Анатолий Лебедько. ПОЗИЦИЯ. Как украсть много и не сесть?

Среднестатистический чиновник не может не воровать. Риски оправданы, а угрозы минимизированы…

Анатолий Лебедько. Председатель Объединенной гражданской партии. Дважды избирался в парламент. Позиционирует себя как лидер политических оптимистов.

А Лукашенко — гуманист, однако. Сердобольный... Простил-таки бывшего главу «Белнефтехима» Жилина.

Нет, ну не так, чтобы просто так. За соответствующую мзду. И это уже не первый случай. Подобная практика дает основание говорить об утверждении новых правил внутри правящей партии власти. Теперь мотивация энергичней «пилить» бюджетные ресурсы у жуликов во власти резко выросла.

Риски оправданы, а угрозы минимизированы. Даже если твою руку поймали в кармане государства, это не повод впадать в истерику и учить тюремных урок. Правило «выкупи себя» — вот тот страховочный полис для жуликов и коррупционеров, которым немного не повезло.

Вороватым чинушам есть за что выкупить свою свободу. Система создана и настроена таким образом, что среднестатистический чиновник не может не воровать. Слишком много соблазнов и возможностей. Жестко регламентированная жизнь белоруса предполагает сплошные согласования, получение всевозможных разрешений, обход запретов, ускорение процедур. Выражение «без бумажки ты — букашка» — это как раз о нас. И это при полном отсутствии гражданского, парламентского контроля за действиями и решениями бюрократической вертикали власти. При существенной самоцензуре независимых СМИ. В ситуации, когда силовые, контрольные структуры, как правило, работают только по команде «фас». Клондайк для номенклатуры!

К вопросу о возможностях. Лондонский аналитический центр Legatum Institute в начале июля 2014 года опубликовал доклад «Ограбление Украины: как Восток и Запад создали команду для того, чтобы украсть страну». Исследование посвящено коррупции у нашей южной соседки. Шокирующие цифры и факты, убедительные доказательства деградации государственных и общественных институтов Украины.

Два элемента украинской экономики способствовали превращению коррупции в институциональную раковую опухоль — зависимость от российского газа и доступ к западным оффшорным банкам. И здесь следует отметить, что российская энергетическая удавка на теле Беларуси ещё жестче. А белорусская правящая верхушка имеет такой же беспрепятственный доступ к западной банковской системе, как и украинские олигархи.

Само собой, что прегрешения бывшего руководителя «Белнефтехима» не ограничиваются превышением лимита телефонных разговоров или задержкой с оплатой коммунальных услуг (такую версию выдали госСМИ). Игорь Жилин — не последний человек на нефтяном рынке, являющемся лидером по сомнительным коммерческим схемам.

Стоимость сырой нефти, поставляемой в Беларусь, составляет порядка 12% ВВП, а экспорт готовых нефтепродуктов превышает 16% ВВП. Здесь есть, где развернуться. Сюда следует приплюсовать и внушительный внутренний рынок топливно-энергетических ресурсов. Коррупционная составляющая нефтяного рынка складывается из большого разрыва цен, непрозрачных схем продажи нефтепродуктов зарубежным потребителям (Нидерланды, Великобритания, Италия, Литва), коррупции на рынке нефтепродуктов Украины (в прошлом году мы продали туда почти на 2,9 млрд. долларов).

Понятно, что нефтяной бизнес жестко контролируется. Здесь нет чужаков, людей со стороны. Но толкание локтями между своими никто не запрещал. Жилина затолкали, но в накладе он не остался. К примеру, среди счастливых обладателей земельных наделов в Веснянке (новое царское село, где рыночная стоимость только участка земли составляет порядка миллиона долларов) значится и этот почтенный господин.

По данным экспертов, объем сделок, которые можно классифицировать как коррупционные, в нефтяном секторе ежегодно может составлять 2-4 миллиарда долларов. Огромные деньги! Есть за что потолкаться, не правда ли? И при этом есть страховочный полис, если что-то не так. Время правления Лукашенко будет вписано в историю как время нарезания золотых батонов для правящей номенклатуры.

Конечно, далеко не у каждого гражданина Беларуси есть право «выкупить себя». Тут мне вспоминается Петрович, которого я встретил на Окрестина во время одной из своих отсидок. Сморщенный такой мужичонка. Лет под 60 на глазок, по паспорту – годов на 20 моложе. История грустная, но не особенная. Едва ли не полжизни за колючей проволокой. Последняя отсидка — за кражу палки колбасы и бутылки водки. Получил год колонии.

У Петровича, даже если бы он заплатил в десять раз больше стоимости похищенного, никакой страховки нет. А значит, здесь права, а соответственно, и перспективы Петровича и Жилина резко расходятся. Такие вот они, белорусские реалии.

Правило «выкупи себя» многофункционально. И власти используют его достаточно креативно. В данном случае речь идет о бизнесе, не играющем с правителем в хоккей.

Еще один пример из личного опыта. На этот раз из СИЗО КГБ. Встретил в «Американке» бизнесмена Сашу Киселева. Приятный, образованный человек. Так вот, ему открыто и цинично предлагали выкупить себя и работников его фирмы за 30 миллионов долларов. Предприниматель расценил это как откровенный рэкет, и не пожелал отдать заработанное. В результате – четыре года колонии и конфискация личного самолета.

Это к тому, что у правила «выкупи себя» две стороны. С одной — это инструмент перераспределения коррупционных накоплений и переформатирования кланов, а с другой — откровенный рэкет и возможность латанья бюджетных дыр.

Можно ли уменьшить коррупцию? Да, безусловно! И первым шагом должны стать честные, свободные выборы. Пока люди никак не влияют на власть, не имеют возможности контролировать расходование бюджетных ресурсов, коррупция будет только усиливаться. Что, как мы видим на примере Украины, весьма небезопасно для страны.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».