Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Владимир Подгол. МЕЖДУ СТРОК. Лукашенко в роли ангела-прорицателя


Владимир Подгол

Владимир Подгол. Доцент философии. Последняя запись в трудовой книжке: с февраля 1997 года — руководитель информационно-аналитического центра Президиума Верховного Совета 13-го созыва. Автор «Падручніка па апазыцыйнай барацьбе», книг «Основы политической психологии», «Куля для президента», «Властелин кули», «Чертовы жернова». Автор первой концепции закона США «Акт о демократии в Беларуси». Руководитель ОО «Информационные и социальные инновации». Создатель Музея жерновов.

Выборы в Беларуси, после выступления Александра Лукашенко в ООН, достигли одной из своих психологических вершин.

Реальные лидеры оппозиции Николай Статкевич и Владимир Некляев намерены собрать максимальное число граждан для демонстрации протеста против размещения российской военной авиабазы в Беларуси.

Лукашенко об этой базе молчит, как т его пропагандисты.

Лидеры оппозиции выдвигают обвинение в адрес Лукашенко в том, что размещением авиабазы Властитель аэродромов превращает Беларусь в мишень, повышает риски и угрозы безопасности для граждан республики. Ставит на грань срыва улучшения отношений Беларуси со странами ЕС, вообще начинает распродажу Беларуси. Причем делает это тайно.

С психологической точки зрения лидеры оппозиции оказываются прокурорами, которые сажают на скамью подсудимых Лукашенко, придавая ему статус подсудимого. А также лидеры оппозиции оказываются в роли защитников граждан Беларуси от угроз войны, а Лукашенко оказывается в роли врага и предателя белорусского народа.

В экономическом аспекте на роль прокурора для Лукашенко и в сознании народа претендует своими выступлениями Татьяна Короткевич. Лукашенко в ее речах выглядит не врагом народа, а уставшим дедушкой. Прокурор из Короткевич никакой, а потому она никак не может вызвать положительную реакцию у людей, обозленных своим тяжелым экономическим положением. А таковых сейчас в республике более половины.

На роль экономического прокурора во время сбора подписей по выдвижению кандидатов в президенты претендовал Анатолий Лебедько, но не собрав 100 000 подписей за свое выдвижение и, соответственно, за программу миллиона рабочих мест, Лебедько не приобрел сильной психологической роли.

Главный информационный шум в СМИ Беларуси производит в силу своего монополизма Лукашенко. Он до своего выступления в ООН систематически пытался переложить вину за ухудшение экономического положения людей на внешние факторы: мировой кризис, санкции в отношении России, войны. Себе же пытался создать образ экономического защитника народа, обещая найти новые рынки для сбыта продукции.

При этом Лукашенко по инерции играл роль обещалкина, по словам которого через год все значительно улучшится.

Лукашенко пытался создать себе и роль прокурора, который судит коррупционеров всех мастей, угрожая неотвратимостью наказания тем, кто уводит деньги за проданную продукцию предприятий в свой карман.

Подчиненные Лукашенко из МИДа пытались представить своего шефа склонным к значительному улучшению отношений с ЕС. Они буквально выпрашивали у ЕС снятия санкций из-за помилования политзаключенных.

Но сам Александр белорусский несколькими заявлениями разрушил свою европейскость. Путину поклялся в пророссийскости и отсутствии намерения евроинтегрироваться. А в ООН и вовсе выступил прокурором Запада.

В первом выступлении в ООН руководитель Беларуси представил западные страны агрессорами, врагами мира во всем мире, врагами цивилизации. Себя же, соответственно — защитником мира во всем мире против агрессоров Запада и прокурором-обличителем

«Пример открытого политического хамства, лжи и преступлений против человечности на поверхности. Давайте вспомним недавние факты. Под предлогом наличия ядерного оружия в Ираке известные государства решили демократизировать Ирак. И где это ядерное оружие? Где демократия в Ираке? Зачем убили президента Ирака? Где вообще та страна и какое будущее иракского народа? На территории этого государства стало людям жить лучше? Нет. Вы, виновные, скажете, что ошиблись, надо бы остановиться. Но опять же нет, пошли дальше. Начали с Туниса и закончили Ливией. Сценарий тот же. Распяли Президента Каддафи, уничтожив государство. В Ливии стало лучше? Нет. И где это Ливия вообще как целостное государство? Господа, может быть, хватит? Нет. Рванули в Сирию. Спрашивается: зачем? Зачем вы убиваете людей? Зачем свергаете действующего президента? Чем он вам не угодил? Более того, бойней в этой стране вы стираете первые следы нашей с вами цивилизации. Скажите мировому сообществу, чего вы хотите и к чему вы стремитесь. Как раз под случай с этой трибуны Генеральной ассамблеи ООН».

Лукашенко в своем выступлении в ООН призвал весь мир предотвратить войну в Европе, угрожая в случае непредотвращения конфликта в Украине вероятностью очередной мировой войны. Здесь он косвенно актуализировал свою роль миротворца в войне на Украине по факту предоставления переговорной площадки.

Разгромил Лукашенко и западные ценности — «права человека», которые, по его мнению, Запад политизировал и хочет насильственно навязать Беларуси.

А в вопросе демократии он и вовсе сыграл роль мирового учителя «учителей»:

«У нас нет материнской смертности, детская смертность — самая низкая в мире. Именно это и есть демократия, а не то, что пытаются насадить нам наши западные учителя».

Уникальным моментом политического моноспектакля, который поставил Лукашенко в ООН, явилось его новая психологическая ипостась ангела-прорицателя, вещающего от имени Бога:

«Понятно, сегодня нет той силы, которая бы вас остановила. Но ведь главы государств, совершающие кощунство, все верующие, даже многие публично молятся. Но господь же видит всё, и он справедлив. А если разозлится и накажет виновных? Вас, ваши народы, которые пострадают безвинно за ваши авантюры».

Эта роль ангела-прорицателя уникальна по многим причинам.

Во-первых, Лукашенко скрытым образом в этом тексте представил себя в образе защитника белорусского народа от гнева Божьего, описывая падение этого гнева на другие народы и их лидеров. Тем самым Лукашенко возвел себя на пьедестал Божьего избранника. Якобы Творец целиком оправдывает его деяния.

Во-вторых, выведя обсуждение мировой проблематики на уровень Творца и христианских ценностей, придав себе роль божественного миссии, он тем самым попытался вывести себя из-под критики и оценок классической политологии. Он стал над всеми мировыми лидерами, а тем более и над своими оппонентами внутри Беларуси.

В-третьих, декларируя перспективу Божественной кары, Лукашенко сам отождествил себя с небожителями-ангелами, которые не имеют сроков жизни и властвования.

Здесь следует напомнить читателям про то, что свое самообожествление Лукашенко ведет последние годы систематически.

Вот кратко его этапы:

«Обо мне все знают даже больше чем есть на самом деле. Я абсолютно не прячу свою политику в государстве. Потому что я хочу, чтобы политика была не грязной, а искренней. В этом главное, наверное предназначение моего служения не только народу, но и Господу Богу». (30.12.2009)

«Дай Бог только, чтоб он был. Вы знаете почему я так сказал? Вот иногда вижу нутакую несправедливость по отношению к государству, к народу, к Беларуси. Столько исстрадались, столько натерпелись. И часто думаю: ну, неужели ты оттуда не видишь, что происходит? И часто говорю своим коллегам, которые, знаете, так с ехидцей говорят о Боге и так далее: А ты веришь? — Я говорю: Вы знаете, я очень хочу, чтобы Бог был. Я как многие люди хотел знать точно, есть он или нет. Но это, говорят, нельзя узнать, но я очень хочу, чтобы он был и он надавал нам по голове — и тебе, и тебе, и мне — и рассудил справедливо, как это должно быть. На тех принципах, как это продекларировано в Евангелии, в Библии и так далее, и так далее. Я этого хочу». (30.12.2009)

«Господь Бог ударил нас по голове и сказал: «Не шалите!» (23.12.2011)

«Я — крещенный. Все мы во что-то верим, но я сторонник того, что подобные вопросы не должны демонстрироваться публично. Я даже очень плохо воспринимаю тех людей, которые вчера в церковь не ходили, а сегодня стоят со свечкой и молятся публично. У каждого свой Бог, если не в сердце, то в мыслях… Президент предстает перед Богом каждый день. Это ноша любого президента, потому что вынужден принимать судьбоносные решения. И с Богом ты разговариваешь очень часто». (20.03.2012)

Обратите внимание на тенденцию: на первых этапах своего психологического самообожествления Лукашенко допускает кару Всевышнего и на свою голову. Чем ближе к выборам, тем дальше он себя выводит не просто из под гнева Творца, а сам становится Божьим слугой — ангелом-прорицателем.

В данном тексте я фиксировал и описывал тенденции. Как они будут развиваться, покажет время. Многое зависит от действий лидеров оппозиции, народа и граждан. А так же от интенсивности пропаганды.

Одно можно предсказать с высокой степенью вероятности: Лукашенко никогда не станет священником и не уйдет в монастырь. А если и уйдет, то в такой, где перед встречей с Богом сможет сказать на прощание монашкам, целуя их в щечку: «Всё, что могу…»

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева