Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Владимир Подгол. МЕЖДУ СТРОК. Жизнь в страхах и борьбе с врагами

 
 

Владимир Подгол

Владимир Подгол. Доцент философии. Последняя запись в трудовой книжке: с февраля 1997 года — руководитель информационно-аналитического центра Президиума Верховного Совета 13-го созыва. Автор «Падручніка па апазыцыйнай барацьбе», книг «Основы политической психологии», «Куля для президента», «Властелин кули», «Чертовы жернова». Автор первой концепции закона США «Акт о демократии в Беларуси». Руководитель ОО «Информационные и социальные инновации». Создатель Музея «Место остановленного времени» (жерновов).

Скажи мне, кто твой враг, и я скажу, все ли у тебя дома.

Любой человек в своей жизни переживает разные состояния. Бывают и радости, и печали. Встряхивает человека счастье и горе. Потрясают любовь и ненависть. Бывают люди, которые практически всю жизнь проживают в жадности, а некоторым в радость – дарить. Иные живут надеждой на лучшую жизнь, а есть такие, кто в постоянном страхе. Даже если человек смертельно болен, его не оставляет надежда, а гонит он страх вечного одиночества…

Наш субъект оригинален своими страхами. Многие из них связаны с представлениями о потере власти и о конце жизни. Александр Лукашенко с момента вхождения в президентскую власть начал переживать сильные чувства радости и страха, удовольствия и опасности, которые, несомненно, влияли и влияют на его психику. Эти чувства хорошо прослеживаются благодаря его цитатам в разные моменты жизни. Подробно комментировать каждую цитату в рамках данного жанра нет смысла и места. Вы, уважаемые читатели, сами разберетесь в тех особенностях состояний, которые выражают цитаты, а если определять глубже, то проявления архетипов.

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Если использовать принцип зеркального переноса, заложенный в этом высказывании, то, описывая состояния страха человека в разных ситуациях, можно сказать: «Скажи мне, кто твой враг, и я скажу, все ли у тебя дома».

Причем под домом в данном высказывании понимается дом и в прямом и в переносном смысле. Это значит наличие полноценной семьи и степень психической нормальности.

Итак, приглашаю вас на экскурсию в странный и удивительный мир Александра Лукашенко, в котором доминируют враги и страхи.

«Мы, как в 1941 году, находимся во вражеском кольце! Враги засели в руководстве соседнего государства, с которым мы недавно подписали договор о сообществе». (Журнал «Огонек»,10.1996).

«Какие бы у меня отношения ни были, у нас с Кебичем в предвыборной кампании до стрельбы доходило, когда в меня стреляли на границе с Россией… Вы об этом помните? Нет? Я не стал даже педалировать это, сказал в КГБ, чтобы положили эти документы все и пусть в архиве лежат, не буду я разбираться с этим. Всякое было… Я это нормально воспринимаю. Единственное, чем занимался, откуда ноги растутноги росли оттуда (некоторые сидят сейчас в России, генералы), пришли к Кебичу и говорят: «Давайте Вашу машину расстреляем и Лукашенко (а мы были лидерами в этой гонке). Лукашенко погибнет, а Вы будете живы. А всë свернем на националистовПозняк, Шушкевич и так далее». Вот в этом я разобрался. И я тоже об этом нигде не говорю публично. Так, в узком кругу. Такая схватка была, и я туда попал, как пацан. Я ведь не думал, что мы победим. Просто так сложились обстоятельства». http://www.russia-today.ru/in-center/1905-stenogramma-vstrechi-prezidenta-respubliki-belarus-aglukashenko-s-rukovoditelyami-ryada-rossijskix-smi.html

«США могут нанести «томагавками» удар по любой территории, загубить невинных людей; они могут что угодно сделать для того, чтобы решить какую-то сексуальную проблему, они могут весь мир на дыбы поставить. Это чтонормально?» ( «БДГ», 12.10.1998).

«Клинтон лишил чернобыльскую Беларусь одного миллиона долларов… Клинтон завтра не будет президентом, я дарю ему этот 1 миллион долларов к его пенсии… и еще найду адекватный ответ. Я перед Клинтоном в долгу не останусь». (5.07.2000. «Белорусская газета», 10.07.2000).

«Нам предлагают (ГАЗПРОМ) без всяких оснований и, главное, в нарушение всех договоренностей газ почти в два раза дороже… Я считаю, что это акт терроризма на самом высоком уровне, когда в 20 градусный мороз страну – не чужой народ, население, у половины которого течет русская кровь,лишают природного газа. Хочет Путин, чтобы мы платили эти деньги за газ, давайте соберем их от лекарств чернобыльцев, от тех, кто гнил в окопах. Неужели мы не соберем эти $200 млн? Соберем, и нами перестанут манипулировать и шантажировать». (БТ, 19.02.2004).

Обращаясь к генпрокурору Божелко: «Ты довел меня да изнеможения. Я ночами не сплю, глотаю жменями таблетки. А ты копаешь, копаешь под меня! Бросьте искать Захаренко и Гончара. Вам что, нужно, чтобы оппозиция носила гробы с их телами по Минску?» («Народная воля», 2.03.2005).

«Если вам нужна первая леди, то вы избирайте их (лидеров оппозиции). Они вам и леди приведут, и еще кого-нибудь приведут… Я здесь не образец для подражанияэто знают все. И бедной была бы та женщина, даже если бы это была супермодель в мире, которая бы жила с президентом Беларуси». (3.03.2006).

«Мы уже их сейчас (оппозицию), особенно лидеров, так оберегаем, чтобы что-то не случилось перед выборами. Они же друг друга застрелят, как это у них вот с этими «скраденными», которые исчезли… У них надо искать концы, где эти люди, и живы они, не живы». (НТВ, 11.03.2006).

«Я вам обещаю, что я никогда не буду использовать ресурс для того, чтобы продлить свое пребывание во власти или вместо себя кого–то выдвинуть. Никогда! Знаете, жизнь президентская очень коротка по сравнению с историей… Поэтому я не хочу, чтобы меня, как собаку, палками забрасывали, когда я не буду Президентом». (1-я программа Белорусского радио, 12.10.2007).

«Оживление, конечно, будет. Но настораживает тот факт, что Западу наша оппозиция сильно надоела. Особенно американцам. Те уже просто говорят: будет дело  будут деньги. А это что значит? Прежде всего, уличные выступления, демонстрации. А если еще погромы и взрывы… Тогда заказчик вообще был бы доволен». («Комсомольская правда в Белоруссии», 3.07.2008. Интервью дано 24.06.2008. В ночь с 3-го на 4-е июля на концерте в честь Дня Независимости произошел взрыв, были ранены 50 человек).

«Недавно Буш заявил об аресте личных счетов Лукашенко и его ближайших родственников. Я тут же послал ему телеграмму: господин Буш, все, что есть у меня и моих родственников за границей, заберите себе! До сих пор американцы не ответили». («Комсомольская правда в Белоруссии», 3-9.07.2008).

«Это не оппозиция, - это пятая колонна. Это враги белорусского народа. Они хотят в этой стране прийти к власти. Наверно, уже не хотят и не рассчитывают. Они просто зарабатывают деньги на чем попало... Мы знаем, о чем они пишут европейцам. Чехам... план. Ну, фактически Европа должна привести их к власти. Законодательство все порезать, референдум провести... Это страшный вред, который они пытаются нанести нашему государству... Я читаю их план: заводы порезать, приватизировать, землю раздать людям... Вот я читаю и думаю: где эти люди вообще живут? Кому раздать землю? Скажите, кто хочет сегодня взять землю? Вчера не хотели брать, сегодня возьмут?.. Вот это позиция нашей вшивой, подчеркиваю, вшивой оппозиции. Никакая они не оппозиция. Пятая колоннавраги белорусского народа. Я это ответственно заявляю, зная о чем они говорят и чего они хотят. Они готовы сегодня продаться любому, лишь бы только свернуть голову Лукашенко, вскочить в кресло самим и разбомбить страну. Не получится, пока я жив». (БТ, 17.03.09).

«Нам 1,5 миллиарда долларов (кредита) наши враги дали недавно в кавычкахМВФ, который дико нас ненавидит. Враги!» (Белорусское радио, 2.10.2009)

«За кадры тоже надо отвечать, потому что они больше всего вреда сегодня наносят.... Поставить всех под напряжение и мне справкой доложить: кто под этим напряжением будет. Начиная от правоохранительных органов, которые соберут все материалы, дадут оценку, дадут предложения. Надо задерживатьзадерживайте, надо арестовывать – сажайте. Вот и весь вопрос…». (ОНТ, 13.11.09).

«Самое главное: вот эта разбэшчанасць! Игра в эту непонятную демократию, которую нам враги подкидывали. И я тоже в этом виноват. Общество должно понимать: избрали президента, есть властьвы свое делаете, власть делает свое. Власть во имя общества работает, а общество должно шевелиться. А мы тут развели демократию. И такиемрази, вот! Молодой человек: Убей президента! …У него в голове роятся мысли: я пойду с пулеметом и буду всех косить. Этот элемент присутствует здесь». (БТ, 16.04.2011).

«Эта вся шелудивая масса небольшая, которая топчется на площадях, не то мычит, не то топает, не то кричит. Они хотят воспользоваться моментом. Они прекрасно понимают, что каждый день мы из этого положения, паники, которую создали сами в начале года, будем выходить, и мы выходим… Вся эта пятая колонна понимает: еще три месяцаи люди забудут, что у нас где-то какие-то цены поднялись, другие проблемы возникли, и тогда уже оснований топать и мычать не будет…Это враги народа, эта пятая колонна, поэтому им все плохо». (БТ, 7.07.2011)

«Даже если я завтра Президентом не буду, я уже вот так наработался! Вокруг Беларуси, поверьте, вокруг нас сегодня ходят (враги) и зубами щелкают, как голодные волки, их стаи, стада. Все, эти зубами щелкающие, эти стаи будут нам по периметру границы аплодировать, когда у нас будет раздрай в стране. А раздрай будет означать немедленную гибель нашего государства». (1-я программа Белорусского радио, 15.01.2013).

«Что касается так называемых, как вы сказали, оппозиционных кандидатов, я как белорус их на каких-то руководящих постах в Беларуси вообще видеть не хочу. Понимаете? Это предатели интересов белорусского народа. А я хочу видеть людей, которые борются за независимую страну! Не просто языком ляпают, говоря об этой борьбе, а реально борются за свою страну!» (1-я программа Белорусского радио, 15.01.2013)

«Люди сами виноваты… В Москве там топнули ногой, что сахар вывезут в Россию, побежали люди сахар скупать… Спрашиваю: сколько у нас сахара на складе?триста тысяч тон! Кормите! Бегали-бегали две недели, сахар не исчезает. Дошли до того, что уксус начали скупать. Спрашиваю: уксуса хватает? - Хватает! - Побольше везите, пусть берут. Превратили квартиры в склады! Гаражи в склады! Нахватались? Нахватались! Теперь пейте уксус, закусывайте сахаром! Я говорил своим людям: Кто виноват в этой панике? Вы! Я вас предупреждал? Предупреждал! Я вам это говорил не делать? Говорил! Так чего меня за это не любить?!» ((1-я программа Белорусского радио, 7.10.2011).

«Я не могу себе позволить стать перед ними (Медведевым и Путиным) на колени или стучать лбом о кремлевскую стену». (БТ, 17.07.2010).

«Они очень, богаты, (Путин и Медведев) супермиллиардеры, упакованы по полной программе, ну, что мне с ними разговаривать? Я для них чужой человек». (17.07.2010).

«Мы были категорически против того, чтобы нам в «Восточном партнерстве, где делом надо заниматься, подкидывали вопросы демократии еще какие-то, ну, те вонючие вопросы, которые всегда нам подбрасывают». (БТ, 17.07.2010).

«Я мечтаю: когда я уйду, чтобы над моими детьми никто не издевался! Сегодня все хорошие, все тебе красиво песни тебе поют, а потом будут палками забрасывать. Не хочу, чтобы над моими детьми кто-то издевался, особенно над малышом, а это может быть, особенно в России. Что он сделал, что для российского руководства плохого? И Медведев его знает, и Путин, и здоровались, и Путин ему даже пистолет боевой подарил. Ну, что он такого плохого сделал, что его начали долбать? Ну, родился он так – не так, какое кому дело? Это мой сын. Я от него не отказываюсь. Я бы мог его спрятать, как у вас умеют это делать. Но я не хочу этого делать. Это от Бога. Детиэто от Бога… Не нахожу только ответа на вопрос: тебя не будет, где нам завтра жить? С Дроздов нас выселят. Вот я хочу, чтоб по человечески, вдруг меня не станет, к детям нормально относились». (1-я программа Белорусского радио, 1.09.2010).

В Евросоюзе, те кто хочет ввести санкции, «ну, просто негодяи поэтому я про них говорить не хочу ни про Баррозу, ни других там козлов, быков и прочее… Разве можно против страны, которая больше всего потерпела от чужой расхлябанности (аварии на ЧАЭС) даже речь вести о том, что надо ввести какие-то санкции. Нам помогать надо… Это не люди. Ну, козлы они и есть козлы, у нас такой термин в Беларуси существует. Ну, что про них сегодня говорить? Мы для них конкуренты, мы для них идеологические противники. Мы люди, которые проповедуем другой образ жизни. И показываем, что в такой стране бедной на энергоресурсы люди могут нормально жить. Им это не надо. Весь этот комплекс причин толкает их бороться против нас. Мы для них опасны. И прежде всего этим, а не диктатурой там, что у нас демократии нет. Нам не нужна такая демократия. Нам нужна такая демократия, при которой люди живут и отдыхают в нормальных условиях». (БТ, 26.04.2011).

«Если только мне будет доложено о том, что чиновник связался с коммерческой структурой для реализации своих потребностей, будь то баню построить, будь то туалет и т.д., без всяких разборов: уничтожается коммерческая структура, чиновник идет в тюрьму». (БТ, 4.04.2013).

«Самая большая угроза - не пятая колонна, не оппозиция, не война со стороны Востока, Запада, как тут нас некоторые пугают. Самая большая опасность для нас кроется в нас самих, экономике». (БТ, 15.01.2015)

«Не дай Бог нам воевать с русским человеком. Это будет планетарная катастрофа. Мы, родные люди, в одном доме начнем воевать… В России дураков хватает. Они меня уже с Каддафи сравнивают, что меня там на кол посадят. Я все это вижу. Только неизвестно, кого еще на кол посадят. Мы не должны им уподобляться. Обстановка и так накалена, нельзя ее разогревать, чтобы мы с русскими людьми столкнулись». (1-я программа Белорусского радио, 29.01.2015)

«Мир сошел с ума! Вы видите, что происходит. И в этом бурном, непредсказуемом мире нам сегодня жить, точнее даже выживать, и мы должны держаться друг друга для того, чтобы противостоять тем угрозам, которые сегодня существуют в мире». (БТ, 28.11.2015)

Биограф Лукашенко приводит интересный эпизод из его детства, который раскрывает истоки главного комплекса Александра Григорьевича. Саша с мамой пахали огород возле дома. Мать тянула плуг вместо коня. Саша шел за плугом, стараясь держать его ровно. Однако силы были неравные, плуг вильнул в сторону и задел частичку соседского огорода. Выбежал полупьяный сосед и начал материть мать и Сашу. Он испугался, и вдруг забился в истерике и закричал: «Когда я вырасту, я вам всем отомщу!»

Мальчику, росшему без отца в деревне, постоянно доставались психологические удары. А повзрослев, он понял, что чем больше власти получает, тем меньше угроз для его жизни.

Если в жизни вы столкнетесь с мальчиком без отца, не обижайте его. И тогда нам не придется мучиться с обиженным на весь мир президентом.


Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.14 (всего оценок: 13)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева