед Мурси заявил, что пересмотрит принятую им декларацию, а впоследствии и вовсе отказался от её положений, оставив за собой право принятия решений в случае угрозы суверенитету страны.

Причиной тому во многом послужило недовольство оппозиции и бесконечные акции протеста против решения президента. Одним словом, Мурси решил не усугублять и без того тяжёлую ситуацию в стране и исполнить волю народа. Хотя в последствии и поплатился за это своей свободой, о чём позже.

А теперь давайте подумаем, что бы на его месте сделал белорусский коллега? И как долго простояли бы протестующие со своими палатками в центре Минска, как это происходило в Каире? Благо, что у нас есть, с чем сравнивать.


Зри в корень

Кроме того, мало кто из журналистов назвал причины, по которым Мохаммеду Мурси пришлось пойти на столь крайние меры. Потому что далеко не политические или диктаторские амбиции президента сыграли тут решающую роль, раз уж Мурси так легко отказался от принятого им решения. Тут важно понимать, в каких политических и социальных условиях жил Египет последние 30 лет. И какую страну получил Мохаммед Мурси себе в управление.

В арабском языке есть такое понятие аddawla alamika, что в дословном переводе на русский значит «глубокая власть». То есть именно то наследство, что оставил после своей отставки Хосни Мубарак. В частности, это почти безграничная власть военных, которые фактически владели третью египетской экономики, которая, в свою очередь, ослабла из-за недостаточных инвестиций в производство, плановости и коррупции, отвратительные социальные условия.

Про военных стоит отдельно сказать, что они всегда представляли в Египте некую особую касту. В каком-то смысле военный сектор стал государством внутри государства, неподконтрольным никаким государственным аппаратам. У них и по сей день есть свой внутренний бюджет, которым имеют право распоряжаться исключительно армейские чины без вмешательства государственного аппарата, в их владении находится бóльшая часть промышленности, транспортной и энергетических систем. Более того, военным подконтрольны СМИ, которые сыграли роковую роль в подготовке военного переворота.

И вот теперь представляем себе ситуацию, когда новый президент получает в управление экономически и социально обнищавшее государство, в котором вертикаль власти военных настолько сильна, что он, глава государства, фактически не в состоянии протолкнуть ни один закон. Потому что любая выдвинутая им инициатива немедленно оспаривается Высшим советом судей, который по конституции 1971 года имеет право вето в отношении решений президента.

И если Хосни Мубараку, который всячески поддерживал военных, являющихся гарантом его бесконечного президентства, это было на руку, то Мохаммед Мурси выступил сторонником демократических изменений.

Именно поэтому, между всего прочего в своей конституционной декларации Мурси пытался хоть как-то ограничить влияние военных на политическую жизнь страны.

Например, в октябре 2012 Мохаммед Мурси попытался сменить генерального прокурора Абдель Махмуда Магида, чем вызвал бурю протестов со стороны судей, заявивших, что президент превысил свои полномочия и угрожает их независимости. Президент же предлагал в своей декларации сократить полномочия генерального прокурора до четырех лет, вместо пожизненного назначения. Что, безусловно, является посягательством на законность и демократию.

А теперь давайте подумаем, как обстоят дела с президентской властью в нашей стране. И вообще, есть ли хоть один корректный повод в данном контексте сравнивать Лукашенко с Мурси, называя последнего учеником единственного президента Беларуси?


Новый старый президент Египта

А теперь давайте рассмотрим, кто же такой Абдель Фаттах ас-Сиси и как именно он пришёл к власти. И заодно подумаем, кого из египетских политиков корректнее было бы сравнить с бессменным белорусским президентом.

Политическая карьера генерала ас-Сиси началась в тот самый момент, когда Мохаммед Мурси назначил его в августе 2012 года министром обороны. Можно долго спорить, почему было принято такое решение, задаваться вопросом о дальновидности тогдашнего президента. Самой очевидной причиной такого назначения считается его лояльность к движению «Братья мусульмане» и стремление Мурси избежать «закручивания гаек», заслужив доверие египтян. Внушительная часть из которых оставалась верной военной власти.

Получив портфель министра, Абдул Фатах резко изменил свою риторику и не раз выступал с критикой в адрес государственной власти. Более того, именно после его назначения государственные СМИ, которые, напомню, всегда оставались подконтрольны военным, запустили пропагандистскую машину, преследуя и критикуя каждый шаг, предпринятый Мохаммедом Мурси.

Кроме того, приблизительно в этом время в стране начались перебои с топливом и электроснабжением, в чём так же был обвинён действующий президент и его парламент. Одним словом, в отношении президента Мурси началась настоящая травля.

И тут, что называется, двигатель народного протеста заработал с утроенной силой. При том при всём, что во время президентства Мохаммеда Мурси протестующих не арестовывали и не сажали в тюрьмы тысячами. А уж тем более не применяли против них тяжёлую военную технику, как это случилось на площади Аль Рабия 14 августа 2103 года, когда военные расстреляли более 3000 безоружных протестующих.

И вот когда народный гнев, подогреваемый СМИ и целой группой пропагандистов, достиг своего апогея, в стране случился военный переворот. И тут, что называется, генерал ас-Сиси показал себя во всей красе.

Египет захлестнули репрессии против инакомыслия. Любой, кто выходил на уличные акции протеста, немедленно подвергался аресту. В домах лидеров и активистов всех без исключения оппозиционных движений проводились обыски. Реальный срок, а то и высшую меру наказания можно было получить даже за пост в Facebook или Twitter.

В стране был введён комендантский час, а улицы Каира, Александрии и других крупных городов заполонили военные, которые получили ничем не ограниченное право обыскивать и арестовывать любую подозрительную личность. Про стрельбу на поражение я даже вспоминать не буду.

В тюрьмах оказались не только политические активисты, но правозащитники и журналисты, как например журналист Al Jazeera Абдулла Елшами, бывший журналист Би-би-си Питер Гресте или польский режиссёр-монументалист Мартин Мамон. На улицах крупных городов Египта запретили съёмку, а работа без аккредитации приравнялась к шпионажу, который в стране карается высшей мерой наказания.

И вот это современные египетские реалии, так знакомые каждому белорусу, что возникает вопрос, почему их никто ни с чем не сравнивает и вообще как-то уж очень тщательно умалчивает? И вопрос этот рискует стать риторическим.

Уже во время военного переворота в стране ни у кого не было ни малейших сомнений, что президентом Египта станет Абдель Фаттах ас-Сиси. Во-первых, потому что он был главным вдохновителем насильственной смены власти. А во-вторых, с его подачи были уничтожены все возможные политические оппоненты в стране — убиты ли, посажены ли в тюрьму, изгнаны ли из страны.

И вот тут уже наверняка найдётся контекст для сравнения нового старого президента Египта и первого и единственного его белорусского коллеги.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 3.11 (всего оценок: 10)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • 22 ноября 2012 года подписал конституционную декларацию, которая лишает суды права распускать верхнюю палату парламента и Конституционную ассамблею, а также позволяет президенту страны издавать «любые декреты, направленные на защиту революции», которые не могут быть оспорены в суде. Действия Мурси вызвали негодование оппозиции, которая обвинила президента в узурпации власти и восстановлении диктатуры. В результате протестов, длившихся с 30 июня 2013 года, 3 июля ему был запрещён выезд из страны 26 июля Мурси был официально помещён под стражу в рамках проводимого прокуратурой расследования. Он был обвинён в поджоге тюрьмы и уничтожении тюремных отчетов (речь идет о побеге Мурси из тюрьмы после ареста за участие в акциях против Хосни Мубарака в 2011 году), сотрудничестве с палестинским движением "Хамас", чтобы предпринять в стране агрессивные действия по нападению на полицейские участки и военных, убийстве заключённых, полицейских и солдат сознательно и с предварительным намерением, а также похищении некоторых полицейских и солдат
  • И вот тут уже наверняка найдётся контекст для сравнения нового старого президента Египта и первого и единственного его белорусского коллеги. Читать полностью: https://naviny.by/rubrics/opinion/2014/06/06/ic_articles_410_185720/ ==================================== Понятно. Из статьи следует, чтоб нормально функционировало государство, необходимо вводить жесткие меры и пресекать вседозволенность, выдаваемую за демократию.
  • Мурсі = Браты мусульмане: «Братья-мусульмане» (араб. الإخوان المسلمون‎‎, Аль-Ихван аль-Муслимун) — международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в марте 1928 учителем Хасаном аль-Банна в Исмаилии (Египет). С 1933 штаб-квартира организации была переведена в Каир. После смерти Хасана аль-Банна в 1949 году, в 1950 году идеологом движения стал литератор Сейид аль-Кутб[1], казнённый в 1966 году[2]. Ассоциация имела отделения в Сирии, Палестине, Ираке. К концу Второй мировой войны насчитывала около 500 тыс. человек. Верховный суд РФ признал организацию террористической и запретил её деятельность на территории Российской Федерации.[3][4]. В декабре 2013 года организация была причислена к террористическим правительством Египта[5]. Как отмечается «Жэньминь Жибао» (дек. 2013), организация «Братья-мусульмане» имеет огромный масштаб, она пользуется довольно сильным влиянием в Тунисе, Ливии, Сирии и многих других арабских странах[5]. 7 марта 2014 года организация признана террористической в Саудовской Аравии[6][7]. ... Райана Ольга Черных, вы ПРА ШТО ТУТ?
  • ///И тут, что называется, двигатель народного протеста заработал с утроенной силой. При том при всём, что во время президентства Мохаммеда Мурси протестующих не арестовывали и не сажали в тюрьмы тысячами. А уж тем более не применяли против них тяжёлую военную технику, как это случилось на площади Аль Рабия 14 августа 2103 года, когда военные расстреляли более 3000 безоружных протестующих. ... Реальный срок, а то и высшую меру наказания можно было получить даже за пост в Facebook или Twitter. В стране был введён комендантский час, а улицы Каира, Александрии и других крупных городов заполонили военные, которые получили ничем не ограниченное право обыскивать и арестовывать любую подозрительную личность. Про стрельбу на поражение я даже вспоминать не буду. ... На улицах крупных городов Египта запретили съёмку, а работа без аккредитации приравнялась к шпионажу, который в стране карается высшей мерой наказания. И вот это современные египетские реалии, так знакомые каждому белорусу/// Да ну?! Надо меньше пить, как говаривал персонаж известной советской комедии. Это ж какой бардак в голове у барышни? Танки на улицах, расстрелы протестующих, высшая мера за пост в Твиттере... Автор не боиться, что ее расстреляют за эту статейку?) А вообще, сравнивайте дальше - веселите народ.
  • Ну, как бы тут покорректней отозваться... Журналистка - умная женщина, хоть и в парандже... Она привела массу своих локальных президентов... Но ещё и Лукашенко вписала в их список... Это прекрасно. Это как публикация Дмитрия Растаева. Всё прекрасно в стране, Снег свободно летает. В о.уенной .уйне снег лежит и не тает. Не, не буду сполна я прибитым, распятым. Тут есть море говна, Я Геракл 25-й. Я лопатой беру, я лопатой кидаю. Только даже к утру... Сдохну я иль помру - Я похож на Сизифа белорусского рая. Не напишет стихов - Батька наш Всенародный. Но зато я живу - В Беларуси свободной. А насчёт баллов - говорю честно, - не знаю. Тут не понять, - отношение это к автору, или отношение к материалу автора. Тут оценки могут быть какими хошь...