Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Беларусь: для независимости нужна воля
    Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции…
  2. Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
    Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…


Политика

Решить проблему отмены смертной казни в Беларуси может только Александр Лукашенко


Беларусь остается единственной в Европе страной, где как исключительная мера наказания применяется смертная казнь. Политико-правовые аспекты отмены этого вида наказания стали предметом обсуждения на парламентских слушаниях, которые прошли в Палате представителей Национального собрания 30 мая.

На их подготовку ушло более полугода. Впервые о возможности подобного мероприятия заговорили осенью 2001 года. Однако депутаты ждали, пока поступит "добро" из Администрации президента. "Отмашка" была дана 21 мая, когда Александр Лукашенко в личной беседе с вице-спикером Палаты представителей Владимиром Коноплевым согласился с проведением слушаний.

Отмена смертной казни или хотя бы введение моратория на ее применение является одним из условий вступления в Совет Европы. Беларусь, конечно же, не прочь войти в эту авторитетную организацию и стать полноценным членом европейской семьи. Как известно, после не признанного европейским сообществом референдума 1996 отношения с Западом у официального Минска, мягко говоря, не заладились. Причем страдает от этого не только исполнительная власть, но и законодательная. Национальное собрание Беларуси до сих пор не имеет места в Парламентской ассамблее ОБСЕ, а в Парламентской ассамблее Совета Европы с 1997 года для белорусского парламента заморожен статус специально приглашенного. Если перспективы восстановления своего места в ПА ОБСЕ у Национального собрания выглядят довольно туманными, то в ПАСЕ белорусские парламентарии как никогда близки к успеху. Об этом говорит и то, что ПАСЕ фактически признало контрпродуктивность проводившейся в последние годы в отношении Беларуси политики изоляции.

Для размораживания отношений с европейскими структурами белорусской стороне необходимо выполнить ряд требований или хотя бы продемонстрировать намерение их выполнить. Они общеизвестны: демократизация избирательного законодательства, расширение полномочий парламента, обеспечение доступа оппозиции к государственным СМИ и прекращение политических репрессий. В последнее время к ним добавились еще два - отмена смертной казни или введение моратория на ее применение и учреждение поста уполномоченного по правам человека (по мнению ряда политиков, эти два требования по сути являются детализацией прежних четырех. - Прим. ред.). Слушания по отмене смертной казни и должны были продемонстрировать стремление Национального собрания выполнить эти требования.

Открывая пленарное заседание, Владимир Коноплев сразу подчеркнул, что слушания не ставят целью "принятие каких-либо кардинальных решений", а представляют собой "свободную дискуссию, обмен мнениями, поиск оптимальных подходов" к решению данной проблемы. Основной вывод, который можно сделать по их итогам, таков: отменять смертную казнь в Беларуси надо, но это дело далекого будущего.

Все принявшие участие в слушаниях, а это представители Министерства юстиции, прокуратуры, Верховного и Конституционного судов, ученые и сами парламентарии, согласились с очевидным фактом - отмена смертной казни проблема не юридическая, а политическая и духовная. Социологические исследования говорят о том, что белорусы пока не готовы к ликвидации высшей меры наказания. По данным республиканского опроса, проведенного в мае Институтом социально-политических исследований при Администрации президента, 85,8 процента белорусов выступают за сохранение смертной казни, в то время как за ее отмену высказались всего 11,7 процента респондентов. Эти цифры даже превышают результаты, полученные на референдуме 1996 года, когда за сохранение смертной казни проголосовало 80,4 процента белорусов. Это значит, что, отменив смертную казнь, руководство Беларуси рискует в значительной мере потерять свой политический капитал. Между тем рейтинг доверия у Александра Лукашенко ныне и так беспрецедентно низок - всего чуть более 30 процентов.

Наиболее четко точку зрения противников отмены смертной казни выразил на слушаниях заместитель генерального прокурора Беларуси Михаил Снегирь. По его словам, смертный приговор - это результат сознательного выбора человека, решившегося на совершение особо тяжкого преступления. Количество подобных преступлений в Беларуси ежегодно растет. Только за 4 месяца нынешнего года было зафиксировано 16,5 тысячи тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе 378 убийств.

Как считает М.Снегирь, проблему отмены смертной казни следует рассматривать не с точки зрения жестокости или мягкости наказания, а с точки зрения его соразмерности содеянному преступлению. Отмена высшей меры наказания, отметил прокурор, возможна только в гармоничном высоконравственном обществе. К тому же в теперешних экономических условиях замена смертной казни на пожизненное заключение является "даже более жестоким и бесчеловечным наказанием", считает прокурор.

На пожизненном заключении стоит остановиться подробнее. Если количество смертных приговоров в последние годы значительно снизилось: с 46 и 47 в 1997 и 1998 годах до 7 в 2001 году, - то за два года применения пожизненного заключения к этой мере наказания приговорено 78 человек. Уже сейчас в единственном в Беларуси корпусе, где отбывают пожизненное наказание, (он расположен на территории следственного изолятора в Жодино), вакантными остаются всего 16 мест. Если суды и в дальнейшем будут так же активно выносить пожизненные приговоры, то Беларусь в скором времени ожидает еще одна проблема - обеспечить их местом отбывания наказания. Эти расходы, естественно, лягут дополнительным бременем на бюджет, который и так трещит по швам.

Сторонникам отмены смертной казни как одного из этапов вхождения Беларуси в Совет Европы нельзя забывать и том, что это только одно из условий присоединения к названной организации. Параллельно необходимо проводить комплекс сопутствующих мероприятий. Об этом, в частности, говорил на слушаниях председатель Конституционного суда Григорий Василевич. Как альтернативу высшей мере наказания он назвал введение моратория на ее применение - так, например, сделала Россия. При этом, по словам Григория Василевича, можно сделать оговорку, что мораторий на смертную казнь не будет распространяться на лиц, совершивших террористические акты, которые повлекли смерть граждан, или оговорку о том, что смертная казнь может быть восстановлена "при определенных обстоятельствах". В любом случае "от того, будем мы применять смертную казнь или нет, конечно же, не зависит уровень демократии в нашей стране", считает председатель Конституционного суда.

Говоря о внешнеполитическом аспекте этой проблемы, министр иностранных дел Михаил Хвостов заметил, что, "не отвергая категорично поставленных нам условий, можно было бы осуществить поиск взаимоприемлемых подходов в решении вопросов об отмене смертной казни". По его словам, предпосылками к принятию такого решения могли бы стать "коренное улучшение социально-экономической обстановки и качественный рост благосостояния населения", что способствовало бы сокращению преступности. Тем самым, министр дал понять, что сами европейцы не должны оставаться в стороне от белорусских экономических проблем.

Если отменить смертную казнь Беларусь пока не готова, то мораторий находится в компетенции президента. Именно Александру Лукашенко предстоит сделать выбор: сохранить свой имидж выразителя народной воли или сделать шаг навстречу Европе.

Несмотря на то что слушания не принесли конкретного результата, сам факт их проведения был положительно оценен единственным представителем Парламентской ассамблеи Совета Европы, присутствовавшем на них. По словам депутата литовского Сейма Вацлава Станкевича, если парламентариям удастся убедить президента ввести мораторий, то это "уже будет жизненно важным шагом на пути к полной отмене смертной казни" и ускорит процесс интеграции Беларуси в европейские структуры.

Воспользовавшись полученной инициативой, Палата представителей уже на следующий день выступила с заявлением, в котором призвала парламенты государств-членов ОБСЕ поддержать на предстоящей июльской сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Берлине "законные требования белорусского парламента о предоставлении принадлежащего ему по праву места в ПА ОБСЕ". При этом в заявлении подчеркивается, что руководство ПА ОБСЕ "затягивает решение вопроса о признании полномочий Национального собрания Беларуси в данной организации и тем самым лишает белорусских парламентариев возможности плодотворно работать в ассамблее". В документе также подчеркивается, что парламент Республики Беларусь является "самостоятельной ветвью власти, занимает надлежащее место в конституционном устройстве белорусского государства как законодательный и представительный орган страны и работает на профессиональной основе". Национальное собрание Беларуси, говорится в заявлении, проводит последовательную работу по приведению белорусского законодательства в соответствие с международными нормами и стандартами, предпринимает конкретные меры по законодательному обеспечению процесса демократизации общества и проведения экономических реформ в стране. В числе таких мер были как раз и названы парламентские слушания по отмене смертной казни.

Ожидается, что заявление будет передано руководству ПА ОБСЕ на берлинской сессии вице-спикером Палаты представителей Владимиром Коноплевым. Правда, противникам восстановления для Национального собрания места в ПА ОБСЕ наверняка будет что возразить.
Оценить материал:
Средний балл - 2.00 (всего оценок: 1)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева