Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Государство для народа. Белорусская власть руководствуется принципом безответственности
    Именно поэтому белорусская модель несовместима с развитием…
  2. Беларусь: для независимости нужна воля
    Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции…


Политика

Беларусь прогуляла встречу «Восточного партнерства»


5 марта в Праге прошла встреча министров иностранных дел стран «Восточного партнерства» и Вышеградской группы, на которую, как заявляет Министерство иностранных дел Чехии, «белорусские власти были приглашены на уровне замминистра иностранных дел». Но наши дипломаты решили «не принимать участие в данном мероприятии», заявил БелаПАН Андрей Савиных — пресс-секретарь МИД Беларуси. «Вдаваться в детали не намерены», — добавил он.

Восточное партнерство

Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов связывает неучастие представителей официального Минска в пражской встрече, прежде всего, с кризисом отношений Беларуси и Евросоюза.

«В условиях дипломатического кризиса, разгоревшегося после 28 февраля, белорусская сторона посчитала, что участвовать в этой встрече, когда происходит взаимная высылка дипломатов, нецелесообразно», — сказал Мельянцов в комментарии для Naviny.by.

Вторая причина неучастия — желание властей продемонстрировать свое отношение к «Восточному партнерству». «Это намек с белорусской стороны, что «Восточное партнерство» не работает, что оно не отвечает интересам Беларуси и, соответственно, разговаривать там не о чем», — сказал Мельянцов.

Даже без участия представителя официального Минска «белорусский вопрос» сегодня в Праге звучал — участники встречи обсудили последние события и высказали обеспокоенность тем, как развивается ситуация по линии Минск-Брюссель.

Например, глава МИД Польши Радослав Сикорски высказал сожаление, что обстоятельства не содействуют присутствию Беларуси на этой встрече. «Мы бы все хотели, чтобы Беларусь тут была. И чтобы в Беларуси не было политических заключенных. Мы надеемся, что белорусские власти встанут на путь реформ. Как только они это сделают, они найдут поддержку с европейской стороны в деле поддержки диалога», — отметил Сикорски, которого цитирует радио «Свобода».

Очередной кризис в отношениях Беларуси и ЕС начался после того, как белорусские власти разогнали акцию протеста в вечер после президентских выборов 19 декабря 2010 года. В связи с нарушениями стандартов проведения выборов, ЕС ввел санкции против ряда представителей белорусского государства, запретив им въезд в Европейский союз и заморозив их активы на территории союза. С тех пор список охваченных санкциями лиц неоднократно расширялся. Основное требование ЕС — освобождение и реабилитация осужденных деятелей оппозиции.

Кризис обострился на прошлой неделе, когда Совет ЕС принял решение добавить в этот список еще 21 фамилию, после чего белорусские власти порекомендовали главе представительства Евросоюза Майре Море и послу Польши Лешеку Шерепке «выехать в свои столицы для консультаций, чтобы довести своему руководству твердую позицию белорусской стороны о неприемлемости давления и санкций». В ответ на это все страны ЕС отозвали послов из Минска.

Если белорусские власти считают «Восточное партнерство» недостаточно эффективной программой, и если, к тому же, им легче попросить из страны посла ЕС, чем помиловать арестованных политиков, то почему бы белорусским властям не пойти еще дальше, вообще отказавшись от участия в программе Евросоюза?

По мнению Дениса Мельянцова, им это не выгодно по двум причинам. Во-первых, белорусские руководители заявляют о большом потенциале «Восточного партнерства», высказывая при этом сожаление в связи с двойными стандартами ЕС в отношении Беларуси. Так что руководство страны надеется, что когда-нибудь, когда отношения с ЕС нормализируются, «в рамках «Восточного партнерства» удастся получить финансовую и проектную помощь».

Во-вторых, в «Восточном партнерстве» белорусские руководители видят инструмент баланса при контактах с Кремлем.

«Сейчас у нас «медовый месяц» в отношениях с Россией. Но история белорусско-российских отношений показывает, что существует определенная синусоида, что за «медовыми месяцами» всегда идут периоды если не вражды, то похолодания отношений, — говорит аналитик. — И вот, на случай периодов не очень хороших отношений с Россией, всегда необходимо иметь возможность лавирования. А программа «Восточное партнерство» дает возможность показать России, что мы вхожи в европейские структуры и, при желании, можем повернуться к ней спиной».

«Восточное партнерство» — программа Евросоюза, охватывающая шесть стран Восточной Европы и Южного Кавказа, а именно: Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину. Программа была основана 27 странами ЕС и шестью партнерскими странами на саммите в Праге 7 мая 2009 года. Она направлена на укрепление отношений между ЕС и восточными соседями за счет углубления политического сотрудничества и экономической интеграции.

Кай-Олаф Ланг, эксперт немецкого фонда «Наука и политика», считает, что развитие ситуации в некоторых странах «Восточного партнерства» не пошло программе на пользу. «Жесткие репрессии в Беларуси и ослабление демократии в Украине стали тенденциями, осложнившими дальнейшее развитие «Восточного партнерства», — сказал он в интервью аналитическому порталу Eastern Partnership Community.

Но, несмотря на существующие проблемы, в ЕС сохраняется понимание того, что восточных соседей нельзя попросту игнорировать. В частности, сохранить свое влияние в регионе хотели бы Германия и Польша. «Восточное партнерство» вызывает особый интерес и у Венгрии, Румынии, Словакии, Чехии…

Возможно, символами успеха программы ЕС станут такие ее участницы, как Грузия и Молдова. Не исключено, что со временем речь в Евросоюзе зайдет о необходимости существования «углубленной» и «облегченной» версий партнерства («углубленная» предполагала бы подписание странами-участницами соглашений об ассоциации с ЕС, а «облегченная» означала бы только технические контакты для такой страны, как Беларусь).

«ЕС также необходимо подумать о том, как укрепить многостороннее измерение сотрудничества в «Восточном партнерстве» — это может оказаться полезным, если в двусторонних отношениях наступит застой», — говорит Кай-Олаф Ланг. Возможно, считает он, Беларусь удалось бы привлечь именно к многосторонним отношениям.

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 7)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Этому "Восточному Партнёрству" уже года три,если не ошибаюсь и что? Вот и сейчас,собрались,пивка хорошего попьют,город красивейший посмотрят и разбегутся.Красота!