Анатолий Лебедько. ТАЛАКА. Заплутавшие в трех соснах

Почему Беларусь — не Финляндия и в обозримом будущем не станет «как Финляндия»…

Анатолий Лебедько. Председатель Объединенной гражданской партии. Дважды избирался в парламент. Позиционирует себя как лидер политических оптимистов.

Как и где рождаются глупости? Это когда сидящий на верхней жердочке, и глазом не моргнув, заявляет, что с будущего года мы работаем так, как работают в Финляндии. А сидящий под ним чиновник, еще не дослушав фразу, уже рапортует: «Понятно!» Увы. Ни в следующем году, ни в 2016-м, ни в обозримом будущем местное белорусские хозяйство и деревообрабатывающая отрасль не будут работать по-фински.

Крупномасштабные намерения опоздали лет так на 20. Правитель вдруг обнаружил, что в лесу «разбой, который надо заканчивать». При наличии такого количества контролирующих структур сомнительно, чтобы на стол Лукашенко и раньше не ложились докладные записки о «лесных разбойниках». В 2010 – 2013 годах в лесном фонде Минлесхоза контролирующими органами было выявлено незаконных рубок древесины общим объемом 57,8 тысяч кубических метров, а из-за ошибок лесовыращивания погибло 14,5 тысяч гектаров лесных культур (площадь, равная половине годового лесокультурного фонда!).

В моем Столбцовском районе больше десяти лет в режиме нон-стоп звенят пилами порядка двух десятков лесопилок. Под топор идет здоровый лес, а «мертвяки», последствия урагана из прошлого века, так и лежат по день сегодняшний. Да что там Столбцовщина! Еще в середине 90-х главный завхоз страны Иван Титенков организовывал вырубки дубов в Беловежской пуще.

Лукашенко возмущен, что ежегодная выручка от экспорта древесины составляет всего лишь 150 миллионов долларов. Но он не озвучивает другого, — что стоимость золотой стружки, снятой с белорусских лесов лесорубами-разбойниками в кооперации с чиновниками, гораздо выше этой цифры.

Ссылка на Финляндию вовсе не случайна. Действительно, лес — главное природное богатство этой страны. Лесобумажная промышленность является второй по значению отраслью финской индустрии. До 70% выпускаемой продукции направляется на экспорт в 140 стран мира. В мировой продукции лесной промышленности на долю Финляндии приходится 5%, в экспорте товаров лесной промышленности —10%, в торговле бумагой и картоном —15%, в экспорте писчей бумаги и бумаги для печати — 25%. Вокруг лесобумажной промышленности сформировался целый индустриальный комплекс - кластер, включающий как непосредственно производство целлюлозы, бумаги, картона и продукции деревообработки, так и обслуживающие и вспомогательные отрасли, а именно лесозаготовку, лесохимию, производство машин и оборудования, консалтинг и научные исследования и разработки, логистику, маркетинг, энергетику, а также потребителей – производство упаковки, полиграфию, оптовую торговлю, строительство. Поэтому без преувеличения можно сказать, что каждый пятый финн прямо или косвенно получает средства к существованию благодаря лесобумажной промышленности. (В Беларуси если каждый пятый, то разве что чиновник).

Лидерами финской отрасли являются три концерна: «Стура Энсо», «УПМ-Кюммене», и «Метсялиитто». Продукция компаний во многом схожа - это ведущие европейские и мировые производители высокосортной офисной и типографской бумаги, упаковочного картона. Основной козырь – высокое качество, конкурентоспособные цены и широкий ассортимент. Крупнейшие лесопильные заводы организационно входят в эти концерны, однако имеют подчиненное положение по отношению к целлюлозным и бумажным фабрикам, что в определенной мере сдерживает развитие их собственных конкурентных преимуществ.

Стоит отметить, что многие известные финские компании начинали бизнес именно с лесопереработки. В том числе и гордость финской экономики компания Nokia стартовала в 1865 году с небольшого целлюлозного завода. При этом Nokia продала свои целлюлозные предприятия только в начале 1990-х, когда было принято решение целиком сконцентрироваться на телекоммуникациях.

Почему заявления Лукашенко напоминают сказки шкловского Деда Мороза, проснувшегося в августе? Обратимся к отрезвляющим фактам и цифрам.

1. Финляндия — мировой лидер по защите прав собственности. У Беларуси в этом рейтинге — 119 место.

2. Финляндия занимает 19 место по уровню экономической свободы. Беларусь —крепкий аутсайдер: 150-е.

3. Фины — в лидирующей тройке по индексу глобальной конкурентоспособности. Беларусь — на 90-й позиции.

4. Финляндия — на 12 месте по индексу ведения бизнеса. Беларусь — ниже на 51 ступеньку.

5. Финляндия — в пятерке мировых лидеров по качеству госуправления. Беларусь по этому показателю — в тридцатке плетущихся в хвосте.

6. Финляндия — страна, где эффективно работает принцип разделения властей. В которой есть независимая судебная система, парламент, избираемый через свободные, честные выборы, местное самоуправление, находящееся в шагавой доступности для людей. Беларусь — государство, где вместо ветвей власти один большой ствол. Оружейный. В котором и «суд», и «парламент» — это все отделы администрации Красного дома.

Перечень фундаментальных, системных отличий между двумя странами можно продолжить, но и перечисленного больше, чем достаточно, чтобы не тиражировать глупость и ложь. Или не так?

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».