Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Второй тур выборов: пойдет ли Лукашенко на тонкую игру?
    Высокий процент поддержки — это ядро идеологемы «народного президента»…
  2. Самолеты потом: почему откладывают размещение российской боевой авиации в Беларуси
    Лукошенко не хочет будоражить общественное мнение накануне выборов и лишний раз раздражать Запад…


Политика

А.Лукашенко: зачем мне партия власти?


Вчера президент Беларуси провел очередное совещание по вопросам идеологической работы. В основном разговор был посвящен идеям о том, как эту идеологическую работу усилить. Несколько идей были отринуты с ходу — к примеру таких, как создание соответствующих "идеологических" ведомств и подразделений.


Мы предлагаем вашему вниманию репортаж программы "Панарама" Белорусского телевидения по итогам этого совещания.


Дыктар:


— Ідэалагічная работа павінна ісці ад жыцця, а ідэалогія для дзяржавы як імунная сістэма для чалавека. І гэта асабліва падкрэслівае прэзідэнт. Сістэма і тэхналогія ідэалагічнай работы ў краіне ў сучасных умовах сталі галоўнай тэмай сённяшняй нарады ў кіраўніка дзяржавы.


Карэспандэнт:


— Вопрос о том, нужна ли Беларуси своя государственная идеология, давно стал риторическим. Идеология для государства — это то же самое, что иммунная система для человека, неоднократно подчеркивал белорусский президент. Чтобы понять, насколько это утверждение верно, достаточно просто оглянуться вокруг. В том или ином виде идеология существует сегодня в любом государстве, и даже самые сильные и развитые страны мира не рискуют отказаться от этого эффективнейшего инструмента воздействия на умы и чувства своих граждан.


Что касается идеологии белорусского государства, то ее основные составляющие были четко определены еще в марте этого года на семинаре руководящих работников республиканских и местных органов власти.


Сегодня президент вновь пригласил к себе ряд ответственных чиновников, чтобы определить, как основные направления идеологической работы будут реализовываться на практике. Главным предметом для обсуждения должен был стать проект указа президента "О системе государственных органов и иных организаций, осуществляющих идеологическую работу в Республике Беларусь".


Еще в начале встречи А.Лукашенко высказал несколько принципиальных требований к содержанию этого документа, например, в отношении структуры и численности идеологических подразделений в системе исполнительной власти.


А.Лукашэнка:


— Лимит численности работников "вертикали", как я уже часто говорил, должен неукоснительно соблюдаться. И если вы еще не отошли от капэбэшного или капээсэсного мышления, то я весьма сожалею в связи с этим. Это тогда мы числом, а не умением пытались штурмовать высоты, прежде всего, идеологические. Вопрос ставить так нельзя. Дело не в численности. Идеологией должны заниматься не отдельно взятые люди, специалисты первой, второй или какой там категории, а должны заниматься руководители всех рангов. И как они будут организовывать эту работу, мы должны им подсказать, но это уже их дело. Мы будем спрашивать за результат.


Карэспандэнт:


— Не менее однозначно прозвучал ответ президента еще на один вопрос: нужны ли на предприятиях и в организациях штатные идеологи.


А.Лукашэнка:


— Штатные идеологи — нет таких людей. Штатной может быть организация. Может, он и будет идеологом. Не знаю. Но сколько раз повторял и говорю: идеолог — это штучный товар.


Карэспандэнт:


— Впрочем, как выяснилось в дальнейшем, как раз этот штучный товар у нас сегодня в дефиците. По словам зам. главы администрации президента Олега Пролесковского, нехватка профессионалов, способных эффективно заниматься идеологической работой, особенно остро ощущается на местном уровне. Чтобы решить этот вопрос, разработчики проекта указа президента предложили существенно пересмотреть саму структуру идеологической "вертикали", в том числе за счет увеличения штата идеологических работников гор,- и райисполкомов, а также введения должностей зама по идеологии на всех крупных предприятиях и организациях республики.


А. Праляскоўскі:


— Предлагаемая структура — это не скороспелое кабинетное изобретение. Она уже опробована на практике. Указ конкретизирует и детализирует работу всех составляющих идеологической "вертикали", приводит в систему функционирование идеологических структур всех уровней — республиканского, областного и местного.


Карэспандэнт:


— Прозвучавшие аргументы президента не убедили. Подходы, заложенные в проекте указа, А.Лукашенко посчитал формальными и тут же решил перевести разговор в другую плоскость.


А.Лукашэнка:


— Михаил Владимирович, так что ж такое идеологическая работа, как академия наук, ученые определяют, что ж вот это такое? Вот представьте, Вы завтра — заместитель какого-то руководителя, который организовывать будет идеологическую работу. Что делать?


М.Мясніковіч:


— Вопрос состоит как бы из двух больших блоков. Первый — должна быть соответствующая организация, т.е. организационная структура. И второе. Может быть, это звучит несколько, так сказать, старомодно, банально, но должна быть идеологическая платформа, учение, т.е. тот материал, с которым должна работать вся организационная структура.


А.Лукашэнка:


— Понятно. Урал Рамдракович, вот Вы — заместитель руководителя. Мы говорим "идеологическая работа". Вы сидите в кабинете. Что делать? С чего начинать?


У.Латыпаў:


— Это главный вопрос. Почему? Потому что мы можем наверху, на республиканском уровне, на областном, на районном, управлять и можем создать структуру. Но если мы не дойдем до предприятия, до человека, то эта работа впустую.


Карэспандэнт:


— Впрочем, на этом поиск истины не закончился. Казалось бы, элементарный вопрос о том, чем же все-таки должен заниматься идеологический работник, вызвал достаточно разные мнения.


Эдуард Скобелеў:


— Нужно доказать людям, что политика, которая проводится государством, отвечает интересам основных масс трудящихся, это, по существу, осуществление их чаяний и надежд.


Аляксандр Радзькоў:


— Мне кажется, в идеологической работе самое главное — дойти до каждого человека и разъяснить, убедить его в значимости его труда, его позиции.


Карэспандэнт:


— В общей сложности дискуссия о конкретном содержании идеологической работы длилась более часа, однако, внимательно выслушав всех желающих высказаться, А.Лукашенко сделал только один вывод: при таких подходах вся идеологическая работа в стране может, в лучшем случае, свестись к проведению разовых кампаний по промывке мозгов накануне каких-либо политических событий.


А.Лукашэнка:


— В худшем случае это будет обычное словоблудие. Вы так и не дали мне ответ на вопрос: чем же должен заниматься руководитель в трудовом коллективе? Но я только сказал о трудовом коллективе. Я же не зря вопрос ставлю. Вы же мне вносите предложения по формированию "вертикали" идеологических работников. Вер-ти-кали. Вы предлагаете мне узаконить армию людей. Более того, выделить средства, им же нужны средства для существования работы этой, т.е. оплатить это все. Вы это мне предлагаете, и сами сегодня не знаете, чем же будут заниматься эти люди. Если мы сегодня не созрели выработать 20 направлений конкретных работы, типа информирования, трудовое соперничество там и так далее, то давайте выработаем пять-шесть — начнем с этого. Появится что-то новое — возьмем из жизни и будем этим путем идти в том числе. Или рядом с теми путями, по которым мы направлениям будем продвигать идеологическую работу, будем и новый путь. Он должен сам возникнуть из жизни, он не должен быть надуман. Мы не с нуля начинаем. Более того, мы, наверно, вряд ли что-то новое выдумаем. Мы можем только, как Павел Изотович говорит, в этой ситуации приспособить или выбрать уже из арсенала имеющегося, выработанного за века идеологической работы. Может, она не так раньше называлась, может, несознательно, как Князев говорит, проводилась, но арсенал методов, направлений огромен. И надо выбрать из этого арсенала все то, что сегодня в нынешней ситуации нам подходит, и определить вот эти направления деятельности. И еще посмотреть, сможем ли мы поднять эти направления сразу. Вот о чем сегодня речь идет.


Карэспандэнт:


— Президент подверг жесткой критике предложения по увеличению численности тех, кто работает в сфере идеологии. По мнению А.Лукашенко, здесь брать надо не числом, а умением. И для этого в идеологии не должно быть ни формализма, ни излишнего бюрократизма. Именно исходя из этого президент отклонил прозвучавшее предложение о создании при Совете министров специального комитета по делам молодежи.


Не нашло поддержки у главы государство и еще одно предложение — о создании в республике так называемой партии власти.


А.Лукашэнка:


— Зачем мне партия власти? Притом эта идея дискредитировала себя в России. Там три партии власти создавались под конкретных людей. Также? Ну что, и мне идти по этому пути? Я же на эти же грабли наступлю. Хорошая идея, но она дискредитирована. Поэтому ее нельзя сейчас брать. Я ее и не беру. Это все должно сформироваться. Это должно само вызреть. Это нормальная должна быть партия, здравого смысла которая должна политику проводить. Почему вы считаете, что мы во всем правы, определив курс? Надо аккуратней относиться. Идей много, но из массы этих идей, направлений надо выбрать то, — я уже сказал об этом, — что сегодня надо и то, что мы потянуть сможем.


Карэспандэнт:


— Государственная идеология должна учитывать не только процессы, происходящие внутри страны. Позиция Беларуси во внешней политике достаточно принципиальна, она направлена на защиту интересов государства и каждого его гражданина. И это также должно быть отражено в идеологии.


А.Лукашэнка:


— Вы знаете уже все, чего от нас хотят и на что мы пойти не можем: что хочет Россия от нас, что хочет Запад, на что мы можем пойти, на что не можем пойти. Но везде наш интерес, прежде всего, должен быть. Не потому, что я скатился к какому-то национализму. Упаси бог! Упаси бог! Мы были и останемся интернациональными людьми. И я с удовольствием ввел бы завтра валюту евро, доллар еще охотнее, чем российский рубль, если бы такая возможность была. Но я думаю всегда о том, а не возьмут ли нас за горло потом те, кто нам этот рубль дает. И мы будем, как ужи, вертеться и никуда не денемся, как обратно вернуться к той валюте. Мне Путин говорит: если вдруг что, ну чего ты боишься, белорусскую валюту введешь. Я говорю: дорогой мой, при мне уже возвращались к белорусской валюте. Мы знаем, какая это была катастрофа. Тогда народ еще этого не знал. А так она приведет известно к чему. Поэтому я и требую гарантий по всем направлениям, по всем вопросам, как любой другой человек. Что ж, я ради себя там, ради своей власти, чтобы красиво выйти на третий срок, сдам всю страну и всех вас? Нет, я этого не могу сделать. Я это публично говорю. Что мне этого бояться? Власть наша будет только тогда, когда нас будут понимать люди и в результате поддерживать.


Карэспандэнт:


— По мнению президента, идеология белорусского государства должна учитывать весь положительный опыт, накопленный еще в годы СССР. Из него необходимо перенять все самое лучшее.


А.Лукашэнка:


— Вы видите, что без этой работы идеологической (в худшем, кстати, виде) не обходится ни одно государство. Ни одно. Почему мы этого боимся? Я же не говорю, что надо вернуться в целом к той системе, что была. К сожалению, не можем. Но основу можем взять. Она нам понятна. Поэтому никаких оправданий и никаких оглядок. Время ушло, когда мы оправдывались, боялись — то с персоналом, то морально-психологическая работа, то информирование какое-то там и так далее. Идет пропаганда с целью агитации людей. И этого бояться не надо. Да, мы пропагандируем это. Для чего? Для того чтобы агитировать, повести за собой людей. Просто надо жить и работать сегодня. Хлеб убирать надо сегодня, а не завтра. Идеологию надо формировать сегодня, а не завтра, чтобы потом отморозки не пришли, а если придут, то иммунитет будет настолько выработан, что они наш народ не потянут так, как в начале 90-х, неизвестно куда. Поэтому надо четко определить, что мы будем делать. Идти надо от жизни. Спокойно идти. Не должно быть советского, коммунистического экстремизма — то, что нам когда-то было свойственно. Вот этого нельзя передавить. В идеологии не передавишь. В идеологии тысячу раз порой по некоторым вопросам надо поговорить с человеком и убедить. Здесь главное оружие — убеждение.


Карэспандэнт:


— А.Лукашенко поручил доработать представленный сегодня проект указа президента, а также разумно, спокойно и без перехлестов продолжить работу по выстраиванию стройной системы идеологической работы, уточнению ее форм и методов.


А.Цімашэнка, АТН.


Дыктар:


— Тэма ідэалагічнай работы на слыху ўжо даўно. Як паказваюць сацыялагічныя даследванні, грамадства разумее важнасць існавання дзяржаўнай ідэалогіі. Але ёсць апасенні, каб ідэя і яе ўвасабленні не патанулі ў чыноўніцкім фармалізме.
Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева