Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Беларусь: для независимости нужна воля
    Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции…
  2. Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
    Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…


Политика

Официальный Минск пытается разубедить Европу в политизированности дела Автуховича


уголовное делоУголовное дело в отношении волковысских предпринимателей, как известно, имеет закрытый характер — с материалами расследования в полном объеме не могут ознакомиться ни сами обвиняемые, ни даже их адвокаты. Первой и самой продолжительной реакцией на эту закрытость стала, естественно, версия о политическом характере дела. У того же Автуховича отношения с властью не складываются давно.

Николая Автуховича, Владимира Осипенко и Юрия Леонова белорусская оппозиция называет политзаключенными со всеми вытекающими из этого статуса «побочными эффектами» — уличными акциями солидарности и многочисленными обращениями в европейские и международные структуры.

Евросоюз, кстати, за волковысским делом следит достаточно внимательно. Но однозначного мнения — признавать Автуховича и Ко политзаключенными или нет — не выработал.

С одной стороны, Европа прекрасно понимает, что у официального Минска большой опыт политического преследования оппонентов. С другой же, есть понимание и того, что одномоментно выключить такой механизм из существующей авторитарной модели управления государством сложно. Пересмотр системы взаимоотношений государства с обществом, особенно с той частью, которая к государству настроена хронически критично, требует немалого времени. С момента же обозначения белорусской властью такой возможности времени прошло относительно немного. И Евросоюз не раз давал понять, что подгонять и торопить официальный Минск если и будет, то очень осторожно.

Укрепляет это мнение и занятая в отношении волковысских предпринимателей позиция «Международной амнистии» — правозащитный маяк шлет весьма четкие и недвусмысленные сигналы, что на данный момент не считает Автуховича, Осипенко и Леонова политзаключенными. Мол, у них слишком мало информации, так как дело носит закрытый характер.

Вместе с тем, белорусские власти вынуждены считаться с международным резонансом дела волковысских предпринимателей и учитывать политический подтекст. Точнее, власти прилагают усилия, чтобы от этого подтекста избавиться.

Для внутреннего потребителя, вероятно, будет достаточно раскрыть некоторые шокирующие подробности дела, как-то подготовку Автуховичем покушения на жизнь гродненского губернатора Савченко и замминистра по налогам и сборам Каменко. Добавьте сюда ранее озвученные факты якобы осуществленных Автуховичем поджогов собственности ряда должностных лиц, умножьте это на творческие способности работников государственных СМИ, и перед глазами обывателя предстают не жертвы политических репрессий, а уголовники чистой воды.

Разубедить Европу в политизированности дела волковысских предпринимателей несколько сложнее. К заявлениям официальных лиц Беларуси там относятся с разумной долей скепсиса, хотя и заявления отечественной оппозиции безоглядно на веру уже не принимают.

Мартин ФинкеМартин Финке — профессор кафедр уголовного права, уголовно-процессуального права и восточного и советского права различных университетов Германии. Автор множества публикаций и книг по уголовно-правовым аспектам сравнительного правоведения, инициатор и организатор специальных программ и семинаров с юридическими вузами ряда постсоветских стран. На пенсии с 2006 года.
Выходом в такой ситуации может быть независимое мнение третьей стороны. Именно так, судя по всему, следует воспринимать пребывание в Беларуси 8-10 июля немецкого эксперта уголовного и уголовно-процессуального права Мартина Финке, который ознакомился с делом волковысских предпринимателей и сделал экспертное заключение.

Как объяснил сам Финке в интервью БелаПАН, к нему обратилась ОБСЕ, которая, в свою очередь, получила соответствующий запрос от белорусского правительства.

Мартин Финке заявил, что необходимость в экспертном заключении «никак не объяснялась», и, поскольку дело закрытое, он не может говорить о своей работе. «Я согласился сделать заключение и обязался не распространяться о деле, поскольку это противоречило порядку судопроизводства, в частности, с точки зрения защиты», — указал он.

По словам эксперта, он дал заключение, «опираясь на мнение причастных должностных лиц, которое было ими изложено, и материалы дела». Финке отметил, что не читал все документы, поскольку дело занимает «десятки тысяч страниц». «Но все, что я хотел увидеть, я видел», — подчеркнул специалист.

Причины приглашения немецкого эксперта очевидны — Европе необходимо предоставить убедительные доказательства того, что дело волковысских предпринимателей не политическое, а сами предприниматели — не политзаключенные. И хотя Мартин Финке не стал комментировать результаты своей работы и выводы, которые он сделал в заключении по делу, доходящая до заинтересованных лиц информация говорит о том, что результатами работы эксперта официальный Минск может быть доволен.

Юрист, доверенное лицо семьи Автуховичей Олег Волчек о приезжавшем в Беларусь немецком эксперте узнал случайно от своих западных коллег, которые интересовались его мнением относительно сделанного Финке заключения.

По словам Волчека, в докладе немецкого эксперта отмечается, что Автухович, Осипенко и Леонов были задержаны законно, никаких нарушений законодательства в данном деле нет, а опасения белорусских правозащитников, демократического сообщества и европейских политиков в политическом характере дела и многочисленных нарушениях беспочвенны.

При этом юрист отмечает, что уголовно-процессуальное законодательство Беларуси не предусматривает возможности знакомства с делом сторонних экспертов в таком объеме, который был предоставлен Мартину Финке. Тем более, что такой возможности до сих пор не получили адвокаты задержанных предпринимателей.

В частности, защитник Автуховича Павел Сапелко заявил, что если немецкому эксперту действительно предоставляли для изучения материалы дела, то это является «вопиющим беззаконием». «Даже мне, защитнику, не предоставляют никаких материалов, кроме предусмотренных законом — это определенного рода постановления, процессуальные документы», — сказал Сапелко.

К тому же немецкий эксперт не встречался ни с самими арестованными, ни с их адвокатами, а делал выводы исключительно по материалам уголовного дела (а там, наверняка, с точки зрения законодательства все было в полном ажуре) и мнение «причастных должностных лиц» (которые, понятное дело, лишнего не скажут). К тому же, столь сложное дело немецкий эксперт изучил и проанализировал всего за пару дней.

Доклад Мартина Финке, говорят, сейчас активно гуляет в кулуарах Европарламента и других евроструктур. Учитывая, что Финке пригласила ОБСЕ, фигура самого эксперта недоверия у Брюсселя вызывать не должна, а, следовательно, сделанные им выводы по делу волковысских предпринимателей могут вскоре трансформироваться в официальную точку зрения.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева