Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Беларусь: для независимости нужна воля
    Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции…
  2. Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
    Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…


Политика

Слухи о смерти режима сильно преувеличены


Коллаж Светланы Ветровой
Сенсационное выступление Владимира Путина 13 июня породило эйфорию в стане противников Лукашенко. Мол, Кремль, побратавшись с Западом, открыл второй фронт против белорусского режима. Теперь его ждет полная изоляция и неминуемый крах.

Да, для Лукашенко это был шок. Он заговорил только на пятый день. Но заговорил достаточно бодро и уверенно. И стало понятно, что по большому счету ничего не изменилось.

То, что нынешняя кремлевская команда не в восторге от белорусских подходов к строительству союзного государства, не было секретом и ранее. В комментариях политологов стал уже общим местом тезис о том, что с приходом к власти Путина Россия отказалась от формулы "нефть в обмен на поцелуи". Что Москва стала проводить в отношении Беларуси прагматическую политику, основанную на приоритете своих экономических интересов. И что отныне официальному Минску за все придется платить.

Так что, по большому счету, 13 июня в хирургическом центре имени Бакулева в Москве Владимир Путин не сказал ничего такого, что можно было бы назвать откровением для политической публики. Сенсацией стал сам факт столь резкой публичной критики союзника, якобы грезящего о возрождении СССР. Но тут уж белорусский коллега, что называется, давно напрашивался…

Вернемся в прошлый год. Тогда, выждав мучительную для Лукашенко паузу, Кремль таки поддержал его в борьбе за еще один срок правления. Наверняка это было обставлено рядом серьезных условий. Не случайно накануне выборов и на волне победы Александр Григорьевич то и дело артикулировал тезисы о либерализации, приватизации, налаживании отношений с Западом…

Увы, обещаний своих переизбранный президент не сдержал. Реформы настолько противны его натуре, что лучше уж пойти на риск неприятных объяснений с Москвой.

В итоге экономика и сегодня мучится в тех же кандалах. Российские олигархи, примерившиеся к белорусскому нефтехиму, чувствуют себя как ослик, бегущий за морковкой. С Западом официальный Минск разругался вдрызг, выдавив из страны миссию ОБСЕ. Короче, испытательного срока Лукашенко не выдержал. А проникновенная просьба госсекретаря США Колина Пауэлла — помогите, мол, минским товарищам наладить отношения с ОБСЕ! — стала последней каплей, переполнившей чашу терпения Владимира Путина.

Бесспорно, сближение с Западом, интеграция России в цивилизованное мировое сообщество для него несравненно важнее, нежели дальнейшая культивация интеграционного мифа. Тем более что при нынешнем удручающем положении белорусской экономики, ее полнейшей зависимости от России Кремль может уверенно проводить экспансию своих стратегических интересов без чересчур уж затейливых игр в союзное строительство.

Но значит ли это, что официальная Москва действительно начнет, выражаясь по-путински, "мочить в сортире" едва ли не единственного союзника на постсоветском пространстве?

Наверняка нет. Говорить о резкой смене стратегии Кремля в отношении Беларуси я бы не торопился. Российское руководство и год назад вряд ли очень уж верило в перевоспитание Лукашенко "вторым сроком". Но альтернативы, увы, не нашлось. Так что в душе там давно смирились с минским enfant terrible. И выжимают все возможное для обеспечения российских интересов при сохранении статус-кво.

Между тем в стане противников Лукашенко — эйфория. Горячие оппозиционные публицисты вещают, что дни его правления сочтены. Политологи заговорили о возможности номенклатурного заговора. То есть о варианте прихода к власти человека из этой среды при поддержке Москвы.

Впрочем, политическая оппозиция в смелость и таланты номенклатуры после прошлогоднего фиаско "единого кандидата" не очень-то верит. Но и она, оппозиция, ныне расправила крылья. И уже без сомнений провозгласила великий поход в местную власть.

Кстати, на днях вырисовалась наиболее вероятная дата выборов — 2 марта 2003 года. Именно этот день глава Центризбиркома Лидия Ермошина намерена предлагать президенту. И, по версии оппозиции, в сегодняшних условиях, когда почва под ногами Лукашенко зашаталась, муниципальный уровень становится наиболее слабым звеном в его системе власти. Если она не рухнет еще до той даты…

Но те, кто стал уже отпевать власть Лукашенко, кажется, чересчур торопятся.

Рассудим элементарно. Гипотетический кремлевский сценарий его отстранения должен опираться на некую реальную силу внутри Беларуси. Ну не въедут же, в конце концов, на улицы Минска российские танки, чтобы поддержать того или иного ставленника Кремля! Как совершенно верно говорит Александр Лукашенко, Беларусь — суверенное государство со всеми атрибутами. И более удобный для Москвы правитель может быть приведен к власти сугубо легитимным путем. То есть нужные выборы должны обеспечить представители местных элит. А проголосовать должным образом — здешний электорат. А вот с элитами да электоратом как раз и закавыка.

Белорусская номенклатура запугана, разобщена и частично повязана страхом ответственности за содеянное при нынешнем режиме. Прошлогодняя попытка экс-министра и узника Василия Леонова подвигнуть ее, номенклатуру, на свержение "батьки" закончилась явной неудачей. К тому же сейчас в поисках заговоров наверняка усилится работа спецслужб и всей репрессивной машины.

Оппозиция в Беларуси — как бы это деликатнее выразиться? — тоже не отличается мощью и сплоченностью. В своей маргинальной нише она растеряла навыки реальной политической борьбы. У нее катастрофически мало, почти нет настоящих стратегов и политтехнологов.

И наконец, электорат. Лукашенко хорошо его знает. Потому в его выступлении 18 июня на совещании по вопросам интеграции с Россией — том самом выступлении, что можно считать ответом на критику Путина, — прозвучал набор стереотипных пропагандистских заклинаний, рассчитанных на внутреннее потребление. О происках неких врагов интеграции, что хотят вбить клин между Россией и Беларусью. О том, что судьбу союза должны решать не президенты, а народы. И наконец, о том, что "альтернативы союзу наших стран и народов нет и быть не может". Все эти лозунги продолжают действовать на массовое сознание белорусов, в котором сильны патерналистские иллюзии и ностальгия по временам СССР.

Со своей стороны, Владимиру Путину тоже приходится учитывать аналогичные настроения миллионов соотечественников. И после жесткого выступления в Бакулевском центре, по логике, должен последовать некий тактический задний ход. Таковым, пожалуй, уже можно считать телефонный звонок российского президента белорусскому коллеге 18 июня. Путин, в частности, предложил встретиться после 25 июня и вновь поговорить о перспективах союза. Информацию об этом событии в пожарном порядке, без перевода на белорусский язык, зачитала диктор вечерней телепрограммы БТ "Панорама". Вот, мол, видите, все в порядке, дружба союзников не треснула, интеграционный процесс продолжается.

Да, Вашингтон и Москва явно хотели бы видеть в Минске лидера куда более сговорчивого и соответствующего демократическим стандартам. Но без опоры на мощные силы внутри страны Запад и Кремль могут еще долго ходить вокруг да около авторитарного белорусского бастиона.

После холодного душа, что обрушился 13 июня, отношения Лукашенко с Путиным станут более натянутыми, но отнюдь не прервутся. И прогноз насчет того, что белорусский президент возглавит некую антипутинскую оппозицию на постсоветском пространстве, выглядит нереалистичным. Холодной белорусско-российской войны наверняка не будет.

Так что главным противником Лукашенко, похоже, остается время. Вырабатывается ресурс командной экономики. Подрастает новое поколение избирателей, мечтающее о совсем иных стандартах бытия, нежели дедовская "чарка да шкварка". И когда-нибудь они изберут другую власть. Но будет это, судя по всему, не так скоро, как хотелось бы противникам власти нынешней.

МНЕНИЕ ПО ТЕМЕ


РОССИЯ НЕ ОТВОРАЧИВАЕТСЯ ОТ БЕЛАРУСИ,
УВЕРЕН ГЕННАДИЙ СЕЛЕЗНЕВ


Россия не отворачивается от Беларуси, заявил вечером 18 июня в петербургском аэропорту "Пулково" председатель Государственной думы России Геннадий Селезнев. Об этом сообщили российские средства массовой информации.

Сославшись на свою беседу с президентом Владимиром Путиным, Селезнев подчеркнул: "Разговоры о том, что Союз разрушается, не соответствуют действительности". По словам спикера Госдумы, "на самом деле произошло следующее: белорусская сторона уже давно предлагала такую концепцию Конституционного акта, которая не устраивала Россию". "Я раскритиковал ее еще четыре месяца назад", — сказал он. Геннадий Селезнев считал, что концепция будет переделана перед обсуждением ее двумя президентами. Однако оказалось, что Александр Лукашенко прибыл в Санкт-Петербург все с той же старой концепцией Конституционного акта и пытался убедить в ее правильности Владимира Путина, хотя, как отметил спикер Госдумы, "было ясно, что она не подойдет".

Несмотря на все произошедшее, Геннадий Селезнев выразил уверенность в том, что в сентябре рабочая группа создаст тот вариант концепции Конституционного акта, который будет устраивать обе стороны. По его словам, в декабре эта концепция должна быть одобрена. Спикер Госдумы также назвал следующий год решающим для Высшего государственного совета, так как в следующем году пройдут выборы в союзный парламент, будет принят Конституционный акт, пройдет референдум и будет завершено формирование союзных органов.

Еще на эту же тему:


Якія наступствы можа мець апошні скандал у беларуска-расейскіх дачыненьнях?

Інтэграцыйны скандал

"Неадукаванага" Барадзіна хочуць зьняць

Альтернативы Союзу «нет и не будет»

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева