Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Даст ли Лукашенко отмашку печатать пустые деньги под выборы?
    Чтобы умаслить электорат, сейчас нет ресурса: ВВП не растет, Москва зажалась…
  2. Оппозиция решила ударить по Лукашенко гендером
    В медиапространстве тут же устроили виртуальное дефиле вероятных претенденток на бросание дамской перчатки бессменному президенту…


Политика

Минск — Брюссель: но сурово брови мы насупим!..


Помните старый анекдот про доброго Ильича: «А ведь мог бы и бритвой полоснуть!». Этот слоган вполне подходит для тактики белорусского начальства в отношениях с Европой. Свежий пример: скандал вокруг Общественно-консультативного совета при Администрации президента.



13 ноября должно было состояться его долгожданное четвертое за год заседание. Предполагалась дискуссия по вопросам избирательного законодательства. Но накануне глава совета, он же глава президентской администрации Владимир Макей сделал демарш. Поскольку, мол, оппозиция ругает этот орган нехорошими словами типа «бутафорская структура», то мы вот возьмем да и приостановим его деятельность.

Естественно, все понимают, что закаленный державный муж вряд ли может на полном серьезе обижаться, как детсадовец: а чего они обзываются?! В любом случае статус топ-чиновника обязывает держать эмоции в узде. А коль уж они отливаются в чеканные строки публичного заявления (отшлифованного, судя по слогу, спичрайтерами старой закалки), то налицо расчетливая игра.

Причем эта матрица используется не впервые. Не далее как на прошлой неделе тот самый Владимир Макей в кулуарах ХІІ Минского форума как бы невзначай дал понять, что Минск вплотную берется изучать вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии. А с трибуны того же форума глава президентской администрации жестко потребовал, чтобы Брюссель отменил визовые санкции против группы белорусских чиновников. Связь между двумя заявлениями читается легко: не отмените — возьмем да и удовлетворим чаяния господ Багапша да Кокойты (и Москвы, естественно).

А это Брюсселю, понятное дело, как нож вострый. Короче, зарубежные участники форума тут же клюют на наживку. Принимаются наперебой отговаривать: мол, да бросьте, это же затруднит наш диалог и все такое! И уже отложены в сторону листки речей насчет демократизации да прав человека. В итоге Минск элегантно навязывает Европе торг за геополитическую лояльность взамен обсуждения вопросов либерализации.

Так и здесь, в случае с ОКСом. На ровном месте разгорелась пламенная дискуссия. Профессор Богданкевич, один из оппозиционных членов совета (возникли подозрения, что именно его высказывания разозлили начальство) теперь поневоле доказывает, что он не верблюд: «Я не думаю, что имею такой политический вес, чтобы из-за меня приостанавливали деятельность ОКС». С другой стороны, старый соратник Лукашенко и тоже член совета генерал Чергинец в интервью агентству «Интерфакс-Запад» гвоздит деструктивные элементы: «В стране была создана хорошая трибуна, форум, в котором участвуют все стороны. Но его почему-то не захотели оценить некоторые оппозиционные силы, они пошли на конфликт, просто пытались или игнорировать, или дискредитировать работу этого совета». Наконец, Стефан Эрикссон, посол Швеции (инициировавшей на пару с Польшей «Восточное партнерство»), пытается дипломатично уговорить осерчавшую белорусскую власть не рубить сплеча.

И если через какое-то время, подавив страшную обиду, здешнее начальство все же снимет мораторий с ОКСа, Евросоюз, по логике вещей, должен быть дико счастлив и благодарить за такое великодушие. Ну и цыкнуть на оппозицию, чтобы немного прикусила язык.

Тем временем из брюссельских кулуаров просочилась информация, что Совет ЕС на следующей неделе примет соломоново решение — продлит приостановку визовых санкций на год. Подвесит вопрос.

Все логично: для их отмены Минск сделал слишком мало, но и возвращаться к конфронтации глупо. Все-таки уступки по мелочам были. Последняя — аккредитация одного из «вражеских голосов» — «Еврорадио». К слову, аккредитовали тоже на год. Так что на ЕС неча пенять: подвешивание — тактика обоюдная.

В этом случае местные выборы, предварительно намеченные на апрель следующего года, попадают в тестовый период. Так что пролонгация заморозки санкций, сопровождаемая рядом мягких условий, напряжет-таки белорусское начальство. Придется, наверное, пустить в советы маленько деструктивных элементов (конечно, в глубинке и, конечно, не самых крутых цицеронов).

Минский аналитик Андрей Федоров прогнозирует, что в случае такого решения Совета ЕС Минск «выразит сожаление», но из «Восточного партнерства» наверняка не выйдет. Западные деньги и технологии очень нужны.

«Сверхзадача белорусских властей — уступить Европе по минимуму, а получить по максимуму», — считает эксперт.

Для того и ведется эта игра в хмурые брови на уровне «а чего они обзываются».

Впрочем, и тут стороны зеркалят друг друга. Брюссель ведь и сам немножко играет в хмурые брови.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева