Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Демсилы предлагают парламентариям демократизировать избирательное законодательство
    Подготовленный ими законопроект меняет практику проведения выборов в Беларуси…
  2. Владимир Некляев: Россия готова к реализации в Беларуси украинского сценария
    Россия — поезд в туннеле, из которого нет выхода, и мы в прицепном вагоне к этому поезду…


Политика

Белорусов поднимают на борьбу с российским империализмом

 

Глава Счетной палаты России, а некогда российский премьер-министр Сергей Степашин сделал в Минске, где проходит сессия Совета руководителей высших органов финансового контроля стран СНГ, сугубо политическое заявление. Мол, никто в Москве не ставит и не ставил вопрос о том, чтобы Беларусь вошла в состав России. Мол, он не слышал о том, что Беларусь должна стать субъектом Российской Федерации, ни от Ельцина, ни от Путина.

"Для поддержания безопасности Беларусь является стратегическим партнером России. Создавать новую систему безопасности без Беларуси будет чрезвычайно тяжело и дорого", — сказал в качестве доказательства того, что у России нет цели инкорпорировать в свой состав Беларусь, Степашин.

При этом он отметил, что услышал из уст Александра Лукашенко, который встретился 5 сентября с главными эсэнгэшными финконтролерами, некоторые критические оценки относительно курса Москвы по отношению к Беларуси. "На это у него есть право", — сказал Степашин. Вместе с тем он заявил, что, как бы сегодня ни пытались критиковать курс Москвы в белорусско-российских контактах, министр иностранных дел России Сергей Лавров и президент Владимир Путин первыми поддержали Беларусь (читай: белорусское руководство) после президентских выборов.

Неизвестно, как там в политическом закулисье, а публично действительно на тему присоединении Беларуси к России (дескать, так должно быть) в Москве говорит, причем регулярно, лишь Владимир Жириновский. А в Беларуси о том, что так вполне может быть, — оппозиция. По мнению политических противников Александра Лукашенко, он не может быть гарантом независимости. Хотя белорусский президент неоднократно заявлял, что Беларусь никогда не войдет в состав России не целиком, ни частями и что в переговорах с тамошним руководством независимостью он не торгует.

4 сентября лидер демократических сил, экс-кандидат в президенты Александр Милинкевич в обращении к белорусам сделал заявление о том, что в ближайшие месяцы, возможно, пройдет референдум по проекту Конституции Союзного государства и созданию единого государства с Россией. По мнению политика, в рамках нового образования судьбу белорусов "станет решать союзное руководство, где у нас будет намного меньше голосов, чем у соседей". "Опять за разрешением на все будем ездить на поклон в столицу России", — предупреждает Милинкевич.

По его словам, "с соседом надо дружить, сотрудничать, торговать, уважать друг друга, но зачем снова делать коммунальную квартиру, стремиться жить не своим, а чужим умом? Посмотрите на сегодняшний мир: богаче всего живут люди в небольших государствах, где немного природных ресурсов. Ведь живут по своей воле в свободе для себя, а не для иностранного дядьки".

Милинкевич призвал сограждан сохранить Беларусь независимой: "Мы построим европейскую Беларусь, которая будет для всех нас уютным домом, а для наших соседей надежным мостом сотрудничества, но никогда — проходным двором или разменной монетой".

И в этот же день Партия БНФ обсудила проект концепции создания блока "За независимость" и проведения одноименного форума. Предполагается, что председателем оргкомитета блока станет Александр Милинкевич. Среди основных целей форума и блока — засвидетельствовать перед белорусским обществом, всемирной общественностью и Россией волю белорусской гражданского общества; консолидировать вокруг такой ценности, как независимость, политические и общественные структуры, преодолев послемартовский кризис; вернуть понятию "независимость" его смысл и усложнить его использование властью.

В белорусской оппозиции говорят, что, да, никаких конкретных шагов по присоединению Беларуси к России не предпринимается, однако когда они будут совершены, организовать масштабное сопротивление инкорпорации в короткий срок будет сложно. Белорусское общество тяжело на подъем. Тем более что в случае такого развития событий все будет обставлено отнюдь не как явное вхождение Беларуси в состав России.

Процесс инкорпорации может быть организован закамуфлированно для обывателей и поэтапно. Его началом может стать принятие Конституционного акта в варианте, выгодном Москве.

Однако еще в конце июня 2006 года госсекретарь Союзного государства Павел Бородин сообщил, что процесс работы над проектом союзной Конституции практически завершен. Он надеялся, что актовый референдум может пройти осенью этого года. Бородин тогда выразил надежду, что в июле-августе состоится заседание Высшего госсовета Союзного государства, на котором будут утверждены конкретные даты его проведения. Однако этого не произошло.

И теперь непонятно, когда такой плебисцит может пройти одновременно, как предполагалось, и в России, и в Беларуси. Дело в том, что в России 2 декабря 2007 года пройдут парламентские выборы, а по тамошнему законодательству проводить референдум в течение года до выборов нельзя. То есть референдум по Конституционному акту должен состояться там до декабря 2006 года. А если учесть, что в 2008-м в России пройдут еще и президентские выборы, то перспектива принятия союзной Конституции весьма туманна.

Белорусские власти, выступавшие за Конституционный акт без должности президента Союзного государства, которая явно придумана не для Лукашенко, похоже, сумели затянуть процесс принятия этого документа на несколько лет. Как результат — возникли проблемы с российским газом.

Даже если угроза независимости Беларуси преувеличена, укрепить эту самую независимость как ценность в общественном сознании не помешает. А заодно это может принести оппозиции кое-какие политические очки. Не раз по-пиаровски эксплуатировал эту тему и наверняка продолжит это делать, но в чуть других нюансировках, чем демократы, и президент. Причем здесь обратный процесс: Лукашенко таким образом укрепляет независимость.

Электоральная почва для всего этого благодатная. Согласно опросу, проведенному в июне НИСЭПИ (Вильнюс, Литва), на гипотетическом референдуме об объединении Беларуси и России сегодня проголосовали бы "за" 44,9% белорусов. В конце 2003 года, для сравнения, таковых было 57,5%. Соответственно стало больше противников объединения — с 23,8% до 28,9%, а также тех, кто вовсе не стал бы голосовать на таком референдуме, — с 8,6% до 13,8%. 12,4% наших граждан еще не определились.

Что касается референдума по собственно Конституционному акту, который повлечет за собой более тесную интеграцию, то "за" проголосуют 35,1% белорусского населения, "против" — 15,2%, не станут голосовать — 9,5%, посмотрят по обстоятельствам — 35,3%.

Большая доля неопределившихся понятна: народ просто не знает, что собой представляет этот самый Конституционный акт. И наверное, толком или не узнает, или не разберется.

Между тем 65,4% белорусов считают, что российское руководство хочет, чтобы Беларусь вошла в состав России и перестала быть независимой страной. Кстати, еще в конце прошлого года ответивших так было 46,9%.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева