Александр Добровольский. ТАЛАКА. В помощь борцам с коррупцией и бесхозяйственностью

Коррупция и бесхозяйственность возникают только там, где люди управляют чужой собственностью или получают власть...

 

 

Александр Добровольский

Александр Добровольский. Юрист. Член Политсовета Объединенной гражданской партии (ОГП). Окончил Белгосуниверситет в 1982 г. (радиофизик), в 1995 г. (юрист). Работал в Конструкторском бюро точного электронного машиностроения (1982-1990). Народный депутат СССР (1989-1991). Депутат Верховного Совета Беларуси XIII созыва. Заместитель председателя ОГП (1995-2006). Директор Восточноевропейской Школы политических исследований (с 2008 г.).

Прошло двадцать лет.

Это звучит, как закадровый текст в фильме. Вызывает чувство, которое называют дежавю. Прошло двадцать лет, как в Беларуси на президентских выборах победил борец с коррупцией. Это случилось в далеком 1994 году.

И вот 2014 год снова становится годом борьбы с коррупцией и бесхозяйственностью. Дежавю. Летят молнии в коррумпированных чиновников, и нас заверяют, что декрет «Об усилении борьбы с бесхозяйственностью» поставит заслон «кумовству, протекционизму и круговой поруке». Хочется спросить, достаточно ли двадцати лет, чтобы понять простые вещи?

Проблему бесхозяйственности стоило бы решать, начиная с понимания слова «бесхозяйственность». Бесхозяйственность бывает там, где нет хозяина. Ее нет там, где есть частная собственность. Чем больше государственной собственности, тем больше бесхозяйственности. Я не стану утверждать, что любой частный собственник эффективен. Но каждому ясно, что люди распоряжаются своей собственностью лучше, чем чужой. Чем больше частных собственников, тем меньше воровства. Из этого и надо исходить в борьбе с бесхозяйственностью.

Коррупция и бесхозяйственность возникают только там, где люди управляют чужой собственностью или получают власть. Давайте разберемся, почему.

Есть две главные причины: безразличие и конфликт интересов. Безразличие к эффективности управления чужой собственностью встречается часто, оно естественно, потому и неистребимо. Много ли людей, которые берегут чужое хотя бы так же, как свое? Безразличие порождает бесхозяйственность.

Безразличие чиновников к интересам граждан — такое же частое явление. Особенно в тех случаях, когда они не избираются, а назначаются сверху. Это, пожалуй, еще не коррупция, но уже ненадлежащее исполнение своих полномочий.

Коррупция появляется там, где есть конфликт интересов. Интересов государства, с одной стороны, и интересов чиновника — с другой. У чиновников всегда есть соблазн использовать государственную собственность или власть в своих интересах вопреки интересам государства и граждан. Этот соблазн устранить нельзя, но можно и нужно создать условия, чтобы свести коррупцию к минимуму.

Для этого, в первую очередь, нужно уменьшить сферу, где появляется безразличие и конфликт интересов. То есть долю государственной собственности и объем полномочий чиновников.

Понятно, что не вся собственность в государстве может быть частной. Есть функции, которые традиционно выполняет государство или местная власть, используя государственную и коммунальную собственность. Из этого тезиса можно сделать два главных вывода:

• в целях борьбы с бесхозяйственностью и коррупцией надо сократить долю государственной и коммунальной собственности до необходимого минимума;

• поскольку люди распоряжаются чужой собственностью хуже, чем своей, за распоряжением этой собственностью и за осуществлением власти должен быть установлен строгий общественный контроль.

Обращаю внимание, что здесь надо избавиться от привычных идеологических штампов, которые, как мы видим, в течение двадцати лет мешали борьбе с бесхозяйственностью и коррупцией. Уменьшение доли государственной собственности и объема полномочий чиновников первичны, контроль вторичен. Иначе победят контролеры, которые, как мы знаем, ничего не производят. А эффективный контроль возможен только тогда, когда предмет контроля имеет ограниченные размеры.

Другое важное замечание: государственный контроль нужен, но его недостаточно, и это доказывает практика прошедших двадцати лет. Важен контроль общественный. Ведь граждане являются собственниками, а их сообщество — народ — является единственным источников власти.

Злоупотребления чиновников (в том числе и контролеров) способен победить только общественный контроль. Предлагаю несколько простых и эффективных средств, позволяющих такой контроль установить:

• нужна нормальная сменяемость власти, чтобы она не загнивала (если вам будут говорить, что «эти» уже наворовались, а новые придут и будут воровать больше, посылайте таких «мудрецов» подальше. Спросите их: а что, «эти» стали воровать меньше? Подобные «мудрости» выгодны только ворам);

• людям надо вернуть право выбора (нужны честные выборы с непредсказуемым результатом, выборы с заранее известными «победителями» выборами не являются);

• нужно восстановить местное самоуправление (местные проблемы лучше решаются на местах, местные руководители должны избираться гражданами и думать о них, а не о «вертикали»);

• нужна свободная пресса, способная «вывести на чистую воду» любого чиновника, и открытость информации о государственных расходах (государственная монополия на СМИ и всяческие «министерства информации» — это ширма для коррупционеров);

• надо признать, что только политическая конкуренция способна очистить власть и создать нормальные условия для деятельности оппозиции (только тогда смена власти — не трагедия, а новые возможности);

• надо создать нормальные условия для деятельности организаций, которые создаются гражданами в их интересах (множество таких организаций называют гражданским обществом, и оно способно заставить государство помнить о том, кому оно должно служить);

• и, наконец, пора каждому гражданину вспомнить о чувстве собственного достоинства (кто кому должен служить, Вы чиновнику или чиновник Вам?).

Такая система работает в странах, где уровень коррупции минимален. Соответствует ли она интересам чиновников? Сомневаюсь. Но не сомневаюсь в том, что она соответствует долгосрочным интересам белорусских граждан.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».