Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Беларусь: для независимости нужна воля
    Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции…
  2. Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
    Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…


Политика

Гражданское общество в Беларуси. Зиму простоять да весну продержаться

 

Международное сообщество было готово к суровому обвинительному приговору  в отношении Алеся Беляцкого. На решение белорусского суда сразу же отреагировали многие международные организации и правительственные структуры зарубежья. Вопрос, однако, в том, склонны ли власти хоть минимально прислушиваться к требованиям демократического мира? И второй вопрос: удастся ли властям окончательно задушить нелояльный третий сектор?

Алесь Беляцкий — вице-президент Международной федерации прав человека, руководитель закрытого властями правозащитного центра «Весна», —24 ноября был приговорен к 4,5 годам лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества.

Приговор Беляцкому осудили Международная федерация прав человека, председатель Европарламента Ежи Бузек, Совет Европы в лице генерального секретаря организации Турбьерна Ягланда. Евросоюз назвал этот приговор «политически мотивированным». Литовский министр иностранных дел, действующий председатель ОБСЕ Аудронюс Ажубалис призвал немедленно освободить правозащитника. «Международная амнистия» заявила, что считает Беляцкого узником совести.

Отметим, что приговор пока не вступил в законную силу. Беляцкий и его адвокат еще могут обжаловать решение суда Первомайского района Минска в вышестоящих инстанциях.

Мгновенная реакция Запада означает, что заявления с осуждениями приговора лидеру «Весны» были подготовлены заранее. Иными словами, в справедливость белорусского правосудия и оправдательный приговор западные политики и международные организации не верили. Как правило, «Международная амнистия» признает узниками совести тех, в отношении кого приговор вступил в силу. Значит, международное сообщество не верит и в справедливость решения кассационной инстанции.

Почему же белорусские власти пошли на такой беспрецедентный шаг? Ведь всем было понятно, что осудить Беляцкого к лишению свободы — это означает усугубить ссору с Западом.

Заместитель Беляцкого в «Весне» Валентин Стефанович считает, что белорусские власти будут держать в тюрьме Беляцкого как «долгоиграющий козырь» для игры с Западом: «Пока в России будут продолжаться электоральные кампании, Беларусь останется одним из приоритетов, одним из факторов в ходе Кремля. Тот же Евразийский союз, по моему мнению, — не более чем пиар-ход, направленный на то, чтобы показать: будущий президент России Владимир Путин — этакий «собиратель земель русских». И Беларусь — один из первых трофеев такого «бортничества».

Однако после президентских выборов в России, прогнозирует Стефанович, когда Россия в обмен на дешевый газ потребует выполнения и других договоренностей, в том числе экономических, отношения Москвы и Минска могут кардинально испортиться, вплоть до новых торговых и информационных войн. «И тогда Лукашенко надо будет маневрировать между Россией и Западом», — полагает правозащитник.

Поэтому, по мнению Стефановича, Беляцкому и дали столь большой срок — всего на полгода меньше, чем потребовал прокурор. «При развороте на Запад белорусским властям нужны будут авторитетные политзаключенные, которыми можно торговать. Так что, я думаю, и бывшие кандидаты в президенты (Андрей Санников, Николай Статкевич), и Алесь Беляцкий будут зимовать под стражей в колониях до марта-апреля. В России пройдут выборы, она выставит условия Минску, тот их с гневом отвергнет — и пойдет просить деньги у Запада в обмен на освобождение политзаключенных», — прогнозирует соратник Беляцкого.

Схожей точки зрения придерживается и руководитель Центра политического образования Андрей Ляхович: «Сейчас Лукашенко рассчитывает на экономические дотации со стороны России. Однако нет сомнений, что в ответ Россия потребует продажи белорусских предприятий. От того, насколько Москва будет давить на Лукашенко в экономическом плане, и зависит вероятность его разворота на Запад. Наличие таких заключенных, как Беляцкий, позволит белорусскому руководству более жестко говорить как с Россией, так и с Западом».

То, что Беляцкого осудили формально за экономическое преступление, за неуплату налогов, вызывает большое беспокойство у белорусских неправительственных организаций. Так, член правления незарегистрированной Ассамблеи неправительственных демократических организаций Вацлав Орешко считает процесс над Беляцким и приговор ему «показательным и предупреждающим».

«Власти ничего не стоило бы осудить Беляцкого по пресловутой уголовной статье 193-1 за деятельность от имени незарегистрированной организации. Беляцкий ведь и не скрывал, что действовал от имени незарегистрированного правозащитного центра «Весна», — говорит Орешко. Однако, осудив Беляцкого за якобы неуплату налогов, власти пытаются показать всему «третьему сектору», что давление на гражданских активистов может быть осуществлено с самых разных сторон.

«Не секрет, что незарегистрированных, но реально работающих организаций и инициатив в Беларуси много, — подчеркивает собеседник Naviny.by. — Большинство из них пишут заявки на гранты и иногда получают деньги на зарубежные счета. На деле Беляцкого власть отрепетировала новый способ давления на руководителей и членов этих организаций, а теперь внимательно наблюдает за реакцией третьего сектора на этот приговор. Поэтому и приговор Беляцкому оказался практически максимальный: чтобы другим неповадно было».

Но такие действия властей, по мнению эксперта, вряд ли принесут существенный результат: «Ситуация с положением неправительственных организаций в Беларуси не улучшалась даже тогда, когда в стране была объявлена «либерализация». Белорусское гражданское общество привыкло жить под прессингом. Те, кто реально занимается общественной деятельностью, приговор Беляцкому, конечно, воспримут как «тревожный звонок», но своей деятельности не прекратят».

Что же касается глухоты белорусского режима к требованиям Запада, то, как прогнозируют эксперты, это временное явление. Ожидаемый в 2012 году новый прессинг со стороны Кремля будет подталкивать белорусские власти к разблокированию западного вектора внешней политики. И тогда они могут пойти и на освобождение Санникова, Статкевича и Беляцкого, и на снижение давления на «третий сектор».

Оценить материал:
Средний балл - 3.56 (всего оценок: 27)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Гэта не новая зброя правадыра. Ад самага пачатку змаганне з астатняй Беларуссю ішло праз распаўсюджванне немаверных ЧУТАК. Нават аб рыхтаванні пераваротаў і выбухаў на мітынгах. А прысуды давалі і ад пасад адхілялі за звычайныя рэчы. Падатак не заплаціў, нават калі даходу не было; знаходзіўся там, дзе раптам стала забаронена знаходзіцца. Памяркоўна са дня на дзень у грамадства гадаваўся страх перад нечаканай адказнасцю хоць за што. Бо ці ёсць на свеце ўвогуле бязгрэшныя. Таму ў гэтага грамадства і адшліфавалася тыповая тактыка - не высоўвайся. Якое выйсце? Я прапаную вылучыць кандыдатам у дэпутаты першую жонку Аляксандра Лукашэнка! І няхай ёй даручаць узначаліць камісію па нагляду за толькі што вызначаным следчым камітэтам.
  • Хм, а сейчас тогда что??
  • Пишется: Вопрос, однако, в том, склонны ли власти хоть минимально прислушиваться к требованиям демократического мира? И второй вопрос: удастся ли властям окончательно задушить нелояльный третий сектор? Третий сектор – это собирательное название неправительственных организаций. Это определение пришло из английского языка и связано с разделением социально-экономической активности в современных демократических странах на 3 сектора. Согласно такой типологии первый сектор – это государственная и местная администрация, определяемая также иногда как госсектор. Второй сектор – это сфеоа бизнеса, или все институты и организации, деятельность которых направлена на прибыль, называется также частгым сектором. Третий сектор – все частные организации: и действующие социально, и не для прибыли, или неправительственные (некоммерческие, «неприбыльные») организации.
  • Никакого снижения давления не будет. Лукашенко полностью попал под влияние силовиков. Ужесточатся не только репрессии, но и война между разными кланами и спецслужбами. Говоря обобщенно, в 2012 нас ждет беспредел.