Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Государство для народа. Белорусская власть руководствуется принципом безответственности
    Именно поэтому белорусская модель несовместима с развитием…
  2. Беларусь: для независимости нужна воля
    Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции…


Политика

Минск выставил Кремлю счет за Абхазию


Спикер Госдумы Борис Грызлов вновь дунул на тлеющие угли деликатной проблемы. Во время визита в Сухуми он попенял белорусским властям: мол, тянут резину с признанием Абхазии и Южной Осетии. Минск не остался в долгу и выставил целый список встречных претензий. Аналитики говорят о политическом торге, о цене признания в буквальном смысле.

Итак, г-н Грызлов позволил себе заметить, что «Беларусь слишком долго готовится к этому вопросу».

АбхазияВопрос, действительно, уже с бородой. В Кремле рассчитывали на такой шаг Минска еще по горячим следам прошлогодней войны с Грузией. Россия уверена, что признать вслед за ней независимость этих двух республик Беларуси просто-таки велит союзнический долг.

Возможно, что в привычной обстановке конфронтации с Западом Александр Лукашенко поддержал бы страну-союзницу без особых колебаний. Но кавказская война совпала с зарождением нового курса ЕС по отношению к Беларуси. Долгожданный шанс разморозить отношения с Европой совсем не хотелось упускать из-за, в общем-то, чужого в восприятии белорусских властей конфликта.

И Минск мастерски подвесил вопрос. Тем более что представители ЕС и Вашингтона весьма прозрачно намекнули: признаете — с потеплением будут проблемы. Особенно досталось на орехи от Москвы за такого рода «ультиматум» Карелу Шварценбергу — министру иностранных дел получившей председательство в ЕС Чехии.

В последние недели коллизия, казалось бы, притупилась. Беларусь приняли в новую программу ЕС «Восточное партнерство». После этого глава представительства Еврокомиссии в Украине и Беларуси Жозе Мануэль Пинту Тейшейра примирительно заявил: хотя Брюссель и не собирается признавать независимость Южной Осетии и Абхазии, «этот вопрос не является частью диалога между Беларусью и Евросоюзом и не обусловливает развитие наших отношений».

С другой стороны, и Москва устами посла Александра Сурикова недавно подчеркнула, что признание кавказских республик — «суверенное право любой страны, в том числе Беларуси. Мы здесь никакого давления не оказываем».

Выговор из уст Грызлова, однако, показывает, что на самом деле недовольство Кремля (глава Думы, как вы понимаете, не рискнул бы заниматься отсебятиной) никуда не улетучилось.

Московскому спикеру тут же дал вежливую, но внушительную отповедь минский коллега. В интервью агентству «Интерфакс-Запад» 19 мая председатель Совета Республики Борис Батура, во-первых, заметил, что о некой просрочке говорить в принципе неуместно, «ведь нигде и никогда эти сроки не назывались. Во всяком случае, белорусской стороной».

Во-вторых, глава верхней палаты огласил пространный список встречных претензий Минска. В частности, Москве напомнили, что она не выполняет обещаний, прозвучавших на февральском заседании Высшего госсовета Союзного государства (особенно по части доступа белорусских товаров на российский рынок), что «нет движения по отмене таможенной пошлины на нефть», что «российская сторона до сих пор не представила позицию по белорусским предложениям о переходе во взаиморасчетах на российский рубль» (читай: не дала кредита в своей валюте) и т.д. В общем, есть «конкретные вопросы экономического характера, решения по которым откровенно затягиваются российской стороной».

Какое это имеет отношение к проблеме признания кавказских республик? По мнению независимых белорусских политологов — прямое. Минск без ложной стыдливости ведет политический торг. И лишний раз напоминает, что у выражения «цена вопроса» есть вполне буквальный смысл.

По сути, открытым текстом сформулировал это в тот же день другой представитель белорусского парламента — председатель комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Виктор Гуминский.

«Это нерядовой вопрос, за которым следуют далеко идущие последствия. Поэтому сегодня мы можем ставить вопрос, насколько одна сторона — Беларусь готова к тем возможным последствиям, которые наступят. А другая сторона, я имею в виду Россию, готова компенсировать то, что может наступить для нашей страны», — так прокомментировал депутат суть дилеммы признания/непризнания Абхазии и Южной Осетии.

Выставлением встречных претензий Москве белорусские власти, во-первых, аргументируют отсрочку признания, считает минский политолог Юрий Чаусов. Можно уловить и такой подтекст: поскольку вы, россияне, не столь щедры, как хотелось бы, у нас, мол, нет другого выхода, кроме как идти на сближение с Западом, искать там помощи в разгар кризиса.

Во-вторых, по мнению Чаусова, поскольку «официальный Минск уже «продал непризнание», то есть получил место в «Восточном партнерстве», то теперь он пытается «продать признание». Эксперт считает, что в итоге — скорее всего до конца года — Беларусь признает Абхазию и Южную Осетию.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Трон "усянароднаабранага" хістаецца, патрэбныя грошы ! Вось і ідзе гадаль як на базары.
  • Если подытожть, то в бюджете Беларуси, появились новыя статья дохода "ВЫМОГАТЕЛЬСТВО"...
  • Нешта я не заўважыў у гэтага эксперта растлумачання такога тэрміна. Просты пералік цытат і пажаданняў. А да канца года ці ішак памрэ, ці шах, ці Хаджа.
  • Эксперт считает, что в итоге — скорее всего до конца года — Беларусь признает Абхазию и Южную Осетию. И станет еще большим посмешищем, составив скудной группке из Хамаса, Хезболлы и России компанию. Никарагуа уже мается. Парламент так и не утвердил инициативукоменданте Ортеги.
  • Цікава толькі, нашто Маскве гэтакае "прызнанне"? Што, пасля Беларусі ўсе кінуцца "прызнаваць"? Малаверагодна. Да і самой Расіі, як здаецца", кампанія прызнанняў не вельмі патрэбна. У пэўным сэнсе яна дасць больш самастойнасці (ці магчымасці яе з"яўлення) ад Расіі. Так што пытанне тут непасрэдна ў Беларусі. У яе перспектывах на заходнім напрамку.
  • Крызіс. Усім хочацца танней купіць і даражэй прадаць. Але цалкам сітуацыя складаецца на карысць зацягвання працэсу прызнання. Мінск ходзіць па кірмашу, прыцэньваецца, свае паслугі прапаноўвае. Еўропа цэну падымае. Расія нервуецца - "кліента перахопяць".