Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Оппозиционные политики скептически смотрят на «народный референдум»
    20 мая «Говори правду!», «За Свободу» и Партия БНФ заявили о долгосрочном стратегическом партнерстве...
  2. Профосмотр Беларуси. Хроническая обида (по итогам «Евровидения»)
    Неделя вновь пестрила внешнеполитическими новостями...

Политика

Тайный диалог Минска и Брюсселя не приносит результатов


Конфиденциальность переговоров между Брюсселем и Минском не способствует достижению европейцами декларируемой ими цели, а именно — освобождению и реабилитации в Беларуси политзаключенных.

О том, что коммуникация между ЕС и Беларусью продолжается даже после отъезда из страны послов объединенной Европы, прямо и косвенно свидетельствует целый ряд фактов.

15 марта Европарламент должен был призвать Совет ЕС к точечным экономическим санкциям в отношении Беларуси. Однако голосование по соответствующей резолюции было отложено — якобы в связи с отказом Александра Лукашенко помиловать осужденных за теракт Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева. Вместе с тем, как сообщила белорусская служба радио «Свобода» со ссылкой на анонимные источники в структурах ЕС, официальный Минск намекнул Брюсселю: «В ближайшие дни могут быть освобождены некоторые политические заключенные». Болгарский европарламентарий — социалист Кристиан Вигенин не смог подтвердить «Свободе» эти сведения, но отметил: «Мы получили информацию о положительных изменениях».

О том, какие положительные изменения в позиции Беларуси заметил болгарский европарламентарий, остается только гадать.

По сообщениям СМИ, в тот же день верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон призвала европейских послов вернуться в белорусскую столицу в течение недели. Однако если такой призыв и существовал, то на практике он не был реализован.

Отношения Беларуси с ЕС обсуждались 16 марта на заседании комитета по политическим вопросам и вопросам безопасности Европейской службы внешнего действия (ЕСВД) в Брюсселе. ЕСВД проигнорировала просьбу журналистов об информации по результатам консультаций и возможных принятых решениях.

Неизменным требованием ЕС, конечно, остается освобождение и реабилитация в Беларуси политических заключенных. Миссия благородная, вот только способствует ли ее успеху атмосфера секретности, в которой проходят переговоры Брюсселя с Минском? Быть может, именно публичная дискуссия позволит добиться заветной цели?

Происходящее «очень непохоже на настоящую дипломатию», считает бывший белорусский посол в Германии Петр Садовский, связывая закрытый характер переговоров со спецификой белорусской ситуации. Мировая дипломатическая практика такова, что некоторые переговоры действительно не подлежат публичности — например, при необходимости снять взаимные претензии, говорит собеседник Naviny.by.

«Но в нашем случае мы вынуждены искать правильный ответ на неправильное положение вещей: фактически, в стране введено чрезвычайное положение», — отмечает Петр Садовский.

Сегодня, когда официальные лица ЕС намекают на возможность освобождения политзаключенных, пресса вынуждена гадать, произойдет ли это на самом деле. Хотя нормальные переговоры подразумевали бы публичность процесса в принципе и возможность журналистам получать ответы на любые вопросы, подытоживает Петр Садовский.

Правозащитница Елена Тонкачева считает, что позиция ЕС относительно освобождения политзаключенных, озвученная после минувших президентских выборов, осталась неизменной. «Очевидно, что некое кулуарное обсуждение этого вопроса ведется, и нам действительно неизвестно содержание торга», — сказала она Naviny.by.

Собеседница не берется судить, помогла бы освобождению осужденных публичность переговоров. За последний год «источники, заслуживающие доверия», неоднократно сообщали, что политзаключенных вскоре освободят. «Мы все время являемся свидетелями таких историй. Я вам честно скажу, я перестала обращать на них внимание, — сказала Елена Тонкачева. — Для меня важен публичный процесс, и его я могу оценивать. К закулисному процессу я никак относиться не могу, потому что не вижу его результатов».

Таким образом, принесли бы публичные переговоры именно тот результат, к которому стремится ЕС, не известно. Но поскольку в белорусских тюрьмах по-прежнему держат оппонентов власти, осужденных по политическим мотивам, очевидно, что непубличный диалог результатов не дает.

Вряд ли европейские дипломаты многое потеряют, если нарушат молчание и прольют свет на содержание закулисных коммуникаций с белорусской властью.

Оценить материал:
Средний балл - 4.05 (всего оценок: 20)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Пишется: «В ближайшие дни могут быть освобождены некоторые политические заключенные» Это что, речь идет о тех, кто находится в статусе "кандидат в президенты"?

Интересные Факты

Загрузка ...