Петр Петровский. ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕГРАЦИЙ. Дорожная карта по преодолению украинского кризиса

Минск в таком раскладе становится точкой сборки континента, экспортером мира, безопасности и интеграции…

Петр Петровский

Петр Петровский. Философ, политолог, историк идей. Закончил БГПУ им. М. Танка по специальности «История. Социально-политические дисциплины». Руководитель Консервативного центра NOMOS. Лауреат стипендии президента Беларуси аспирантам в 2013 году. Сфера интересов — история идей, фундаменталь-онтология, имагинософия, философия политики и хозяйства, геополитика, геофилософия, этносоциология и социология глубин, феноменология религии, логика парадокса, консервативный футуризм.

Украинский кризис проиллюстрировал дальнейшую невозможность игнорирования Евросоюзом интересов стран ЕАЭС. Лоббирование со стороны ЕС собственных интересов в странах Восточного партнерства без учета интересов евразийской тройки теперь оказалось невозможным.

Наглядным примером этому послужили события в Украине. Не зря 26 августа 2014 года встреча в Минске по урегулированию украинского кризиса проходила в формате ЕС-ТС-Украина, где Европейский союз де-факто признал евразийское интеграционное пространство.

В ходе встречи элитами Евросоюза была признана потребность учитывать интересы и стран ТС в регионе. Уже 12 сентября Москва, Киев и Брюссель договорились отложить применение соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС до 31 декабря 2015 года для выработки дорожной карты взаимодействия ЕС и ЕАЭС в Украине. А 13 сентября еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле выступил с предложением установить официальные связи между ЕС и ЕАЭС для дальнейшей перспективы разработки и подписания соглашений о зоне свободной торговли между ЕС и ЕАЭС. Подобное заявление со стороны высокопоставленного чиновника ЕС является актуализацией концепции «интеграции интеграций», озвученной тремя президентами стран-участниц ТС еще в 2012 году.

«Интеграция интеграций» — континентальный блок от Лиссабона до Владивостока

Идея создания общего континентального геополитического пространства окончательно сформировалась после Второй мировой войны как альтернатива набирающему силу противостоянию между двумя политическими блоками мира: социалистическим и капиталистическим.

Различные европейские мыслители пытались концептуализировать подобные идеи для преодоления раскола и возвращения Европе геополитической субъектности в ее союзе с Россией. Тогда это казалось фантастикой, ибо континентальная система геополитики была полностью разрушена. После же 1991 года даже самые оптимистичные мыслители были поколеблены свершившимся фактом ликвидации советского блока.

Однако начало ХХI века проиллюстрировало, что однополярность мира так и не была закреплена. Европейские страны без образа врага в лице СССР определили окно возможностей для расширения собственной автономии в рамках евроатлантического пространства.

С другой стороны, довольно большое количество очагов сопротивления однополярной опасности, а также набирающее силу укрепление позиций Китая поставило под вопрос планетарную гегемонию США. Китай хоть и осторожно, но начал теснить США, все глубже проникая в мусульманские государства и Африку.

В ответ на это США в 2015 году планируют подписать два фундаментальных договора, претендующих на глобальное изменение повестки дня. Создание трансатлантической зоны свободной торговли между США и ЕС, с одной стороны, и транстихоакеанской зоны свободной торговли между США и некоторыми странами юго-восточной Азии, Океании и Латинской Америки, с другой стороны, дает возможность окончательно сосредоточить все экономические потоки в США.

Но что от этого получает ЕС? Довольно значительный скептицизм в элитах ЕС к возможной зоне свободной торговли с США понятен. Для США это возможность дальнейшей экономической экспансии в ЕС. Для ЕС же с его кризисной экономикой рынки США оказываются заоблачными мечтами, а решение энергетического вопроса для ЕС США не в состоянии решить. Таким образом, США не могут гарантировать ЕС преодоления кризиса перепроизводства и энергетическую стабильность.

Теперь посмотрим про возможную зону свободной торговли между ЕС и ЕАЭС. Какие бонусы могут получить участники интеграции? Для ЕАЭС сегодня на повестке дня стоит вопрос реиндустриализации и модернизации собственных производств. Европейские технологии и инвестиции могли бы стать одним из источников этих процессов в ЕАЭС. С другой стороны, для Евросоюза ЕАЭС мог бы стать стабильным источником сырья и новым рынком сбыта. Равноправная же кооперация компаний ЕС и ЕАЭС имеет перспективу укрупнения общей доли экономического потенциала двух геополитических блоков.

Конечно, зона свободной торговли как отправной пункт интеграции интеграций несет определенные риски. И главным риском здесь является неподготовленность производителей ЕАЭС к конкуренции с компаниями Евросоюза. Поэтому уже сегодня следует задуматься о пошаговой дорожной карте, которая наиболее гармонично учитывала бы интересы всех сторон и предоставляла наиболее безболезненный и безопасный путь интеграции.

Зона свободной торговли между ЕС и ЕАЭС как дорожная карта для Украины

Первым ключом к выработке дорожной карты по зоне свободной торговли между ЕС и ЕАЭС может стать решение экономической части проблем взаимодействия ЕС и ЕАЭС в Украине.

Как известно, подписанный договор об ассоциации Украины с ЕС не учитывает интересов соседей и во многом противоречит интересам некоторых украинских производителей, особенно в сфере тяжелой промышленности и высокотехнологичного производства. Дорожной картой по преодолению противоречий и могла бы стать зона свободной торговли между ЕС, ЕАЭС и Украиной.

Сегодня первые шаги элитами двух стран уже сделаны. Состоялись встречи между руководством ЕС и ЕАЭС в Минске, где были определены интересы ЕС и ЕАЭС в Украине. В итоге через полмесяца после встречи в Минске экономическая часть ассоциации Украины с ЕС откладывается на год, а руководство ЕС всерьез решило подумать о зоне свободной торговли между ЕС и ЕАЭС.

Место Беларуси в континентальном блоке от Лиссабона до Владивостока

Беларусь может стать центральной площадкой в этих переговорах, затрагивающих как решение украинского кризиса, так и создание зоны свободной торговли между ЕС и ЕАЭС. Минск в таком раскладе становится точкой сборки континента, экспортером мира, безопасности и интеграции.

С другой стороны, Беларусь получает прямую геополитическую выгоду, заключающуюся в постепенном снятии экзистенциального и политэкономического напряжения между западом и востоком, которое очень часто проходит через умы и судьбы граждан региона между Балтикой и Черным морем. Геополитическое сплочение континента даст импульс стабильности региону, а также улучшит транзитные возможности стран междуморья.

Наш регион на протяжении не одного столетия выступал в роли разменной монеты между «сильными мира сего». Сегодня возникает потребность выработки дорожной карты для достижения безопасности, стабильности и гуманитарной гармонии.

Украина показала, что путь противостояния между западом и востоком единого континента от Лиссабона до Владивостока приводит к дестабилизации региона, экономическому и гуманитарному противостоянию. «Интеграция интеграций» является той концепцией, которая имеет все шансы сформулировать дорожную карту взаимодействия сторон, еще вчера конфликтовавших между собой.

И начинать в этом направлении стоит с решения украинского кризиса. План действий по его решению должен стать отправной точкой к общей цели создания единого блока от Лиссабона до Владивостока, имеющего цель обеспечить безопасность, стабильное развитие и гуманитарное сотрудничество на всем континенте.


Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

  • Пётр! Нагадайце мне гісторыю Масковіі-РІ-ССр-РФ, калі кіраўніцтва (ды і 80% плебеяў-населенія) замест таго, каб рабіць усё для "велікості", забылі пра "добровольные воссоедіненія" усіх суседніх дзяржаў і кінулі усе свае сілы на тое, каб "падняць" эканоміку і узровень жыцця сваіх грамадзян? Я ТАКОГА НЕ ВЕДАЮ
  • { Лауреат стипендии президента Беларуси аспирантам в 2013 году. Сфера интересов — история идей, фундаменталь-онтология, имагинософия, философия политики и хозяйства, геополитика, геофилософия, этносоциология и социология глубин, феноменология религии, логика парадокса, консервативный футуризм. } Блин... Я-то прочёл, но конструктивной практической возможности даже потенциального общения - конструктивного и консервативного футуриста 21-го века - с сегодняшними зоологическими наследниками зоо-феодо-социо-лизма ... Не нашёл, простите. Но по-любому - будущее за аффтором. Так что - никаких злокозненных оценок. Только смайлик - :)
  • [quote="Danis"]Лауреат стипендии президента Беларуси аспирантам в 2013 году. Сфера интересов — история идей, фундаменталь-онтология, имагинософия, философия политики и хозяйства, геополитика, геофилософия, этносоциология и социология глубин, феноменология религии, логика парадокса, консервативный футуризм.[/quote] :-) Я тоже, сразу же, обратила на это внимание... Наверное, он инопланетянин.
  • [quote="Нашая2"]Наверное, он инопланетянин.[/quote]В точку :) Я тоже сразу об этом подумал, 100% совпадение мыслей detected:) Мне показалось, что автор прибыл с альфы центавра, имел три дня на земное обустройство, а потом сразу принялся политические тексты строчить. Мол, время же не ждет, а на далекой родине протоплазменный научный руководитель уже нервно трет свои псевдоподии в ожидании отчета. А потом поразмыслил еще чутка и понял: ни, это не инопланетянин, а типовой продукт нашей вузовской политологии. А она у нас, слава те Господи, вся вышла из шинели научного коммунизма и истории КПСС. Тех кафедр, которые в начале 90-х "именем революции" переделали на политологию - главным образом для того, чтобы ценные кадры сохранить. Ну а автор это уже следующее поколение, конечно. Которое сам научный коммунизм уже не застало и потому, вероятно, не знает, как нам реорганизовать Рабкрин. Зато оно училось у бывших мэтров научного коммунизма, и эта учеба, несомненно, и заложила те прекрасные основы геофило-/имагинософии, фундаменталь-онтологии и э-э-э... социологии тех глубин, кои мы имеем счастие наблюдать.
  • Хотя, если еще подумать... :)[quote="Danis"]Но по-любому - будущее за аффтором. Так что - никаких злокозненных оценок. Только смайлик - :) [/quote] Вы, пожалуй, откомментировали этот труд точнее, чем я. Разумеется, "интеграция интеграций" - это утопия. Почище научного коммунизма :) А в современных условиях, когда мы успешно движемся к новой холодной войне - вдвойне. А если еще учесть предложенную автором роль Беларуси, то все это еще и в квадрате. Но молодости положено делать глупости и играться в неосуществимые прожекты. Мечта неосуществима, да, но хорошо, что она есть вообще. Особенно на фоне того, что мы все хорошо знаем. Так что здесь абсолютно правы вы, а не я. Только смайлик - :)