Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Премьер Мясникович гадает: учить английский или вьетнамский?
    Беларусь, которую теснят на российском рынке, вынуждена идти в третий мир…
  2. Что делать оппозиции, если спроса на альтернативу нет?
    На данный момент налицо состояние апатии: люди ушли в частную жизнь, проблемы большого общества, государства, демократии их мало волнуют…

Политика

Помилование Козулина ставит Запад перед выбором

 

Помилование экс-кандидата в президенты Александра Козулина стало, безусловно, главным внутриполитическим событием последних месяцев в Беларуси и, не исключено, будет оставаться таковым вплоть до назначенных на 28 сентября выборов в Палату представителей.

Практически все независимые обозреватели связывают гипотетическое улучшение отношений Беларуси с Западом именно с этими двумя обстоятельствами — освобождением политзаключенных и степенью демократичности выборов, пишет БелаПАН.

Справедливости ради следует отметить, что указ о помиловании Козулина от 15 августа не оказался слишком уж большой неожиданностью. 11 августа А.Козулина в колонии посетил глава офиса ОБСЕ в Минске Ханс-Йохан Шмидт, а еще через два дня у посла Германии Гебхардта Вайса состоялась встреча в президентской администрации. Детали, как водится, не сообщались. Но аналитики напомнили, что после предыдущих аналогичных консультаций было освобождено большинство активистов оппозиции, осужденных, как считал Запад, по политическим мотивам. Поэтому было высказано логичное предположение, что в ходе данных переговоров дискутировалась ситуация с А.Козулиным.

Выход на свободу бывшего кандидата в президенты международное сообщество оценило позитивно, но сдержанно. Этот шаг властей приветствовали еврокомиссар по внешней политике и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер, Госдепартамент США, министры иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и Литвы Пятрас Вайтекунас; аналогичное заявление сделала председательствующая в Евросоюзе Франция. Однако все подчеркнули, что ожидают дальнейших позитивных шагов, в том числе немедленного освобождения остальных белорусских политзаключенных.

Факт упомянутых закрытых переговоров позволяет предположить, что речь на них шла о каком-то компромиссе. Основными желаниями официального Минска являются отмена экономических санкций и снятие визовых ограничений для большой группы высокопоставленных чиновников. В том, что эти темы обсуждались, трудно сомневаться. Но, судя по осторожности упомянутых заявлений представителей Запада, окончательного согласия на этот счет достигнуто не было.

Тем не менее, освобождение состоялось. Что же вынудило белорусское руководство пойти на такой шаг? Ясно, что к маневрам на международной арене правящую верхушку подталкивает прежде всего неудовлетворительное состояние экономики. Во время недавнего доклада правительства об итогах работы за первое полугодие и проектах прогноза социально-экономического развития на 2009 год А.Лукашенко выразил беспокойство по поводу того, что во втором квартале, по сравнению с первым, "замедлилась динамика роста в основных отраслях". И это при нынешней, чрезвычайно щадящей цене на газ! Нетрудно представить, что произойдет, если она, как об этом постоянно твердят в Москве, повысится минимум до 200 долларов.

В связи с этим некоторые представители оппозиции и независимые политологи пришли к заключению, что рассматриваемый жест — помилование Козулина — был рассчитан главным образом на Москву, чтобы продемонстрировать нормализацию отношений с Евросоюзом и США. Причем этой же цели якобы служила и "фигура умолчания" Минска в отношении войны России с Грузией. Дескать, на фоне того обстоятельства, что Кремль оказался в этом вопросе почти в полной международной изоляции, возможность "ухода" Беларуси заставит его пойти на уступки.

Конечно, такой расчет мог иметь место, однако едва ли он был единственным или хотя бы основным. Не менее вероятной выглядит такая версия: Москва отвергает все предложения Минска и жестко ставит категорически неприемлемые для него условия, вроде перехода на российский рубль и/или принятия конституционного акта "союзного государства" в российской трактовке.

Поиск партнеров среди стран "третьего мира" к серьезным результатам не привел: ни Китай, ни Венесуэла, ни Иран с другими государствами Персидского залива в обозримом будущем никак не смогут заменить нашей стране Россию как источник сырья и рынок. Остается Запад. И, действительно, белорусское руководство все последние месяцы всячески пыталось с ним подружиться. В первую очередь это выражалось в многочисленных заверениях в абсолютной честности предстоящих выборов. Другое дело, что, к сожалению, на данный момент эти заверения слабо подкрепляются реальными действиями, хотя, надо признать, незначительные положительные сдвиги все-таки имели место.

Поэтому западное сообщество вновь оказывается перед выбором. Закрыть глаза на несоответствие избирательной кампании общепринятым демократическим стандартам и, воспользовавшись освобождением А.Козулина, пойти навстречу белорусским властям? Или продолжать твердо придерживаться собственных основополагающих принципов?

Отметим, что второй подход минувшей весной привел к резкому ужесточению внутренней политики белорусского руководства. Есть и еще одно обстоятельство, которое наверняка держит в уме Запад: в случае продолжения изоляции Беларусь может быть окончательно втолкнута в крепкие российские объятья.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева

Интересные Факты

Загрузка ...