Владимир Ковалкин. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Имитация борьбы с коррупцией

Никаких реальных улучшений в вопросе борьбы с коррупцией не предвидится…

Владимир Ковалкин. Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

11 сентября закончился прием предложений и замечаний по проекту закона «О борьбе с коррупцией» в рамках общественного обсуждения, инициированного президентом. Андрей Кобяков, глава Администрации президента, в ходе своей рабочей поездки по Могилевской области заявил, что закон будет доработан, отшлифован, но в него не будут внесены какие-то серьезные концептуальные изменения. А если так, то общественные обсуждения устраивались только для отвода глаз?

Интересным фактом является то, что периодичность обновления антикоррупционного законодательства сильно коррелирует с выборами президента Беларуси. Так, действующий закон «О борьбе с коррупцией» был принят в 2006-м, а это как раз год президентских выборов. Сроки принятия и исполнения программ по борьбе с коррупцией также удивительным образом совпадают с президентскими выборами: 2002-2006, 2007-2010, 2010-2012, 2013-2015.

Действительно, антикоррупционная риторика выгодна для власти особенно в преддверии крупных политических событий, ведь эта проблема волнует белорусское общество. Национальный опрос Независимого института социально-экономических и политических исследований за июнь 2014 года показал, что 23% респондентов считают коррупцию важной проблемой белорусского общества, 30% уверены, что белорусскому президенту не удастся добиться успехов в борьбе с ней, а еще 21% уверен, что президент так или иначе зависит от коррумпированных чиновников.

Однако, несмотря на постоянную борьбу с коррупцией с высоких трибун и серьезные обновления законодательства, Беларусь стабильно занимает 123-е место по уровню коррупции в рейтинге Transparency International, что относит нашу страну к последней трети участников списка.

Власти очень болезненно воспринимают такие рейтинги, но анализ официальной статистики показывает, что ситуация с коррупцией в Беларуси носит постоянный характер. Так, в 2011 году было зарегистрировано 2400 коррупционных преступлений, в 2012-м — 1779, в 2013-м — 2301. В то же время в Финляндии, занимающей 3-е место в рейтинге Transparency International, в среднем в год регистрируется 10-20 коррупционных преступлений. Так чему же так удивляются белорусские власти?

Основная проблема в том, что и в действующем законодательстве, и в новом проекте закона «О борьбе с коррупцией» власти традиционно делают ставку на привычные силовые методы, которые уже давно исчерпали свою эффективность.

Например, Генпрокуратура считает революционной меру об изъятии имущества, приобретенного за коррупционные доходы. А это самое имущество и доходы будут выявляться с помощью декларирования, которое должны будут осуществлять не только должностные лица, занимающие ответственное положение, и лица, поступившие на госслужбу путем избрания, но и проживающие совместно с ними супруги, дети и близкие родственники.

В свою очередь государственные служащие будут обязаны представлять декларации в государственные органы, в которых они занимают должности. Получается парадоксальная ситуация, когда пчелы против меда? Почему бы законодательно не обязать чиновников публиковать декларации в открытом доступе в интернете на официальных сайтах либо на едином централизованном портале, чтобы каждый гражданин мог сравнить доходы чиновника с его расходами?

Хотя в проекте закона и декларируется необходимость общественного контроля и надзора над деятельностью государственных органов, в нем нет серьезных инструментов его реализации. По сути, игнорируется возможность использования бесплатного, с точки зрения государства, ресурса НГО, активистов, журналистов в выявлении и проведении предварительных расследований коррупционной деятельности.

Для проведения общественных и журналистских расследований нужно, во-первых, максимальное раскрытие информации, необходимой для проведения таких расследований. Во-вторых, позитивная информационная поддержка государственными медиа и высшими должностными лицами государства подобных инициатив. Наконец, не будет лишней и финансовая поддержка НГО через механизм государственного заказа.

Но будут ли внесены в проект закона «О борьбе с коррупцией» такие серьезные концептуальные изменения?

Андрей Кобяков уже ответил на этот вопрос, а значит, никаких реальных улучшений в вопросе борьбы с коррупцией не предвидится.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

  • Что лично меня смущает в этой рубрике - это подзаголовок "Как нам обустроить Беларусь"... Это реально вгоняет в ступор. У меня невольно ругательство на губах проявляется; кто вам даст; ведь реально она 20 лет обустраивается и "окучивается" лишь в интересах одного человека... И его опричников. Давайте от этого плясать... И какое-то представление, что в этой теме "круглый стол", где у всех право голоса и желание получше услышать друг друга... Но этого нет и в зародыше этой госмодели. Аффтору конечно же мой респект. "Пять". Но реальность такова, что с винтовкой-"мелкашкой" ты можешь всадить сотни пуль в броню лениво стоящего на пригорке танка... Ему ни хрена не сделается. === Но если он тронется с места, да повернёт в твою сторону ствол... Вот в этом и есть паскудная сущность сегодняшней белорусской государственности.
  • [quote="Danis"]Что лично меня смущает в этой рубрике - это подзаголовок "Как нам обустроить Беларусь"...[/quote] Вот и предлагается: Почему бы законодательно не обязать чиновников публиковать декларации в открытом доступе в интернете на официальных сайтах либо на едином централизованном портале, чтобы каждый гражданин мог сравнить доходы чиновника с его расходами? Читать полностью: https://naviny.by/rubrics/opinion/2014/09/16/ic_articles_410_186771/
  • Эх, НЕТ... Некто с усами давно уж сказал, что "я свой народ(-ец) за цивилизованным миром не поведу". (может, не на 100% дословно, но такое примерно произносилось). Короче, с Моисеями у нас напряжёнка... :)
  • [quote="Danis"]Короче, с Моисеями у нас напряжёнка...[/quote] К примеру, император французов в 1804—1815 годах, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства Наполеоне Буонапарте (так его имя произносилось на Корсике) водил французов 11 лет, Адольф Гитлер немцев - 12 лет. Цари-вожди Московии-России - сами знаете сколько. А нас, всего-то 20 лет. Только половина от времени вождения Моисея.