Дата публикации:
04.02.2012
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/politic/2012/02/04/ic_articles_112_176731/

Беларусь и Казахстан будут конкурировать за доступ к российским пряникам

Автор: Андрей ТИХОМИРОВ

 

Таможенный союз не привел к существенному росту белорусско-казахстанской торговли, но трудности, переживаемые обеими странами, подталкивают их к дальнейшему сближению. Вместе с тем, реализация кремлевского проекта евразийской интеграции способно обострить соперничество между Минском и Астаной.

После выхода на международную арену в качестве независимых государств в 1991 году Беларусь и Казахстан неизменно стремились сохранять дружественные отношения.

В 1992 году эти две постсоветские страны установили дипломатические отношения и приступили к формированию правовой основы двустороннего сотрудничества. На протяжении минувших 20 лет независимости Беларусь и Казахстан поддерживали активный политический диалог на различных уровнях, создали устойчивые структуры для развития связей в разных сферах.

Этому процессу способствовало активное участие обоих государств в интеграционных процессах на пространстве СНГ, их совместное пребывание в ЕврАзЭС и Организации Договора о коллективной безопасности.

Минск и Астана солидарно выступали в международных организациях, в первую очередь в ООН и ОБСЕ. Беларусь вместе с другими государствами СНГ выступила в поддержку председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, а потом активно поддержала предложение о проведении в Астане саммита ОБСЕ. Белорусскую делегацию на саммите возглавил лично Александр Лукашенко.

В 2010 году белорусские дипломаты предлагали предоставить Казахстану статус «друга «Восточного партнерства» Евросоюза. В свою очередь, Казахстан поддержал предложение предоставить Беларуси статус партнера по диалогу Шанхайской организации сотрудничества.

С 2008 года на характер белорусско-казахстанских отношений стало все заметнее воздействовать совместное участие в формировании Таможенного союза, Единого экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского экономического союза.

Более того, в условиях обострения отношений между Лукашенко и Кремлем участие Казахстана в интеграционных встречах позволяло сгладить противоречия и способствовало успешному завершению трудных переговоров.

Вместе с тем, руководство Казахстана неоднократно давало официальному Минску понять, что не намерено поддерживать его априори и безгранично. Как правило, это происходило в тех случаях, когда интересы Казахстана затрагивались напрямую. В частности, в 2010 году Астана не поддержала Минск в острых дискуссиях относительно вмешательства ОДКБ в события в Кыргызстане и поставок в Беларусь российской нефти.

Нужно отметить, что в 1990-х годах объем белорусско-казахстанской торговли был незначительным. В 2000 году он составлял всего лишь 65 млн. долларов. В первом десятилетии XXI века стороны смогли расширить объем торговых связей и в 2008 году довели объем торговли до 530 млн. долларов.

Однако в условиях мирового финансового и экономического кризиса двусторонний товарооборот вновь сократился и в 2009 году составил 388 млн. долларов. В 2010 году объем белорусско-казахстанских торговых связей вновь расширился и достиг рекордного уровня в 870 млн. долларов.

Официальные лица двух стран выражали уверенность в том, что торговые связи будут расширяться и далее и прогнозировали выход в 2011 году на уровень в миллиард долларов. Однако эти прогнозы не оправдались. За период с января по ноябрь прошлого года объем белорусско-казахстанской торговли составил лишь около 715 млн. долларов, сократившись в сравнении с показателем за аналогичный период 2010 года.

В 2001-2009 годах Беларусь сохраняла в торговле с Казахстаном положительное сальдо, объем которого во второй половине десятилетия колебался в пределах 200 млн. долларов. В 2010 году белорусский профицит в торговле с Казахстаном уменьшился, составив около 60 млн. долларов.

За 11 месяцев прошлого года Беларусь экспортировала в Казахстан продукции на 586 млн. долларов, импортировала оттуда — на 128,8 млн. долларов. По сравнению с показателем за аналогичный период 2010 года белорусский экспорт в Казахстан увеличился на 35,7%, в то время как импорт из Казахстана уменьшился на 60,2%. В итоге положительное для Беларуси сальдо подскочило до 457 млн. долларов.

В прошлом году на первых местах в белорусском экспорте в Казахстан были молоко и молочная продукция, тракторы и седельные тягачи, шины, сахар, грузовые автомобили, мебель, машины и механизмы для обмолота, изделия из дерева, из пластмасс, лекарственные средства.

В Казахстане белорусская сторона закупала главным образом алюминий, хлопковое волокно, плакированный и холоднокатаный прокат. Существенное сокращение импорта из Казахстана было связано с сокращением закупок горячекатаного проката и полным отказом белорусской стороны от казахстанского цинка и меди, а во второй половине года — еще и от казахстанских нефтепродуктов (именно закупки нефтепродуктов обеспечили существенный прирост двустороннего товарооборота в 2010 году).

В 2000-х годах Беларусь и Казахстан попытались наладить совместный выпуск продукции, оптимизировать схемы ее доставки потребителям и повысить эффект от эксплуатации. Было создано более 80 совместных предприятий. Активность на казахстанском рынке проявляли такие белорусские предприятия, как МАЗ, МТЗ, БелАЗ, «Гомсельмаш».

Казахстанские инвестиции в Беларусь скромны (в 2010 году их объем составлял около 365 тыс. долларов) и размещаются преимущественно в финансовой сфере. Один из примеров — деятельность казахстанского АО «БанкТуранАлем (БТА-банк)», представительство которого появилось в Минске в 2004 году. Также Казахстан проявляет интерес к строительству объектов в Беларуси, но пока, по словам казахстанских официальных лиц, активность в этой сфере сдерживает отсутствие права собственности на землю.

В перспективе состояние белорусско-казахстанских отношений напрямую будет зависеть от успешности интеграционных проектов с участием двух стран. Необходимо учитывать и то, что в прошлом году Казахстан стал переживать не только экономические, но и политические трудности, зримыми проявлениями которых стали рост террористической активности в стране и антиправительственные выступления в Жанаозене.

Менее благоприятным для руководства Казахстана стал и внешний фон. В отличие от прежних электоральных кампаний, недавние парламентские выборы в этой стране получили негативные оценки со стороны стран ЕС и США. В ответ Нурсултан Назарбаев пригрозил не пускать в страну западных экспертов, критикующих выборы, чего раньше себе не позволял.

Стремление действующих руководителей Беларуси и Казахстана сохранить отстроенную ими авторитарную систему власти создает идейную основу (в виде сочетания евразийства с антизападничеством) для дальнейшего сближения. Однако переживаемые обеими странами трудности в условиях углубления кризисных явлений в мировой экономике и политике ставят состояние их отношений в зависимость от России, выступающей в роли естественного географического посредника и донора Беларуси и Казахстана.

Отметим, что за последние годы ставки Казахстана в глазах российской элиты и общественности повысились. В ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в ноябре прошлого года, 42% россиян считали Казахстан самым надежным партнером своей страны. Беларусь же в подобном качестве видели только 36% российских респондентов.

В этой связи нельзя исключать, что возникнет конкуренция Беларуси и Казахстана в борьбе за доступ к российским ресурсам и российскому рынку.