Другие материалы рубрики «Политика»

  1. ЦИК призвал оппозицию поактивнее готовиться к президентским выборам
    Действующая белорусская власть активно работают над подготовкой к выборам, чего не скажешь об оппозиции...
  2. Государство для народа. Белорусская власть руководствуется принципом безответственности
    Именно поэтому белорусская модель несовместима с развитием…


Политика

Майкл Скэнлан: у США есть желание вести диалог, но его развитие зависит от действий Минска

 

Эксклюзивное интервью информационной компании БелаПАН с временным поверенным в делах США в Беларуси Майклом Скэнланом.

Майкл Скэнлан

Майкл Скэнлан. 48 лет. Родился в Вашингтоне. Карьерный дипломат. Занимал посты в дипмиссиях США в Украине, Казахстане, Кыргызстане, России и на Балканах. До назначения в Беларусь работал в Киеве (Украина). В нашу страну прибыл 30 июня. Владеет русским языком.

— Расскажите, пожалуйста, о своих планах на посту главы миссии США в Беларуси. Какие основные задачи Вы ставите перед собой на этой должности?

— Моя главная обязанность — руководить посольством США здесь, в Минске. Когда я получил назначение сюда, моей первой задачей было прояснить статус посольства, а точнее числа американских дипломатов, которые смогут работать здесь, что определяет возможности посольства. Как вам известно, мы бы хотели восстановить здесь то количество сотрудников, какое имели раньше. Но, приехав сюда, я узнал, что это невозможно, по крайней мере, в ближайшем будущем. Это было сказано нам представителями белорусских властей.

Так что моей главной задачей в первые месяцы было организовать работу посольства, исходя из того, что мы вынуждены работать в уменьшенном составе. Нам пришлось сузить сферу нашей деятельности.

— Какие проекты пришлось сократить?

— Наши отношения с любой страной, в том числе и с Беларусью, многогранны. Но, например, один из насущных вопросов — это предоставление консульских услуг. К сожалению, из-за ограниченной численности сотрудников посольства, вызванного решением вашего правительства, мы не можем полноценно оказывать визовые услуги. Мы сожалеем, что это создает неудобства белорусам, которым приходится ехать в Киев и Москву, чтобы получить визу. Но такова реальность.

Пострадали и другие программы. Образовательные обмены, контакты в военной сфере, сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью, развитие коммерческих отношений — все они требуют поддержки со стороны посольства, что предполагает наличие определенного числа сотрудников.

— Белорусские власти увязывают вопрос о восстановлении численности американских дипломатов в Минске с отменой экономических санкций, которые Министерство финансов США ввело в отношении концерна «Белнефтехим». В ноябре Минфин вновь будет пересматривать данный вопрос. Можно ли ожидать их отмены?

— Это две совершенно разные вещи. И в ходе своего визита помощник госсекретаря Гордон подчеркивал во время встреч с представителями гражданского общества, политических партий, правительства, что эти два вопроса не связаны друг с другом.

Вопрос санкций — очень специфический. Мы готовы его обсуждать, готовы вести диалог с белорусскими властями о том, как достигнуть прогресса в этом вопросе. Администрация Обамы готова строить многогранные отношения. Об этом заявляла и предыдущая администрация США. Правительство Беларуси знает о том, что США беспокоят проблемы в области прав человека в Беларуси, избирательного законодательства. Но это не значит, что несмотря на различное отношение к вопросу о санкциях мы не можем продолжать сотрудничать в других сферах, где у нас есть взаимный интерес: в торговле, программах обмена, борьбе с транснациональной преступностью. Но это опять же предполагает нормальное количество сотрудников в посольстве.

— Чья стратегия в отношении Беларуси, на Ваш взгляд, на данный момент более успешна — Евросоюза или США?

— Мне кажется, что это неправильная постановка вопроса. У нас с Европейским союзом схожие точки зрения, схожие обязательства, принципы и ценности, что отражено и в принципах ОБСЕ, членом которой является и Беларусь.

Конечно, ЕС и США — разные субъекты. У нас процесс принятия решений различается, но мы разделяем точку зрения, цели, взгляды друг друга. Мне кажется, прекрасный пример этого — визит помощника госсекретаря Гордона. Он встретился с представителями гражданского общества, политическими партиями, чтобы подчеркнуть нашу приверженность принципам, которые важны для существования демократического общества. Он встретился и с высокопоставленными государственными чиновниками, чтобы донести наше мнение о том, что наши отношения с Беларусью должны быть многогранны. Мы демонстрируем свой интерес, и его визит был демонстрацией этого интереса. Сейчас мы ждем ответной реакции белорусского правительства.

Но Гордон также встретился с послами ЕС, чтобы поделиться с ними результатами состоявшихся дискуссий. Это еще раз подчеркивает, что у нас схожий подход, что мы работаем в тандеме. За эти два месяца, что я здесь работаю, я уже несколько раз встречался с европейскими послами, съездил в Брюссель.

— Но все же складывается впечатление, что диалог Беларуси с ЕС развивается более активно, чем с США. Недавно, например, белорусский президент находился с визитом в Литве…

— И мы приветствуем этот диалог. Словацкий министр иностранных дел приезжал сюда. Наш помощник госсекретаря тоже приезжал сюда. Насколько мы знаем, собирается приехать эстонский министр иностранных дел. Диалог всегда очень важен. Президент Обама также подчеркнул этот принцип в своей речи в Каире. Не надо путать дискуссию с реальными результатами. И мы, и Европейский союз демонстрируем желание вести диалог с Беларусью, но развитие наших отношений будет зависеть от действий.

— Можно ли ожидать, что США отменят или хотя бы временно приостановят действие визовых санкций в отношении белорусских чиновников?

— Пока еще рано делать предположения. Эти решения будут приниматься в ноябре с учетом действий, предпринятых белорусским правительством. Решение будет зависеть от того, как сложится ситуация.

— Проработав в Беларуси два месяца, как Вы можете оценить политическую и экономическую ситуацию в Беларуси?

— Очевидно, как и в любой стране, эти две сферы очень тесно связаны. Как и в моей стране, и в большинстве других, в Беларуси самый главный вопрос — это экономический кризис, который повлиял на всех нас. Обсуждения, которые ведет Беларусь с МВФ и Всемирным банком, — это правильный путь для определения того, что нужно сделать, чтобы Беларусь двигалась вперед.

Я думаю, что большим вопросом является вопрос экономической реформы. Заключение любого последующего соглашения по кредиту stand-by предполагает проведение в Беларуси экономических реформ, в том числе и в сфере приватизации. Мы приветствуем участие Беларуси в этих переговорах. Это позволит Беларуси продвинуться вперед к выходу из кризиса. Мы все сейчас должны принимать сложные решения для выхода из кризиса.

— Раз Вы затронули тему приватизации, то насколько американский бизнес заинтересован в том, чтобы прийти на белорусский рынок?

— Этот вопрос мне задают не в первый раз. Я недавно побывал в Гродно. И там меня тоже спрашивали — чем могут заинтересоваться американские бизнесмены. И я дам вам тот же ответ, что дал и в Гродно — не американское правительство решает, что делает американский бизнес. Бизнес почти везде в мире является частным, и бизнесмены сами решают, что их интересуют.

— Правильнее было бы спросить, что Беларусь может предложить, чем может заинтересовать иностранных предпринимателей?

— Мир — это один большой рынок, и люди будут инвестировать только в том случае, если это более целесообразно делать здесь, а не где-то еще. Шаги по развитию частного сектора и рыночной экономики — это лучшее, что может сделать Беларусь для привлечения бизнеса. Бизнесмены предпочитают работать в рыночных условиях.

Мы приветствуем диалог правительства с МВФ. Ключевую роль здесь будет играть открытый и прозрачный процесс проведения приватизации. Это привлечет наибольший интерес и обеспечит получение наилучшей цены.

Но здесь вопрос заключается не только в развитии частного бизнеса, но и в создании рыночной экономики, в которой частный бизнес будет процветать.

— А чем для американцев может быть привлекательна Беларусь?

— Я не бизнесмен. Только когда ты вкладываешь свои деньги во что-то, ты оцениваешь возможности и риски. Только бизнес и бизнесмены могут оценить. В этом плане замечательным примером является Польша, где развивали частный сектор, что обеспечило положительные результаты.

— После того, как в прошлом году произошел инцидент с Татьяной Козыро, Беларусь приостановила программы оздоровления в США и предложила подписать соглашение об условиях поездок детей. На какой стадии сейчас находятся переговоры? Когда может быть подписано соглашение?

— Эта ситуация произошла с одним конкретным человеком. Наша позиция немного отличается от позиции белорусского правительства по вопросу того, как должны реализовываться эти программы. Именно это является темой переговоров между Вашингтоном и Минском. Обсуждения продолжаются. Какой будет результат, я пока не знаю, но думаю, что от разрешения этого вопроса выиграли бы дети. Я не могу делать никаких прогнозов, поскольку не являюсь участником переговоров. Диалог ведется между юристами в Вашингтоне и Минске.

— А какие планы у посольства по развитию культурного и образовательного сотрудничества?

— Культурные и образовательные обмены являются бесценными для обеих сторон. Мы стараемся делать как можно больше, принимая во внимание ограниченное количество сотрудников нашего посольства. Мы хотели бы проводить гораздо больше образовательных программ, потому что если Беларусь ищет пути выхода из кризиса, продвижения дальше в направлении экономических реформ, приближения к рыночной экономике, то система высшего образования должна поддерживать этот процесс. Очень важно иметь такие программы как МБА, такую систему образования, которая была бы близка к Болонскому процессу, потому что если здесь будут присутствовать иностранные инвесторы, они будут искать людей с такой, знакомой им квалификацией.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • это и называется реальной политикой, и гражанское общество принимает в этом активное участие. А госсекретарь Гордон встречался с представителями несуществующего гражданского общества - именно в этом суть всех наших проблем.
  • "Мне кажется, прекрасный пример этого — визит помощника госсекретаря Гордона. Он встретился с представителями гражданского общества, политическими партиями, чтобы подчеркнуть нашу приверженность принципам, которые важны для существования демократического общества. Он встретился и с высокопоставленными государственными чиновниками, чтобы донести наше мнение о том, что наши отношения с Беларусью должны быть многогранны. Мы демонстрируем свой интерес, и его визит был демонстрацией этого интереса. Сейчас мы ждем ответной реакции белорусского правительства." Непонятно, почему наше правительство медлит - нужно срочно (в благодарность и в качестве ответной реакции) отправлять помощника Мартынова в США, чтобы он встретился с различными представителями гражданского общества (в штатах более 100 партий и многие из них клеймят демократов и республиканцев на чем свет стоит), а также передал ряд пожеланий американскому правительству и обществу. И мы тоже всё хорошо "продемонстрируем".